Экономическое развитие Самарского края
В XVII в. Самара уже не была захолустным городком, а представляла собой центр, игравший определенную роль в экономической жизни региона. В XVII в. формируются некоторые основные отрасли экономической жизни края.
Уже в XVII в. территория Самарского края делилась на два сельскохозяйственных района. В степном левобережье господствовало кочевое скотоводство. В Самарском правобережье – земледелие на черноземных землях. Земледельческие районы формировались русским, мордовским и чувашским населением.
Среднее Поволжье относилось к регионам с рискованным земледелием, поскольку в силу климатических условий (засухи) были часты неурожаи. Поэтому основными сельскохозяйственными культурами XVII в. были неприхотливые рожь и овес. Земледельческим селениям Самарской Луки удавалось полностью обеспечивать себя хлебом. Однако вплоть до конца XVII в. хлебное жалование в уездный центр – Самару завозилось с верховьев Волги.
Одной из наиболее значительных сфер самарской хозяйственной жизни XVII в. была добыча соли. Центр солеварения располагался на территории Надеинского Усолья, на реке Усолке, где находились соляные ключи. Фактически, добыча соли в этом районе велась, начиная с бронзового века. Однако настоящее солеварение, в промышленных масштабах, началось здесь только с 30-х гг. XVII в.
В 1631 г. эти земли приобрел ярославский купец Надея Святешников. Именно он поставил добычу соли на промышленную основу. Святешников владел соледобывающими предприятиями во многих районах страны. Человек он был довольно прогрессивный, поэтому соль добывалась по новейшей технологии так называемым «пермским» способом. Святешниковские мануфактуры были капиталистического типа: работали как крепостные, так и свободные люди, уходов работников практически не было, хотя условия работы были очень тяжелыми. Да и работали в основном беглые, которым уходить было некуда и, которые, предпочитали эту свободную, но тяжелую жизнь крепостному состоянию.
В 1631 г. началось строительство соледобывающих мануфактур и в 1635 г. объем добываемой соли составлял 18-20 тыс. пудов в год. К 1646 г. Святешников добывал уже 36 тыс. пудов в год. Добываемая соль была низкого качества из-за большого количества примесей, имела желтый цвет, но и стоила в 1.5-2 раза дешевле североусольской соли. Поэтому волжская соль широко расходилась по всей стране. В XVII в. на каждой карте обязательно было отмечено Надеинское Усолье – центр русского солеварения. Для продажи соли была построена специальная соляная пристань, которая находилась в Самаре.
Судя по имевшемуся оборудованию, Святешников собирался значительно расширять производство, предполагая бурить новые очень глубокие скважины. Однако основные залежи соли и линзы соляного рассола находились довольно далеко от реки Усолки, и после нескольких неудачных бурений пришлось ограничиться неглубокими колодцами.
В 1646 г. Святешникова заподозрили в утаивании налогов. Его отстранили от дел и вскоре он умер. Соляные промыслы перешли в Дворцовое ведомство. Через некоторое время усольские промыслы были выкуплены у Дворца Семеном Святешниковым – сыном Надеи Святешникова. Однако государство потребовало выплатить все долги и недоимки отца. Эти выплаты разорили наследников.
В 1660 г. Надеинское Усолье было передано Савво-Сторожевскому монастырю. Усольские соляные промыслы возглавил старец Л. Моренцов, под его руководством объем продукции вырос до 42 тыс. пудов в год. Постепенно поступательное развитие усольских промыслов приостановилось – 40 тыс. пудов в год. А уже к 1680-м гг. добыча соли в этих местах практически прекратилась, так как в Астрахани были открыты и начаты разработки залежей каменной соли. Новая астраханская соль была очень высокого качества и оказалась по стоимости гораздо дешевле усольской соли.
Окончательно прекратилось солеварение в Надеинском Усолье в конце XVII в., когда по указу Петра I были определены города, в которых было разрешено производить оптовую торговлю солью. Самара в число этих городов не вошла. В итоге соляные промыслы в Усолье были законсервированы Монастырским приказом, а затем А. Меньшиковым. Новым центром поволжской соледобычи стала Астрахань.
Значительной сферой экономической жизни Самарского края в XVII в. была торговля. Самара была первым русским городом, который находился на пути азиатских торговцев. Поэтому в торгово-промышленной жизни города первоочередную роль играл поток транзитных грузов, шедших по Волге. В составе осенних караванов вниз и вверх по Волге проходило до 2 тыс. крупных судов. В самой Самаре устраивался восточный торг, поскольку часть азиатских купцов не ходила дальше Самары, а в город приезжали русские купцы с товарами. Вниз по Волге везли хлеб, оружие, лес, меха, промышленные товары. Вверх по Волге ежегодно проходила четвертая часть всей добываемой соли в стране и огромное количество красной рыбы. В середине XVII в., после изменения волжского русла пристань из устья реки Самара была перенесена непосредственно под город.
В 1630-х гг. по сбору денег от торговли Самара входила в пятерку крупнейших торговых городов Поволжья. Самара собирала 900-960 руб. (пятая часть торгового оборота), а, например, Саратов – 100-120 руб.
Крупным торговым сухопутным путем, проходившим через Самару, был путь из Средней Азии на Москву. Известна эта торговая дорога была со второй половины XVI в. По этому пути шли восточные караваны с редкостями и предметами роскоши. Восточные купцы даже имели свой торговый двор в Самаре.
Еще одним крупным торговым путем была зимняя яицкая дорога. С Яика шли обозы с красной рыбой и икрой, а обратно – с хлебом, боеприпасами, промышленными товарами.
Все транзитные торговые пути вокруг Самары контролировались особыми сторожевыми пунктами – заставами, которые взимали с торговцев государственную пошлину.
Практически вся экономическая жизнь Самары строилась вокруг торговли. В 1634 г. среди 200 самарских торговцев и промышленников указано только 27 ремесленников. Остальные участвовали в операциях с транзитной торговлей.
В XVII в. Самара так же становится центром калмыцкого торга. Однако калмыкам горожане не доверяли, поэтому торг с калмыками находился за воротами. Предметом торговли с калмыками были табуны коней – злые, малорослые, но очень сильные и выносливые калмыцкие лошади, очень ценились в центральных земледельческих районах России.
Одной из самых значительных отраслей самарской экономики XVII в. была добыча и продажа рыбы. Промышляли рыбной ловлей специальные артели – монастырские, купеческие и вольные. Первые сообщения о русских рыболовецких промыслах в Среднем Поволжье относятся к 1521 г. (документ): «…1000 рыболовов московских, ловящих рыбу на Волге под городами Девичьими и до Змиева Камени и до Увека (от Жигулевских гор и до Саратова), за тысячу верст от Казани заехавши, тамо живяху все лето, на Девичьих водах ловяху рыбу и в осень возвращахуся на Русь, наловившися и обогатевши…». Однако широкомасштабное развитие промышленного рыболовства началось только во второй половине XVI-начале XVII вв. Карл Бэр, исследовавший рыбные богатства России писал (документ): «Только от Казани Волга заслуживает славу богатой рыбной реки… По изобилию рыбы можно разделить Волгу на 3 части: на верхнюю Волгу, на среднюю (от устья Камы до Царицына) и на нижнюю – от Царицына до впадения ее в море».
В течение XVII-XVIII вв. волжская и яицкая рыба преобладала на рынках наиболее крупных торговых центров страны. Самой ценной волжской рыбой были осетровые, критерием сортности которых был определенный размер.
Первоначально на Волге не было оборудованных долговременных рыболовецких предприятий. На волжских островах возводились временные постройки для хранения оборудования и выловленной рыбы. Только в XVII в. в прибрежных волжских городах начали строить специальные рыбные дворы, зачастую осуществлявшие и оборонительные задачи. Подобные рыбные дворы именовались рыбными городками.
Во второй половине XVII-начале XVIII вв. рыбные дворы в промысловых водах принадлежали в основном крупным монастырям. Самым мощным рыболовецким предпринимателем был Савво-Сторожевский монастырь. В конце XVII в. он владел тремя крупными рыбными дворами. Новодевичий монастырь – двумя. На рыбных дворах осуществлялась обработка рыбы, ее подготовка к хранению и транспортировке. Основной операцией на рыбных дворах было соление красной рыбы с использованием астраханской соли. На самарском рыбном дворе варили очень высококачественный рыбный клей из волжских осетровых, который очень ценился и упоминался во многих документах того времени. Большая часть выловленной рыбы вывозилась в Нижний Новгород и Москву.
Можно отметить, что на протяжении десятилетий, вплоть до XIX в. сам технологический процесс добычи рыбы не изменялся, основным орудием рыбной ловли оставался невод, росли только масштабы и объем.
В течение XVII в., благодаря быстрому развитию промыслового рыболовства, на Средней Волге сложился один из крупнейших центров добычи и снабжения всей России наиболее ценными сортами промысловой рыбы.