Особенности макросреды предпринимательства в России

Россия находится в состоянии перехода к новой хозяйственной системе — от командно-административной к рыночной. От системы, основанной на общественной собственности, к системе, основанной на многообразии форм собственности, где "правила игры" задает частная собственность.

Очень важно подчеркнуть, что общественная собственность на исторической лестнице развития стоит выше частной собственности, поэтому Россия в настоящее время, возвращаясь к рынку, как бы находится в состоянии возвратно-поступательного движения вперед. Зайдя в социально-экономический тупик, Россия отступает на исходные позиции, но на более высоком витке социально-экономической спирали, откуда она должна за короткий исторический срок наверстать упущенное. Это самая трудная задача России, так как решение ее связано с ломкой сложившейся в течение 75 лет хозяйственной системы со всеми вытекающими отсюда последствиями социального, экономического, политического, культурного порядка. Отсюда и наличие значительной части тех особенностей во внешней среде предпринимательства в России, которые указаны ниже.

Экономический аспект. Россия все еще находится в фазе кризиса, которая длится уже более четырех лет. Такой продолжительной фазы экономического кризиса история не знает. Как правило, фаза кризиса скоротечна — от двух недель до полугода. Поскольку на наш кризис наложились распад СССР на пятнадцать государств, разрыв традиционных хозяйственных связей, изменение системы общественного разделения труда, переструктуризация народнохозяйственного комплекса, практически потеря внешних рынков (кроме рынков сырья, материалов и энергоносителей), постольку невозможно предсказать каких бы то ни было сроков выхода страны из этой тяжелейшей ситуации. Если к этому добавить неослабевающую инфляцию, засилье иностранного ширпотреба, бегство капиталов и "утечку мозгов" из России, совершенно безрассудную налоговую политику, то легко сделать вывод о том, как трудно придется развиваться предпринимательству в ослабленной России, не способной создать благоприятной экономической среды для формирования рынка.

Политический аспект. В России слишком много политических партий, течений, общественных движений и организаций, стремящихся к власти. В то же время в стране нет правительства профессионалов. Законы, указы противоречат друг другу. Принимаются часто законы, никак экономически не обоснованные и в финансовом отношении не обеспеченные. Налоговые сборы доходят до 90—95 % прибыли. Разгром Верховного Совета РСФСР, избрание практически бесправной Государственной Думы, война в Чечне и т. д. в совокупности характеризуют совершенно непредсказуемую государственную политику, следовательно, неблагоприятную политическую среду для предпринимательства.

Социальный аспект. С 1991 г. в России постоянно ухудшается социальная ситуация. Отсутствует в то же время какая бы то ни была социальная политика, следовательно, и социальная защищенность бедных и беднейших слоев населения очень слабая. За указанный период произошло столь резкое и стремительное расслоение населения по уровню жизни, что среди всех развитых стран мы оказались на первом месте по степени перепада доходов между верхними 10 % населения — самыми богатыми и нижними 10 % — самыми бедными. Перепад между ними составляет по разным источникам от 26 до 39 раз.

Коррупция чиновничьего аппарата, свойственная любой стране, особенно в переходные этапы, стала настоящим бедствием для России, удавкой для предпринимательства.

Культурный аспект. Россия находится в состоянии культурной неопределенности. Возникла опасность разрыва исторической преемственности культурного развития народов России. Мошенничество — наиболее характерная черта российских предпринимателей. Так утверждают результаты социологического опроса ученых Томского университета. Расточительство, насилие, обман вызывают решительный протест у населения и, следовательно, неприятие им навязываемого образа жизни. Притом осуждается не бизнес, не предпринимательство, даже не накопительство, а именно их российский стереотип. Российское предпринимательство пока ни в коей степени не отвечает этическим нормам, присущим западным предпринимателям.

В то же время погоня за модой, организация фирм и их офисов на западный образец, совместные предприятия и т. д. создали гигантский рынок, который поглощает все больше и больше товаров и услуг, что весьма благоприятно для предпринимательства.

Правовая среда. Переход России к рыночной системе хозяйствования практически не обеспечен законодательно. Во-первых, недостаточно проработано юридически множество законодательных актов, поэтому они часто противоречат друг другу. Во-вторых, многие аспекты рыночной экономики у нас вообще еще не получили законодательного осмысления. И наконец самое главное: само законодательство нестабильно, оно часто меняется, что вводит в заблуждение всех: и предпринимателей, и население.

Гражданский кодекс играет исключительную роль в развитии российского предпринимательства. В нем закрепляются основные принципы создания гражданского общества и упорядочения отношений в нем: равенство участников, неприкосновенность собственности, свобода договора, беспрепятственное осуществление гражданских прав и, самое главное, нормы о системе юридических лиц и собственности. Кроме того, на основе Гражданского кодекса принимаются законы о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, лицензировании, об акционерных предприятиях, о кооперативах, об обществах с различной формой ответственности и т. д.

Важную роль играет подготовка законодательных инициатив по вопросам правовой гарантии предпринимательской деятельности, включая, в первую очередь право на собственность и соблюдение договорных обязательств.

Примером может служить складывающаяся в течение многих лет система законов, действующих в сфере предпринимательства США. Приведем лишь некоторые из них.

Наши рекомендации