Удельная Русь. Феномен Великого Новгорода
Политический и экономический кризис Киевской Руси привел к процессу дробления единого государства на ряд самостоятельных княжеств. Удельный период (XII-XV вв.) – это закономерный, полный противоречий период общественного развития. С одной стороны, явное ослабление военного потенциала, междоусобные войны и усиливающееся дробление княжеских владений.. Однако с точки зрения развития предпринимательства шло формирование новых внутренних рынков, менялся характер торговли . В XII-XIIIвв. образовалось четыре крупнейших межобластных рынка: 1) северо-западная Русь (Новгород, Псков, Полоцк, Витебск, Смоленск и др.); 2) северо-восточная Русь (Ростов, Суздаль, Владимир-на-Клязьме, Тверь и др.); 3) южная Русь (Киев, Чернигов, Переяславль-Южнорусский и др.); 4) юго-западная Русь (Владимир-Волынский, Галич, Перемышль и др.). Их функционирование было обусловлено различными геополитическими, естественно-географическими условиями, начавшейся специализацией районов. Наивысшего расцвета в тот период предпринимательство достигло в Новгороде, значение которого повышается в связи с усилением роли торгового Балтийского пути. Основанный на наивыгоднейшем перекрестке торговых путей (в Северную Европу, на Восток и «из варяг в греки») Новгород уже с X в. тяготел к автономии. Обособление его как самостоятельного государства началось с 30-40-х гг. XI в. (с освобождения от уплаты дани Великому князю в 1019г.). К этому же времени следует отнести завершение процесса формирования государственности. Официально независимость Новгорода была провозглашена в 1136г. Административное устройство Новгорода (выборность) сближало его с северными европейскими соседями, что способствовало вовлечению его в общеевропейскую торговлю.
В XII-XIII вв. Новгород был огромным городом, основное население которого составляли ремесленники самых разнообразных специальностей. Работали ремесленники не только на заказ, но и на рынок, являясь и производителями и торговцами. В рыночные отношения были втянуты различные социальные слои. Основываясь на различные источники, В.О.Ключевский писал, что местный боярин чаще всего предстаёт с физиономией капиталиста, дающего деньги в долг. В.О.Ключевский приводит пример, когда у одного посадника в XIII в. народ, разграбивший его дом, нашел долговые «доски», на которых значилось отданных взаймы денег «без числа». Участие в новгородской торговле принимали и люди среднего состояния. Однако, настоящими торговцами были купцы. Они работали с помощью боярских капиталов, либо кредитуясь у бояр, либо служа им комиссионерами в торговых оборотах.
Уже к XII в. возникают первые корпоративные торговые компании. Если первой из известных компаний в истории России считается киевская корпорация «гречников» при церкви Успения Богородицы Пирогощи, установившая регулярные связи с Византией, то самым знаменитым купеческим объединением было «Ивановское сто» или «Дом Святого великого Ивана». Объединение новгородских купцов торгующих воском и другими товарами со странами Западной и Северной Европы было самым влиятельным. Церковь Иоанна Предтечи на Опоках, при которой создавалась эта Ивановская община, обладала значительными полномочиями от городских властей. В храме хранилась эталонная мера весов. Местные и приезжие купцы направлялись сюда для контрольного взвешивания своего товара, без чего запрещалась торговать. На площади перед храмом происходило заседание торгового суда, разбиравшего в присутствии городской администрации - тысяцкого все споры между купцами. Глава общины участвовал в заключении важнейших торговых договоров и являлся членом Совета Новгородской республики. Для того, чтобы получить наследственное право стать членом этой элитной купеческой организации необходимо было заплатить пошлину в размере 50 гривен серебра ( 10 килограммов), что составляло в то время целый капитал., а также преподнести новгородскому тысяцкому рулон дорогого сукна. От слова пошлина возникло наименование членов этого объединения – «пошлые купцы». Таким образом, можно считать, что «Ивановское сто» было органом торгового управления и напоминало западноевропейскую гильдию.
Любопытным фактом является традиция учреждать подобные купеческие объединения при божьих храмах. Вероятно, это объясняется религиозным сознанием средневековых людей, не мыслящих свою жизнь и деятельность без небесного покровительства. В Новгороде существовали десятки таких объединений в зависимости от товаров, которыми они промышляли, или местности, куда возили торговать. Каждая группа купечества имела свой храм (как в западноевропейской купеческой гильдии). Святой, в честь которого этот храм был освящен, являлся духовным покровителем организации.
Новгород был «столицей» огромной Новгородской земли, состоящей из двух разделов: пятин и волостей по сути «колоний» Новгорода: Заволочье на Северной Двине и Ваге, Тре на Кольском полуострове, Печора, Югра, Пермь, Вятка. Все эти земли не только платили дань Новгороду, но и выступали торговыми партнерами. Драгоценная пушнина, полученная и в виде дани и посредством торговых операций из Северного Поморья и Приуралья, продавалась на западных рынках, принося большой доход боярам, снаряжавшим военно-промысловые и торговые экспедиции. На Новгородском торгу можно было купить продукты и ремесленные изделия из стран Востока, Западной Европы, Византии и конечно русских княжеств. Выгодное географическое положение способствовало развитию новгородской внешней торговли, которая была делом не только купцов, но и бояр и новгородской церкви.
Торговая жизнь Новгорода включала в себя не только товарный экспорт (меха, воск, мед, толстый грубый холст, паклю, шкуры овчины, кожи, строевой лес, поташ, канаты и т.п.), но и импорт (сукна, вино, металлы, ювелирные изделия, красители, посуду и т.п.). Ещё с XII в. в Новгороде создаются два иноземных гостиных двора: Готский (Готландский) и Немецкий. В XIII в. Балтийский торговый путь оказался в руках посредников _ купцов Ганзейского союза ( членами Союза являлись ряд северогерманских городов, а также Рига, Ревель, Дерпт). Ганзейцы обладали монопольными правами на посредническую торговлю между странами Западной Европы и Новгородом. В ответ новгородцы запретили немецким купцам вести розничную торговлю в городе и закрыли доступ в другие российские земли. Приезжие купцы обязаны были жить в гостиных дворах – селиться вне их запрещалось.
До XV в. Новгород не чеканил свою монету. Главная в том причина это хождение иностранных монет, причем серебряные монеты часто переплавлялись в гривны и использовались в виде слитков. В 1478г. Новгородский денежный двор, утратив самостоятельность, стал периферийным двором Московского государства до 1663г.
Свобода предприимчивых новгородцев способствовала возникновению на Руси летописания. Знаменитые новгородские берестяные грамоты имели экономический и бытовой характер. В грамотах широко отражена уникальность Новгорода, а именно, экономическая и предпринимательская активность были характерны для всех социальных слоев города.
Чем интересен опыт Новгородской республики? Главным образом тем, что создавал предпосылки для зарождения свободы, уважения прав человека и личности. Однако, по мнению В.О.Ключевского сохранить независимость у Новгорода не было никаких шансов. Процесс образования великорусской народности объективно должен был завершиться политическим объединением. Политическим центром объединительного процесса, консолидирующим энергию нового этноса, Новгород не мог быть. По ряду причин таким центром, выражавшим потребности всего великорусского народа, стала Москва, имевшая большой опыт политической борьбы - гибкой и изобретательной. Кроме того, переселенческая политика Ивана III подорвала экономическое могущество Новгородской земли. В 80-е годы XV века более 7000 знатных семей (бояр, гостей, купцов) были переселены в Москву и Подмосковье. В 1510 г. переселение коснулось и Пскова.
После присоединения Новгорода к Москве, не смотря на утрату вековых традиций (выборность органов власти, привилегированное положение крупного купечества, торговый суд…), Новгород не утратил своего торгового значения и оставался крупнейшим рынком России. Более того, торговые интересы Новгорода и Пскова защищались. Так, Иван III, заключив новгородско-ливонский договор в 1481 г. регулировал условия торговли и пребывания русских купцов в городах Ливонии. Значителен был вклад Московской дипломатии в лишении Ганзы существенных привилегий в торговле. Но к концу XVI в. в результате поражения России в Ливонской войне, потери выхода к Балтийскому морю и разорения города опричниками Ивана Грозного Новгород окончательно утратил свое торговое значение.