Тема 2. Розничная купля-продажа
Форма практического (интерактивного) занятия:
- устный опрос;
- исследовательские (творческие задания);
- решение ситуационных задач;
- работа в малых группах.
Цель занятия: составить представление о понятии, отличительных признаках договора розничной купли-продажи, правовом регулировании, специфике розничной купли-продажи с участием потребителя.
Вопросы:
1. Понятие и элементы договора розничной купли-продажи. Отличия договора от обычной купли-продажи.
2. Правовое регулирование розничной купли-продажи.
3. Права и обязанности сторон по договору розничной купли-продажи.
4. Разновидности розничной купли-продажи.
5. Специфические способы защиты прав гражданина-потребителя.
Творческие задания:
1. Определите соотношение понятий «покупатель» и «потребитель» применительно к договору розничной купли-продажи.
2. Определите, на какие из перечисленных отношений распространяется законодательство о защите прав потребителей:
а) приобретение строительных материалов индивидуальным предпринимателем для ремонта собственной квартиры;
б) внесение денежных средств гражданином в качестве банковского вклада;
в) приобретение гражданином туристической путевки на отдых за границей;
г) приобретение детско-юношеской библиотекой книг и журналов в книжном магазине в целях пополнения библиотечного фонда;
д) покупка гражданином бывшего в употреблении холодильника в комиссионном магазине.
Обоснуйте свой выбор.
3. Сравните понятия «гарантийный срок», «срок годности» и «срок службы» по следующим критериям: а) значение и сфера применения; б) вид товара, на который устанавливается срок; в) единицы измерения; г) последствия истечения. Оформите полученные результаты в виде таблицы.
4. Сравните последствия передачи товаров с недостатками, предусмотренные общими положениями гл. 30 ГК, нормами ГК о розничной купли-продажи и законом «О защите прав потребителей». Оформите полученные результаты в виде таблицы. Чем можно объяснить различия в правовом регулировании последствий одного и того же правонарушения?
5. Опираясь на нормативные акты, перечислите субъектов, к которым могут быть предъявлены требования потребителем и дайте им краткую характеристику. Например, согласно ст. 10, 18 Закона «О защите прав потребителей» потребитель может предъявлять требования к продавцу, которым признается….
Письменные задания:
1.Скворцов купил по образцу холодильник «Индезит» в магазине ООО «Север» с условием доставки его на дом в оговоренный срок. Холодильник был доставлен с опозданием на пять дней; на этот период Скворцову пришлось взять отпуск за свой счет. Работники магазина, доставившие холодильник, на вопрос о дате его установки не ответили. Платный механик, вызванный из мастерской для установки холодильника, обнаружил при его включении в электросеть неисправность электропроводки, не позволявшую безопасно эксплуатировать холодильник.
Продавец отказался забрать холодильник своим транспортом и Скворцову пришлось транспортировать его за свой счет. В магазине он узнал, что холодильники «Индезит» подорожали на 10% и что обменять его холодильник на новый нельзя, поскольку такой модели нет в продаже. Продавец принял холодильник Скворцова в ремонт, но в просьбе покупателя о предоставлении на время ремонта другого холодильника отказал. Отказ продавец объяснил тем, что он взял холодильник в ремонт из любезности, хотя вовсе не обязан был этого делать. По мнению продавца, холодильник сломался по причине того, что покупатель устанавливал его своими силами, не дождавшись квалифицированного представителя продавца, а потому требования закона «О защите прав потребителей» не могут применяться - налицо вина самого Скворцова в поломке. Отремонтированный холодильник был доставлен покупателю спустя 60 дней.
Скворцов подал иск в суд к ООО «Север» с требованием: а) оплатить ему пять рабочих дней ожидания доставки холодильника; б) проценты на стоимость холодильника в соответствии с учетной ставкой банковского процента за пять дней; в) стоимость работ платного механика; г) стоимость доставки холодильника продавцу; д) неустойку в размере 1% от новой цены холодильника за каждый день непредставления ему холодильника на период ремонта - за 30 дней; е) арендную плату, взимаемую за прокат аналогичного холодильника в бюро проката за один месяц; ж) штраф за выпуск и продажу недоброкачественной продукции в сумме 200 минимальных размеров оплаты труда, з) возмещение морального вреда в сумме 10 тыс. руб.
Все ли требования покупателя подлежат удовлетворению и почему? Какие еще требования может предъявить потребитель в данной ситуации?
2. Васина приобрела в магазине г. Кемерово золотые часы. Часы были произведены Санкт-Петербургской ювелирной фабрикой, при этом фабрика производила корпус и браслет часов, а часовой механизм приобретала у часового завода. Часовой завод установил на часовой механизм гарантийный срок 1 год с момента изготовления, ювелирная фабрика установила гарантийный срок 3 года с момента изготовления, продавец установил на часы гарантийный срок на часы 1 месяц со дня продажи. Часовой механизм часов Васиной был произведен 8 декабря 2010г. Часы были изготовлены 15 февраля 2011г. и опломбированы 20 марта 2011г., а поступили в продажу 3 мая 2011г. Васиной часы были приобретены 1 августа 2011г., а 18 декабря 2011г. они сломались.
Васина обратилась в магазин с просьбой произвести ремонт часов, однако магазин отказал ей, ссылаясь на пропуск гарантийного срока. Тогда покупатель обратилась к ювелирной фабрике-изготовителю часов с требованием возвратить деньги за часы, однако ювелирная фабрика ответила отказом, мотивируя тем, что она производит корпуса и браслеты, а они в исправном состоянии – золото соответствует пробе, не деформировано, драгоценные камни не выпали, и вообще, никаких недостатков в часах как ювелирном изделии не обнаружено. Фабрика посоветовала Васиной обратиться на часовой завод.
Часовой завод также отказал Васиной в требовании возвратить деньги, поскольку считал, что, во-первых, истек гарантийный срок на часовой механизм, во-вторых, он не состоит с Васиной ни в каких отношениях. В-третьих, он не производит золотых часов.
Как разрешить спор? К каким субъектам могут быть предъявлены требования об устранении недостатков или о замене товара на аналогичный?
4. Андреев купил в магазине АО «Люкс» джинсы производства США «Мустанг». О продаже АО джинсов именно этой фирмы свидетельствовала реклама на телевидении, информация об этом была в самом магазине, на джинсах, выставленных на витрине, имелся фирменный ярлык. Однако приобретенные джинсы оказались неизвестного производства. Андреев обратился к мировому судье с иском о расторжении договора, возмещении убытков и морального вреда по тем основаниям, что проданные ему джинсы не соответствуют заявленным в рекламе, ответчик преднамеренно вводит покупателей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления и потребительских свойств товара, что повлекло за собой приобретение Андреевым товара, не обладающего необходимыми ему свойствами.
Какое решение должен вынести суд?
5. Тимофеев 10 мая купил в торговом центре зимние ботинки. Через несколько дней жена Тимофеева, приехав из командировки, убедила мужа, что сапоги подобного фасона в новом сезоне выйдут из моды, и ему необходимо купить более теплые и современные ботинки. Тимофеев пришел в торговый центр 25 мая и попросил обменять купленную обувь на другой фасон или вернуть ему их стоимость.
Однако заведующая торговым центром отказалась вернуть деньги за сапоги, а сапог других моделей в магазине не было. Свой отказ заведующая магазином мотивировала тем, что деньги за товар они обратно не возвращают, к тому же Тимофеев пропустил 14-дневный срок. Тимофеев настаивал на удовлетворении своих требований, пояснив, что 24 мая был выходной день - воскресенье и центр был закрыт. Более того, по мнению Тимофеева, исчисление срока в данном случае следует начинать со времени наступления зимнего сезона. Тимофеев вынужден был обратиться к юристу.
Кто прав в этом споре?
Вариант. Изменится ли решение, если Тимофеев приобрел не сапоги, а золотые серьги в подарок жене?
Работа в малых группах
В юридической литературе существует мнение о целесообразности распространения законодательства о защите прав потребителей на покупателей - юридических лиц, однако имеются и противники данного изменения. Определите свою позицию по указанному вопросу (за или против) и предложите свои доводы группе единомышленников, которая после совместного обсуждения в течение 15 минут должна выбрать 5 наиболее веских аргументов и озвучить их на занятии. Другой группе, отстаивающей противоположную позицию, дается право задать уточняющие вопросы (в случае необходимости), а затем попытаться опровергнуть доводы противника.