Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг
Действующее уголовное законодательство предусматривает ответственность за изготовление с целью сбыта или сбыт поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте.
Предметом преступления, предусмотренного статьей 186, являются прежде всего банковские билеты Центрального банка России и российская металлическая монета. При этом имеются в виду банковские билеты и металлическая монета как находящиеся в обращении, так и изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену. Этот вывод следует из текста статьи 1 Закона РФ от 9 октября 1992 г. „О валютном регулировании и валютном контроле“, где к валюте Российской Федерации отнесены, в частности, „изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) Центрального банка Российской Федерации и монеты“.
Изготовление с целью сбыта или сбыт денежных знаков и ценных бумаг, изъятых из обращения (монеты старой чеканки, советские и российские деньги, отмененные денежными реформами, и т.п.), не подлежащих обмену и имеющих лишь коллекционную ценность, не образует состава преступления, предусмотренного статьей 186, и может при наличии к тому оснований квалифицироваться как хищение чужого имущества путем обмана или злоупотребления доверием (мошенничество).
Другим возможным предметом анализируемого преступления являются государственные ценные бумаги или другие ценные бумаги в валюте Российской Федерации. Ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Гражданский кодекс РФ предусматривает, что ценной бумагой будет лишь такой документ, который прямо отнесен к числу ценных бумаг законом (облигации, акции, опционы, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты, сберегательные книжки на предъявителя, коносаменты, приватизационные ценные бумаги, складские свидетельства, варранты, закладные на недвижимость и др.).
По государственным ценным бумагам имущественные обязательства лежат на государстве, выпустившем эти ценные бумаги. Основными видами государственных ценных бумаг являются облигации государственных займов, государственные казначейские обязательства и государственные краткосрочные обязательства, а также приватизационные чеки. К числу государственных ценных бумаг относятся также региональные облигации, выпускаемые органами власти субъектов Российской Федерации, поскольку в соответствии с Конституцией РФ эти органы также осуществляют государственную власть. Напротив, ценные бумаги, эмитентом которых являются органы местного самоуправления (муниципальные образования), относятся к числу не государственных, а других ценных бумаг.
Кроме этого „другими ценными бумагами в валюте Российской Федерации“ являются платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и др.), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в рублях, эмитентом которых является не государство, а иные участники рынка ценных бумаг.
Не может квалифицироваться как изготовление или сбыт поддельных ценных бумаг подделка билета денежно-вещевой и иной лотереи или сбыт подобного лотерейного билета. Как отметил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении „О судебной практике по делам об изготовлении или сбыте поддельных денег или ценных бумаг“, билет денежно-вещевой лотереи не является ценной бумагой. Поэтому его подделка с целью сбыта или незаконного получения выигрыша квалифицируется как приготовление к мошенничеству, а в случае сбыта либо получения по нему выигрыша — как оконченное мошенничество.
В соответствии с Международной конвенцией о борьбе с подделкой денежных знаков от 20 апреля 1929 г. предметом данного преступления может быть иностранная валюта или ценные бумаги в иностранной валюте. К иностранной валюте относятся денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки. Ценные бумаги в иностранной валюте — это платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и др.), фондовые ценности (акции, облигации) и другие фондовые обязательства, выраженные в иностранной валюте.
Объективная сторона преступления может быть выражена любым из двух возможных действий:
— изготовление в целях сбыта поддельных денег или ценных бумаг;
— сбыт таких денег или ценных бумаг.
Соответственно, преступление будет иметь место и в случаях, когда сбытом поддельных купюр или ценных бумаг занимается лицо, не состоявшее в сговоре на их изготовление, даже если эти подделки оказались у него на руках в силу каких-либо случайных обстоятельств.
Состав преступления образует как частичная подделка денежных купюр или ценных бумаг (подделка номинала подлинного денежного знака, подделка номера, серии облигации и других реквизитов денег и ценных бумаг), так и изготовление полностью поддельных денег и ценных бумаг (отливка монеты, изготовление фальшивок с помощью копировальной или компьютерной техники и т.д.). Поддельные денежные купюры, монеты или ценные бумаги должны иметь существенное сходство по форме, размеру, цвету и другим основным реквизитам с находящимися в обращении подлинными денежными знаками или ценными бумагами. Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ „О судебной практике по делам об изготовлении или сбыте поддельных денег или ценных бумаг“, в случаях, „когда явное несоответствие фальшивой купюры подлинной, исключающее ее участие в денежном обращении, а также иные обстоятельства дела свидетельствуют о направленности умысла виновного на грубый обман ограниченного числа лиц, такие действия могут быть квалифицированы как мошенничество“.
Судебная практика по тем же основаниям не усматривает признаков преступления, предусмотренного статьей 186, в действиях лиц, которые изготавливают или сбывают купюры с наклеенным номиналом, подписями, изображениями и т.п.
Для наличия состава преступления достаточно установления хотя бы одного факта изготовления с целью сбыта поддельного денежного знака или ценной бумаги и соответственно одного факта их сбыта.
Не доведенная до конца по не зависящим от лица причинам работа по изготовлению фальшивых денежных знаков или ценных бумаг, так же как неудавшееся по техническим причинам изготовление качественных фальшивок, следует квалифицировать как покушение на изготовление с целью сбыта поддельных денег или ценных бумаг.
Под сбытом поддельных денег и ценных бумаг понимается их использование в качестве средства платежа при оплате товаров и услуг, размен, дарение, дача взаймы, продажа и иные возможные действия, связанные с пуском в обращение этих подделок.
Разоблачение обмана при попытке сбыта фальшивых денег или ценных бумаг позволяет квалифицировать действия виновного как покушение на сбыт. Однако, если это лицо к тому же изготовляло с целью сбыта эти поддельные денежные знаки или ценные бумаги, ответственность наступает за оконченное преступление — изготовление с целью сбыта.
Субъективная сторона. Изготовление с целью сбыта, а равно сбыт поддельных денег или ценных бумаг совершаются с прямым умыслом; отсутствие при изготовлении цели сбыта исключает уголовную ответственность.
Субъектом преступления может быть любое лицо (гражданин России, иностранец, лицо без гражданства), достигшее 16-летнего возраста и совершившее преступление как на территории России, так и за ее пределами.
Отягчает ответственность (часть 2 статьи 186) совершение деяния в крупном размере, который образуется, если стоимость изготовленных с целью сбыта или сбываемых поддельных денег или ценных бумаг, исходя из обозначенного на них номинала, превышает 250 тысяч рублей. Нередко эпизоды изготовления и сбыта поддельных денег и ценных бумаг составляют в целом единое продолжаемое преступление, что следует учитывать при определении размера преступления.
Особо отягчает ответственность совершение деяния организованной группой (часть 3 статьи 186). Организованные преступные группы — достаточно характерное явление при фальшивомонетничестве. Здесь может происходить распределение ролей не только между изготовителями фальшивок и теми, кто их сбывает. В составе такой группы могут находиться лица, хранящие поддельную валюту, выполняющие функции перевозчиков и т.д. В то же время могут быть организованы группы, занимающиеся только изготовлением поддельных денег и ценных бумаг или только их сбытом. При организованной преступной деятельности все ее участники привлекаются к ответственности как исполнители преступления.
Даже при отсутствии квалифицирующих обстоятельств изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг считается тяжким преступлением. Квалифицированные виды этого преступления относятся к особо тяжким преступлениям.
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица.
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица. (Статья 198).
Общественная опасность этого деяния заключается в умышленном невыполнении конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы, что влечет непоступление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации. Налоговые платежи являются важнейшим источником формирования доходной части федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Непоступление в результате уклонения от уплаты налогов триллионных сумм в бюджет приводит к сокращению различных социальных программ, кризису с выплатой заработной платы работникам бюджетной сферы, военнослужащим, пособий малоимущим и другим негативным последствиям.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Среди важнейших федеральных налогов следует назвать налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы от капитала, налог на прибыль с организаций, налог на доход с физических лиц, единый социальный налог и др. Среди налогов субъектов Федерации заслуживают упоминания налог на имущество организаций, налог на недвижимость, дорожный налог, а из числа местных налогов — налог на имущество физических лиц, земельный налог, налоги на рекламу, наследование, дарение и др.
Сбор — это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). В частности, федеральными сборами в настоящее время являются сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, сбор за использование наименований „Россия“ и „Российская Федерация“ и образованных на их основе слов и словосочетаний.
Объективная сторона уклонения от уплаты налогов и сборов с физического лица включает только два способа совершения данного деяния:
— непредставление налоговой декларации или иных документов, представление которых обязательно;
— включение в налоговую декларацию или в такие документы заведомо ложных сведений.
Ответственностью по статье 198 УК охватывается уклонение, совершенное одним из названных способов, от уплаты любого налога и (или) сбора, которые обязано уплачивать физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели.
Объективная сторона преступления выражается в бездействии (уклонение физического лица от уплаты налога или сбора), последствии (имущественном ущербе, связанном с неуплатой налога в крупном размере), причинной связи, а также в особом способе совершения преступления.
Согласно статье 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и начисленной сумме налога и (или) другие данные. Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде по каждому налогу, подлежащему уплате, если иное не установлено законодательством. Налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Одним из основных налогов, уплачиваемых физическими лицами, является налог на доходы с физических лиц. Однако налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц в обязательном порядке представляется только теми налогоплательщиками — физическими лицами, кто указан в статьях 227 и 228 Налогового кодекса. Так, в статье 227 НК указываются: физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; частные нотариусы и другие лица, занимающиеся в установленном порядке частной практикой. В статье 228 НК названы: физические лица, получающие вознаграждение от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или аренды; физические лица исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности; физические лица — налоговые резиденты РФ, получающие доходы от источников, находящихся за пределами РФ; физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами; физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр. Эти категории налогоплательщиков обязаны уплатить общую сумму налога, исчисленную исходя из налоговой декларации в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В большинстве же случаев исчисление налога с доходов физических лиц и его уплата осуществляется российскими организациями, индивидуальными предпринимателями и постоянными представительствами иностранных организаций в РФ (налоговыми агентами), от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил соответствующие доходы. Данное обстоятельство освобождает налогоплательщика от необходимости заполнять и представлять налоговую декларацию.
Объектом налогообложения при уплате налога на доходы физических лиц является доход, полученный налогоплательщиками: для лиц, являющихся налоговыми резидентами России, учитывается доход, полученный как от источников в Российской Федерации, так и вне ее, а для не являющихся налоговыми резидентами РФ принимаются во внимание только доходы, полученные от источников в Российской Федерации.
При налогообложении учитываются все доходы, полученные в денежной и натуральной формах, в том числе и в виде материальной выгоды. В налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц последние указывают все полученные ими в налоговом периоде (календарном году) доходы, их источники, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей. Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Заведомое искажение данных, включенных в декларацию о доходах, может выражаться в неотражении в ней каких-либо источников получения доходов или уменьшении размеров доходов, полученных из этих источников, завышении размеров стандартных, социальных, увеличении суммы расходов, произведенных при получении в отчетном году доходов и др.
Состав преступления сконструирован как материальный, и обязательным условием ответственности является неуплата налогов и (или) сборов в крупном или особо крупном размере. В связи с этим Пленум Верховного Суда РФ указал, что преступления, предусмотренные статьями 198 и 199, считаются оконченными с момента фактической неуплаты конкретного вида налога за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный налоговым законодательством.
Такое решение этого вопроса влечет ряд серьезных практически значимых последствий. Например, если лицо с умыслом на уклонение от уплаты налога не представило в установленный срок декларацию о доходах или представило ее с искаженными данными о доходах или расходах, оно еще не совершило оконченного преступления, и до истечения срока, установленного законодательством для уплаты налога, оно может добровольно отказаться от доведения преступления до конца, внеся исправления в декларацию или уплатив полностью положенный налог.
Уклонение физического лица от уплаты налогов и (или) сборов преследуется в уголовном порядке по статье 198 УК лишь в случае совершения деяния в крупном размере (часть 1) либо в особо крупном размере (часть 2).
Понятия крупного и особо крупного размеров уклонения от уплаты налогов и (или) сборов определены в примечании к статье 198 УК. Формулировка закона позволяет объединять суммы неуплаченных налогов и сборов в пределах трех финансовых лет подряд. Необходимый для уголовной ответственности крупный размер неуплаты налогов и сборов может исчисляться суммами, превышающими 100 тысяч или 300 тысяч рулей. Если сумма неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 100 тысяч рублей, но не превышает 300 тысяч рублей, размер неуплаты признается крупным при условии, что сумма неуплаты превышает 10% подлежащих уплате налогов и (или) сборов. Соответственно, особо крупная неуплата налогов и (или) сборов с физического лица должна превышать 1500000 тысяч рублей либо 500 тысяч рублей, но тогда требуется, чтобы доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышала 20% подлежащих уплате за период в пределах трех финансовых лет подряд налогов и (или) сборов.
Пленум Верховного Суда РФ в названном Постановлении также указал, что действия виновного, занимающегося предпринимательской деятельностью без регистрации или без специального разрешения либо с нарушением условий лицензирования и уклоняющегося от уплаты налога с доходов, полученных в результате такой деятельности, надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных соответствующими частями статей 171 и 198 УК РФ.
Способом уклонения от уплаты налогов является активный или пассивный обман. Активный обман должен быть выражен во включении заведомо ложных сведений в налоговую декларацию или в иные документы, представление которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах является обязательным. Пассивный — в незаконном непредставлении таких документов. Простое бездействие при уклонении от уплаты налогов, не сопряженное с обманом (когда налогоплательщик добросовестно отчитывается перед налоговой службой, но не платит налогов), декриминализировано.
Субъектом преступления является физическое лицо (гражданин России, иностранец, лицо без гражданства), достигшее 16-летнего возраста и обязанное платить законно установленные налоги и (или) сборы, в том числе и индивидуальный предприниматель. Налоговые агенты за уклонение от уплаты налога с физического лица привлекаются к ответственности по статье 199 УК. Налогоплательщик подлежит ответственности за это преступление лишь при условии, что он не исполнил или исполнил недобросовестно какие-либо конкретные обязанности по представлению документов, лично на него возложенные.
Субъективная сторона. Преступление совершается с прямым умыслом. Виновный, руководствуясь, как правило, корыстными побуждениями, не представляет налоговую декларацию или иные необходимые документы, понимая, что он обязан это делать, либо включает в них заведомо ложные данные, желая тем самым уклониться вообще от уплаты налога или уменьшить размер обязательного к уплате налога. Несвоевременная подача декларации, не связанная с намерением уклониться от уплаты налога, а равно искажение данных о фактически полученных доходах или понесенных при этом расходах, происшедшее по ошибке, не влекут уголовной ответственности.
Работники налоговой службы, умышленно содействовавшие совершению данного преступления, привлекаются к ответственности как соучастники, а в соответствующих случаях и за преступления против интересов государственной службы (статьи 285, 290, 292) по совокупности.
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации. (Статья 199).
Уголовная ответственность установлена за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным либо путем включения в декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.
Деяние, предусмотренное частью 1 статьи 199, является преступлением небольшой тяжести.
Организации (юридические лица) уплачивают такие налоги, как налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные группы и виды товаров, налог на прибыль, единый социальный налог, налог на операции с ценными бумагами и ряд других. К организациям, о которых говорится в статье 199, относятся все указанные в налоговом законодательстве плательщики налогов, за исключением физических лиц.
Сумма налога, подлежащего уплате, начисляется плательщиками, как правило, самостоятельно, исходя из налоговой базы с учетом предоставленных льгот и установленных ставок налога. Срок уплаты устанавливается налоговым законодательством применительно к каждому из налогов.
Способы уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с организации определены непосредственно в законе.
Незаконный возврат законно уплаченного налога содержит признаки хищения, а не уклонения от уплаты налога. Другое дело — незаконный зачет якобы излишне уплаченных налогов в счет предстоящих платежей налогоплательщика. Здесь имеет место уклонение от уплаты налога.
Уклонение от уплаты налогов следует считать оконченным не с момента представления организацией — плательщиком налога в соответствующий налоговый орган документов, содержащих недостоверные данные об объектах налогообложения, а с момента фактической неуплаты налога за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный налоговым законодательством. Все предшествующие действия (внесение искажений в первичные документы бухгалтерского учета, представление декларации, содержащей ложные сведения в налоговый орган и т.п.) являются лишь приготовлением (покушением) к совершению преступления.
Закон установил уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации, совершенное в крупном размере (часть 1) или в особо крупном размере (пункт „б“ части 2), содержание которых раскрыто в примечании к статье 199 УК. Формулировка закона позволяет объединять суммы неуплаченных налогов и сборов за период в пределах трех финансовых лет подряд. Если итоговая сумма неуплаты будет превышать 1,5 млн. рублей или 500 тысяч рублей, размер неуплаты считается крупным, правда, в последнем случае доля неуплаченных налогов и (или) сборов должна превышать 10% от суммы подлежащих уплате налогов и (или) сборов. Особо крупная неуплата налогов и (или) сборов должна в пределах того же периода превышать 7,5 млн. рублей либо 2,5 млн. рублей при условии в этом случае, что доля неуплаты превышает 20%, подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов.
Субъект преступления. К ответственности за совершение данного преступления могут быть привлечены лишь те служащие организаций — плательщиков налогов любой организационно-правовой формы и формы собственности, в обязанности которых входит оформление соответствующих документов об уплате налога и сборов и представление их в налоговый орган. Такими лицами являются руководитель организации, главный (старший) бухгалтер и лица, занимающие иные должности, но выполняющие функции названных субъектов. Однако Пленум Верховного Суда РФ указал, что помимо руководителя организации-налогоплательщика, главного (старшего) бухгалтера или лиц, фактически выполняющих их обязанности, к ответственности могут быть привлечены иные служащие организации-налогоплательщика, включившие в бухгалтерские документы заведомо искаженные данные о доходах или расходах либо скрывшие другие объекты налогообложения. При этом, как можно понять из текста Постановления, имеется в виду их ответственность в качестве исполнителей, а не других соучастников преступления.
Это решение очень спорно. При таком подходе получается, что объективная сторона уклонения от уплаты налогов с организаций начинает выполняться уже в момент внесения ложных данных в первичные документы бухгалтерского учета, а не только в документы, которые представляются в налоговые органы. Не следует забывать и положения закона, согласно которым руководитель организации ответствен за ведение всех дел организации, а главный бухгалтер несет ответственность за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Поэтому все иные лица, кроме руководителя и главного бухгалтера (либо лиц, выполнявших их обязанности), в том числе и те, кто искажал с целью уклонения от уплаты налога данные в первичных документах бухгалтерского учета, могут нести ответственность лишь как соучастники данного преступления (или как участники преступления, совершенного группой лиц по предварительному сговору).
Должностные лица налоговых органов, умышленно содействовавшие уклонению от уплаты налогов и иных обязательных платежей, привлекаются к ответственности за соучастие в этом преступлении и за соответствующее преступление против интересов государственной службы (статьи 285, 290, 292) по совокупности.
Субъективная сторона. Преступление совершается с прямым умыслом. Мотив и цель совершения такого деяния не имеют решающего значения для его правовой оценки.
Квалифицированными видами уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с организаций являются совершение этого деяния:
— группой лиц по предварительному сговору;
— в особо крупном размере.
В группу лиц, совершающих преступление по предварительному сговору, помимо руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) организации могут входить и иные лица, участвовавшие в исполнении объективной стороны преступления.
Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица. (Статья 193).
Общественная опасность преступления, предусмотренного статьей 193 УК, заключается в нарушении установленного порядка таможенного контроля при пересечении таможенной границы, а также в уклонении гражданином от выполнения конституционной обязанности платить налоги и различные сборы.
В уголовно-правовой литературе по-разному определяют место этого преступления в системе преступлений в сфере экономической деятельности. Ряд исследователей относят это преступление к преступлениям в сфере финансовой деятельности государства, считая, что объектом преступления являются общественные отношения по поводу формирования бюджета.
Конечно, уклонение от уплаты таможенных платежей нарушает финансовые интересы государства, но в то же время, уклоняясь от уплаты этих платежей, лицо нарушает установленный порядок внешнеэкономической деятельности, элементом которого является необходимость уплаты соответствующих таможенных платежей. Вследствие этого представляется правомерным отнесение данного общественно опасного деяния к группе таможенных преступлений. Таким образом, непосредственным объектом преступления являются отношения в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля. Дополнительным непосредственным объектом — финансовые отношения в сфере формирования государственного бюджета.
Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня (федеральный, субъекта Российской Федерации, местный) или во внебюджетный фонд налогоплательщиками в порядке, определяемом законом. Таможенные платежи составляют 25% от всех поступлений в государственный бюджет. Плательщиками являются физические и юридические лица.
Таможенные платежи уплачиваются при перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач, и в других случаях, установленных Таможенным кодексом.
В нем предусмотрено пять видов платежей:
— ввозная таможенная пошлина;
— вывозная таможенная пошлина;
— налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
— акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
— таможенные сборы.
Таможенная пошлина взимается за перемещение товаров через таможенную границу и является обязательным условием ввоза и вывоза товаров.
Налог на добавленную стоимость применяется в соответствии со статьями 143 и 146 Таможенного кодекса РФ к товарам, ввозимым на таможенную территорию РФ.
Акцизы установлены НК РФ на некоторые ввозимые товары: спирт этиловый, спиртосодержащую продукцию, алкогольную продукцию, пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, автомобили, бензин и некоторые виды минерального сырья.
Остальные сборы и платы связаны с таможенным оформлением и оказанием разного рода услуг. Кроме того, могут быть установлены специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины при ввозе предметов в целях защиты экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли.
При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов возникает:
1) при ввозе товаров — с момента пересечения таможенной границы;
2) при вывозе товаров — с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории РФ.
Законом (ТК) предусмотрены случаи освобождения от уплаты таможенных платежей.
По общему правилу при ввозе товаров таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия. При вывозе товаров таможенные пошлины должны быть уплачены, как правило, не позднее дня подачи таможенной декларации. Законом предусматриваются и иные сроки уплаты таможенных пошлин и налогов. Кроме того, плательщикам может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин и налогов.
Объективная сторона уклонения от платы таможенных платежей выражается в действии или бездействии, заключающемся как в полном или частичном сокрытии объекта платежа, так и в неуплате таможенных платежей при полной информации об объекте. В частности, уклонение от уплаты таможенных платежей может выражаться в заявлении в таможенной декларации и иных документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений о таможенном режиме, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и транспортных средств или в заявлении иных недостоверных сведений, дающих основание для освобождения от таможенных платежей или занижения их размера. Представление таможенному органу документов, содержащих недостоверные сведения, якобы дающих право на возврат законно уплаченных таможенных платежей, следует квалифицировать как преступление против собственности — мошенничество.
Ставки таможенных пошлин определяются Правительством РФ. Оплата производится в наличной и безналичной форме, в валюте РФ или в иностранной валюте, по усмотрению плательщика. Таможенные платежи принимаются таможенными органами РФ, при международных отправлениях — государственным предприятием связи, которое в дальнейшем перечисляет их на счета таможенного органа РФ. Таможенные платежи подлежат уплате до принятия таможенной декларации. В том случае, когда товары перемещаются не для коммерческих целей, то уплата производится одновременно с принятием таможенной декларации. В исключительных случаях плательщику может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей, но не более чем на два месяца со дня подачи таможенной декларации. Закон предусматривает предоставление льгот или полное освобождение от уплаты таможенной пошлины. Полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется физическим лицам, если стоимость товаров, ввозимых на территорию РФ для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, не превышает 65 тысяч рублей, а также транспортных средств, если их стоимость свыше 65 тысяч рублей, но не более 650 тысяч рублей (статья 282 Таможенного кодекса РФ).
Виновное лицо может уклониться от уплаты таможенных платежей одного вида или нескольких видов; но и в том и в другом случае для уголовной ответственности по статье 194 необходимо, чтобы стоимость неуплаченных таможенных платежей превышала 500 тысяч рублей. (крупный размер). Если эта сумма образуется в результате неуплаты нескольких видов таможенных платежей, то для ответственности по части 1 статьи 194 необходимо обосновать, что неуплата всех этих платежей охватывается единым умыслом.
Состав по конструкции формальный. Преступление признается оконченным с момента истечения сроков, установленных для платежей.
Субъектом преступления является декларант, то есть, лицо, которое декларирует товары или от имени которого декларируются товары. Если декларирование производится таможенным брокером (представителем), то ответственность за уплату таможенных пошлин несет специалист по таможенному оформлению, действующий от имени таможенного брокера.
Субъективная сторона. Преступление совершается умышленно.
Квалифицированными видами преступления являются:
— уклонение от уплаты таможенных платежей группой лиц по предварительному сговору;
— совершение деяния в особо крупном размере.
Особо крупный размер налицо, если сумма неуплаченных таможенных платежей превышает 1 миллион 500 тысяч рублей.
В группу лиц, совершающих анализируемое преступление по предварительному сговору, могут входить не только декларанты, но и иные субъекты, принявшие участие в выполнении объективной стороны преступления.
Представляется, что привлечение к ответственности за уголовно наказуемую контрабанду по статье 188 УК охватывает и факт имевшей место при пересечении таможенной границы неуплаты таможенных платежей.