Понятие предпринимательства и его макросреда
История предпринимательства начинается со средних веков. Уже в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. С зарождением капитализма стремление к богатству приводит к желанию получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимают профессиональный и цивилизованный характер. Нередко предприниматель, будучи собственником средств производства, и сам трудится на своей фабрике, на своем заводе.
С середины XVI в. появляется акционерный капитал, организуются акционерные общества. Первые акционерные компании возникли в сфере международной торговли. Самой первой была основана английская торговая компания для торговли с Россией (1554 г.). Позже, в 1600 г., была создана английская Ост-Индская торговая компания, в 1602 г. — голландская Ост-Индская компания, в 1670 г. — компания Гудзонова залива. В дальнейшем акционерная форма хозяйствования проникает в другие отрасли экономики.
В конце XVII в. возникают первые акционерные банки. Так, в 1694 г. был основан на акционерных началах Английский банк, в 1695 г. — Банк Шотландии. В конце XVIII и начале ХIХ вв. акционерная форма организации банковского дела получает широкое развитие во многих странах. В этот период собственность ранее существовавших крупных семейных фирм распадается на сотни, тысячи паев вкладчиков - владельцев акций. Все более расширяется пропасть между малым и крупным бизнесом. В таких условиях мелким фирмам становится все труднее выживать, им оказываются не под силу нововведения, зато широкое развитие получают средние и крупные фирмы. Все громче звучит мотив получения максимальной прибыли. В этот период появляется новая профессия — менеджер-руководитель и организатор крупного производства. Предпринимательские функции, ранее сосредоточенные в одном лице, расчленяются по специализированным направлениям. Появляются финансисты, экономисты, бухгалтеры, юристы, конструкторы, технологи. Над всеми ними как бы возвышается менеджер, освободившийся от многих функций и сосредоточившийся на руководстве и организации производства.
В России предпринимательство существует с давних времен. Зародилось оно еще в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов. Первыми предпринимателями в России можно считать мелких торговцев, купцов. Наибольшее развитие предпринимательства относится к годам правления Петра I (1689— 1725). По всей России создаются мануфактуры, бурно развиваются такие отрасли промышленности, как торная, оружейная, суконная, полотняная. Известнейшим представителем династии предпринимателей промышленности в ту пору явилась семья Демидовых, родоначальником которой был тульский кузнец.
Дальнейшее развитие предпринимательства сдерживалось существованием крепостного права. Серьезным стимулом развития предпринимательства стала реформа 1861 г. Начинается строительство железных дорог, реорганизуется тяжелая промышленность, оживляется акционерная деятельность. Развитию и переустройству промышленности способствует иностранный капитал. В 90-е г. XIX в. в России окончательно складывается индустриальная база предпринимательства. В начале XX в. предпринимательство становится массовым явлением в России, предприниматель формируется как собственник, хотя влияние иностранного капитала и государства остается значительным.
Одной из наиболее существенных черт рыночной системы является предпринимательство. Дух предпринимательства считается четвертым фактором производства. Предпринимательству в принципе научиться нельзя. Духом, даром предпринимательства обладают примерно 5 % бизнесменов.
Когда говорят, что у человека есть дух предпринимательства, то тем самым хотят подчеркнуть его особые качества и свойства как делового человека, бизнесмена. Однако между просто бизнесменом (деловым человеком) и предпринимателем громадная разница. Бизнесмен может производить один и тот же продукт много лет. Это репродуктивный бизнесмен, но не предприниматель. Предприниматель находится в постоянном поиске нового в производстве. Предприниматель ищет и пробивается на новые рынки, находит новые ресурсы. Предприниматель постоянно генерирует новые идеи в производстве, обслуживании населения.
Одной из наиболее характерных черт предпринимателя является его деятельность в условиях неопределенности, может быть, неустойчивости, когда практически невозможно предсказать результат сделки. Следовательно, он чаще других рискует и чаще других выигрывает.
Учитывая вышеизложенное, предприниматели - люди исключительно мобильные и динамичные. Такие качества особенно важны при изменении технологий, спроса, качества, цен, общей потребительской психологии.
Если подвести общий итог сказанному, то суть предпринимательства выражается в свободном и организационном новаторстве.
Предпринимательство — это новое мышление. Бизнесмен исходит из традиционных установок - максимум прибыли при минимуме издержек; рациональная организация труда на предприятии; поиск внутрипроизводственных резервов. Однако при таком подходе предприятие рассматривается как "закрытая система", его цели и задачи заданы заведомо и остаются стабильными, одними и теми же, достаточно долго. Основная стратегия такой фирмы — рост и углубление специализации производства, а четкое определение функций, правильные команды и контроль — главное в механизме управления.
Предприниматель же считает предприятие "открытой системой" и исходит из этого. Он связывает успех в основном с тем, насколько удачно предприятие приспосабливается к своему внешнему окружению — экономическому, научно-техническому, социально-политическому, сумеет ли он вовремя распознать угрозу для своего существования, не упустит ли возможностей, возникших в данной конкурентной среде, и сможет ли извлечь максимальные выгоды из этих возможностей. Как видно, предпринимательство вовсе не отрицает бизнесмена, опирается на его принципы, исходит из них, но идет значительно дальше. Ищет, рискует и, чаще всего, находит.