XI. Ответственность за нарушения порядка осуществления ремесленной деятельности

Законом Республики Беларусь от 16.05.2006 N 110-З в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) была введена статья 23.68 «Нарушение порядка осуществления ремесленной деятельности»:

Статья 23.68. Нарушение порядка осуществления ремесленной деятельности   Реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг физическими лицами, осуществляющими предусмотренные законодательными актами виды ремесленной деятельности по заявительному принципу без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, без уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности и подачи заявления в налоговый орган о постановке на учет и (или) привлечение к указанной деятельности иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам - влекут наложение штрафа в размере пяти базовых величин.

Как следует из диспозиции указанной статьи, состав правонарушения могут образовывать следующие действия, осуществляемые ремесленниками:

- реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг без уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности и подачи заявления в налоговый орган о постановке на учет;

- привлечение к ремесленной деятельности иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам.

Санкция статьи 23.68 КоАП предусматривает наложение штрафа в размере 5 (пяти) базовых величин.

В соответствии со статьей 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее по тексту – ПИКоАП), протоколы об административных правонарушениях по статье 23.68 имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица органов внутренних дел и налоговых органов.

Соответственно, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 23.68 КоАП:

- органы внутренних дел, если протокол о совершении административного правонарушения был составлен должностными лицами органов внутренних дел (статья 3.6 ПИКоАП);

- налоговые органы, если протокол о совершении административного правонарушения был составлен должностными лицами налоговых органов (статья 3.13 ПИКоАП).

Лицам, осуществляющим ремесленную деятельность на основании уплаченного ими сбора, следует также помнить о том, что частью 8 статьи 12.17. КоАП «Нарушение правил торговли и оказания услуг населению» предусмотрена административная ответственность за реализацию товаров с рук, лотков, тележек, автомобилей, а также с использованием иных приспособлений в местах, запрещенных законодательством, в виде предупреждения или наложения штрафа в размере до трех базовых величин.

В соответствии со статьей 3.30 ПИКоАП, протоколы об административных правонарушениях по части 8 статьи 12.17. КоАП имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица органов внутренних дел, а также органов Министерства торговли Республики Беларусь, управлений (отделов) торговли и услуг местных исполнительных и распорядительных органов.

Рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 8 статьи 12.17 КоАП административная комиссия районного (городского) исполнительного комитета или администрации района в городе (ст.3.4 ПИКоАП).

В случае если физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, под видом ремесленной деятельности будет осуществлять изготовление и реализацию товаров, выполнять работы или оказывать услуги, не перечисленные в Указе № 225, и при этом такая деятельность будет обладать признаками предпринимательской деятельности, - данные действия могут быть расценены контролирующими органами, как образующие состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1-1 статьи 12.7. КоАП «Незаконная предпринимательская деятельность». При этом не имеет значение, уплатило ли такое лицо сбор за осуществление ремесленной деятельности с постановкой на учет в налоговом органе или нет.

Определение предпринимательской деятельности было дано в разделе I настоящего пособия, обратим лишь только внимание на то, что для органа, ведущего административный процесс, и судьи, рассматривающего соответствующее административное дело, решающее значение будут иметь ответы на следующие вопросы:

-совершал ли гражданин активные действия от своего имени в сфере гражданского оборота в виде изготовления товаров для их последующей продажи, выполнения работ или оказания услуг;

- относятся ли данные товары (работы, услуги) к установленным законодательством видам ремесленной деятельности;

- можно ли усмотреть в этих действиях направленность на систематическое получение дохода;

- отсутствовала ли у гражданина цель изготовить, переработать или приобрести вещь (исполнить работу, оказать услугу) для себя лично, для своего домашнего хозяйства, для своих близких родственников.

Ответственность по части 1-1 статьи 12.7 КоАП влечет осуществление предпринимательской деятельности, осуществляемой без государственной регистрации, если в этом деянии нет состава преступления. Санкция данной статьи достаточно жесткая и предусматривает наложение штрафа в размере до ста базовых величин с конфискацией предметов административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности они находятся, а также дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации.

Следует отметить, что в отдельных случаях продажа вещей может не образовывать состав незаконной предпринимательской деятельности, если количество, ассортимент вещей, иные обстоятельства не свидетельствуют о направленности на систематическоеполучение дохода. Так, при выявлении единичного случая реализации физическим лицом с рук,лотков, тележек, автомобилей, а также с использованием иных приспособлений в местах, запрещенных законодательством, товаров, не перечисленных в Указе № 225, к нему могут быть применены меры административной ответственности по части 8 статьи 12.17. И только в совершении неоднократных действий, направленных на систематическое получение прибыли, в том числе от реализации товаров в местах, запрещенных законодательством, усматриваются признаки осуществления предпринимательской деятельности. Соответственно, в случае совершения указанных действий повторно в течение года после привлечения к ответственности по части 8 статьи 12.17 КоАП физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности по части 1-1 статьи 12.7 КоАП. Данный вывод содержится в письме Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 08.02.2011 N 10-15/465 "Об административной ответственности".

Таким образом, именно систематичность (неоднократность, повторность) осуществления действий, направленных на получение дохода, будет являться решающим признаком для уполномоченного органа при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Наши рекомендации