Сущность и функции рынка
Первоначально рынок представлял собой место встречи продавцов и покупателей, место обмена товарами. Это узкое понимание рынка отражает процесс его зарождения, когда товарный обмен осуществлялся в конкретное время и в определенном месте небольшим кругом его участников. С ростом масштабов товарного производства, появлением городов и крупных населенных пунктов рыночный обмен становится все более регулярным, появляются рыночные площади, базары, рынки.
В процессе развития товарного обмена появились деньги. Здесь рынок выступает как обмен товаров с помощью денег.При таком обмене возникает возможность разрыва купли-продажи товаров во времени и пространстве. Торговля начинает осуществляться в любые дни, в разных местах определенной территории. Теперь рынок понимается как сфера регулярного товарно-денежного обращения,развивающаяся по законам товарного производства и денежного обращения. Рынок выступает связующим звеном между производством и потреблением. Следовательно, рынок является важнейшим элементом воспроизводственного процесса.
Экономическая сущность рынка заключается в том, что он представляет совокупность отношений, возникающих по поводу купли-продажи товаров и услуг в денежной форме. Рыночные отношения, являясь элементом системы экономических отношений, носят объективный характер. Они возникают в условиях товарного обмена, поэтому их называют отношениями обмена, имеющими денежную форму проявления. Рыночные отношения являются эквивалентно-возмездными, осуществляемыми на основе свободного выбора партнеров и конкуренции.
Субъектами рынка выступают продавцы, покупатели, посредники, которые представлены частными лицами, домохозяйствами, кооперативами, фирмами, государством и т.д. Большинство субъектов рынка действует одновременно в качестве продавцов и покупателей. Поэтому рынок может быть определен как совокупность продавцов и покупателей, как система деловых отношений между ними.На взаимодействие субъектов рынка все возрастающее влияние оказывают информационные и телекоммуникационные технологии. С их помощью осуществляются различные мировые многомиллиардные сделки без непосредственного перемещения товаров и денег (электронные переводы денег). Информационная составляющая формирует, таким образом, особую стадию рыночного развития, имеющую глобальный характер.
Объектами рыночных отношений выступают товары и деньги. Товары становятся все разнообразнее по видам и потребительским свойствам.
Рынок выполняет многообразные функции, в которых раскрываются его сущность и роль в экономической системе.
Регулирующая функция− самая важная. Рынок подает производству и обществу сигналы: что производить, как производить, для кого и в каком объеме. Через спрос и предложение, колебания цен, конкуренцию рынок обеспечивает рациональное распределение ресурсов по отраслям и регионам, способствует установлению равновесия в экономике.
Посредническая функциязаключается в том, что рынок сводит продавцов и покупателей, экономически обособленных и независимых товаропроизводителей и потребителей с целью заключения сделок, осуществления деловых контактов и обмена результатами своей деятельности, согласования экономических интересов хозяйствующих субъектов, работников и работодателей.
Ценообразующая функциясвязана с тем, что на рынок поступают товары с различными потребительскими свойствами и затратами на них труда. На рынке происходит соизмерение индивидуальных затрат труда с общественно необходимыми, выявляется полезность товара. Установленная рыночная стоимость продукции, скорректированная на соотношение спроса и предложения, составляет рыночную цену. Это цена, по которой производитель согласен продать товар, а потребитель − купить.
Контролирующая функцияобусловлена тем, что рынок является средством общественного признания (или непризнания) затраченного труда. Если товар продан, значит, труд признан обществом. Рынок показывает, в какой мере количество и качество товаров и услуг соответствуют платежеспособным потребностям людей, т.е. спросу.
Стимулирующая функциясостоит в побуждении производителей к улучшению потребительских свойств товаров, к снижению издержек производства и увеличению прибыли, к освоению достижений науки и техники.
Санирующая (или санитарная) функциярынка сводится к очищению экономики от устаревших, нерентабельных, неконкурентоспособных предприятий. Наоборот, рынок дает «зеленый свет» современным передовым, здоровым предприятиям.
Социальная функциярынка заключается в его ориентации на удовлетворение потребностей покупателей, в получении устойчивого дохода производителей и достижении на этой основе стабильности в обществе.
Информационная функциязаключается в том, что рынок дает продавцам, покупателям, посредникам, всем его участникам информацию о движении цен, количестве и качестве товаров и услуг, соотношении спроса и предложения, что позволяет им ориентироваться в постоянно меняющихся условиях рыночной деятельности.
В наше время рынок приобретает все более организованный характер. Этому способствуют расширение системы контрактов и договоров между фирмами, работа по заказам, в том числе и государства, реклама, деятельность консалтинговых и аудиторских компаний, корпоративное управление.