Инвестиционный налоговый кредит
Инвестиционный налоговый кредит по своей сущности представляет финансирование государством капитальных вложений частного бизнеса. По своему содержанию инвестиционный налоговый кредит является налоговой скидкой. Он рассчитан на стимулирование замены устаревшего оборудования и внедрение новой техники. Особенность такой налоговой скидки состоит в том, что её величина вычитается непосредственно из суммы исчисленного налога, а не из суммы налогооблагаемой прибыли.
Инвестиционный налоговый кредит (ИНК) представляет собой изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы налога и начисленных процентов.
ИНК может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам. Он может быть предоставлен на срок до 5 лет. Решение о предоставлении ИНК по налогу на прибыль организации в части, поступающей в бюджет субъект РФ, принимается финансовым органом субъекта РФ.
Организациям производят уменьшение по каждому платежу налога, по которому предоставлен ИНК, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате таких уменьшений, не станет равной сумме кредита, предусмотренной договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об ИНК.
В каждом отчетном периоде суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50 % размеров соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам.
ИНК может быть предоставлен организации при наличии одного из следующих оснований:
- проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами. В данном случае ИНК предоставляется на сумму, составляющую 30 % стоимости приобретенного оборудования для этих целей;
- осуществление инновационной или внедренческой деятельности, в том числе создание новых видов сырья или материалов;
- выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению.
В последних двух случаях сумма кредита определяется по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией.
Основания для получения ИНК должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией. Он предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между уполномоченным органом и организацией.
Форма договора об ИНК устанавливается органом исполнительной власти, принимающим решение о предоставлении ИНК. Решение должно быть принято в течение 1 месяца со дня получения заявления.
Договор об ИНК должен предусматривать порядок уменьшения налоговых платежей, сумму кредита, срок действия договора, начисляемые на сумму договора проценты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон. Договор об ИНК должен содержать положения, в соответствии с которыми не допускаются в течение срока его действия реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления ИНК, либо определяются условия такой реализации.
Проценты на сумму кредита должны быть установлены в пределах от ½ до ¾ ставки рефинансирования ЦБ РФ. Копия договора предоставляется организацией в налоговый орган по месту ее учета в 5-дневный срок со дня заключения договора.
Действие договора об ИНК может быть досрочно прекращено по соглашению сторон или по решению суда.
Особенности налогообложения прибыли коммерческих
Банков
Среди налогов особое место занимает налогообложение, не связанное непосредственно с производственной или предпринимательской деятельностью. К этой категории относятся, прежде всего, налоги на доходы банков. Рост доходов в банковском секторе хозяйствования обеспечивает рост поступлений в бюджет от налога на прибыль банков не только в крупных и средних городах, но и в регионах. Налог на прибыль и на доходы банков и кредитных организаций служит сегодня важным фискальным источником наполнения бюджетов всех уровней.
Согласно действующему законодательству плательщиками этого налога являются:
- коммерческие банки;
- кредитные учреждения, имеющие лицензию на осуществление отдельных банковских операций от Центрального банка России;
- Банк внешней торговли РФ;
- Сберегательный банк РФ;
- а также специальные банки, финансирующие отдельные программы.
Плательщиками этого налога являются так же банки с участием иностранного капитала, иностранные банки и филиалы банков-нерезидентов, имеющие лицензию Центрального банка России.
Центральный банк РФ и его учреждения не являются плательщиками налога по законодательству.
Объектами налогообложения являются доходы банка без учета полученного в установленном порядке налога на добавленную стоимость. Эти доходы включают:
Ø начисленные и полученные проценты по ссудам;
Ø полученную плату за кредитные ресурсы;
Ø комиссионные и иные сборы по аккредитивным, инкассовым, переводным и другим банковским операциям;
Ø по гарантийным операциям;
Ø за услуги по корреспондентским отношениям и услуги, оказанные предприятиям, организациям, банкам и другим учреждениям;
Ø доходы от валютных операций; от приобретенных или арендуемых брокерских мест на биржах;
Ø платежи клиентов по возмещению почтовых, телеграфных и иных расходов банков.
В налогооблагаемую массу входят также:
- проценты и комиссионные сборы;
- востребованные проценты за прошлые годы;
- плата за услуги, оказанные населению;
- платежи за инкассацию;
- средства, поступившие от реализации основных фондов и иного имущества банка;
- денежные средства, материальные и нематериальные активы;
- товары народного потребления и иное имущество, передаваемое банку как безвозмездно, так и в счет погашения процентов за полученный кредит;
- прочие доходы, полученные в результате осуществления финансово-кредитных операций и сделок; иной хозяйственной деятельности, а также взысканные банком пени, штрафы и неустойки.
Доходы, полученные банками в иностранной валюте, также входят в налогооблагаемую массу в пересчете на рубли по курсу Центрального банка РФ на день получения дохода.
При определении налогооблагаемой массы с учетом перечисленных объектов налогообложения эта масса должна быть уменьшена с учетом расходов, определенных действующим законодательством.
К расходам при налогообложении прибыли относят:
1. Операционные расходы (начисленные и уплаченные проценты по межбанковским кредитам, начисленные и уплаченные комиссионные сборы за банковские услуги).
2. Расходы по обеспечению уставной деятельности (амортизация основных средств и нематериальных активов, оплата канцелярских расходов и др.).
3. Оплата труда.
4. Социальные отчисления.
5. Налоги и сборы (земельный налог, ресурсные налоги).
6. Прочие расходы (изготовление и распространение ценных бумаг, расходы на рекламу, консультационные, юридические
услуги и др.).
7. Создание резервов (под обесценение ценных бумаг и под возможные потери по ссудам).
8. Расходы и потери, относимые на финансовые результаты (штрафы, пени, неустойки, убытки прошлых лет и др.).
Принцип исчисления налога основывается на применении следующей формулы: доходы банка минус расходы минус льготы, предоставляемые при налогообложении прибыли банков. Эта сумма умножается на ставку и получается налог на прибыль.
Отдельные виды доходов банков освобождаются от налогообложения или имеют льготы по налогу. Так, например, от налогообложения освобождаются проценты по кредитам, предоставленным правительству РФ, Центральному банку России и Банку внешней торговли России или под их гарантии. Освобождаются от налогообложения проценты и дивиденды, полученные по государственным облигациям или иным государственным ценным бумагам, а также доходы, полученные за работу по размещению государственных ценных бумаг.
Следует обратить внимание, что налоговые льготы при обложении доходов банков в целом не должны уменьшить фактическую сумму налога, начисленную без учета льгот, более чем на 50 %.