Принципы распределения доходов

ПОЛИТИКА ДОХОДОВ И ОПЛАТА ТРУДА »

1. Функции политики доходов и принципы их распределения.

2. Виды доходов и источники их формирования.

3. Сущность стоимости рабочей силы и факторы ее формирования.

Функции политики доходов и принципы их распределения

Возможности материальной и духовной жизни каждого человека зависят от уровня его доходов. Экономическая литература использует понятие «доход» как превышение цены произведенного продукта над затратами на его производство, а также как долю каждого класса, социальной группы или отдельного индивидуума во вновь созданной стоимости и присвоенную им.

Уровень доход напрямую зависит от государственной политики доходов. Политика доходов заключается в перераспределении доходов через госбюджет путем дифференциации налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат населению.

Основной целью в области политики доходов на современном этапе социально-экономического развития Украины является предупреждение снижения уровня жизни населения и дальнейшее его повышение по мере стабилизации экономики.

Политика доходов и заработной платы выполняет такие важные функции

- программно – стратегическую, - определение концепции уровня жизни населения, политики доходов, разработки социальных и других программ;

- распределительную – формирование и распределение доходов и средств на оплату труда, создание и развитие стимулов к труду в обществе;

- нормотворческую – разработка законов, нормативных актов, социально-экономических нормативов в сфере труда;

- мобилизующую – привлечение и концентрация ресурсов для решения важнейших социальных и др. проблем;

- консолидирующую, выявление и согласование интересов социальных групп, предприятий, отраслей, регионов.

Основные направления политики в области доходов предполагают решение следующих основных задач:

§ обеспечение социально и экономически обоснованного уровня доходов, при этом приоритет отдается труду как главному источнику повышения благосостояния граждан и стимулу к эффективной трудовой деятельности, активизации экономического поведения граждан;

§ повышение минимальных доходов на основе различных форм индексации в связи с ростом потребительских цен;

§ повышение роли тарифных соглашений и коллективных договоров в регулировании доходов в секторах экономики, отраслях, категориях работников;

§ создание экономических и правовых механизмов, которые стимулируют использование доходов от собственности и предпринимательской деятельности для инвестирования и кредитования социально значимых государственных программ;

§ совершенствование налогового регулирования доходов физических лиц.

Политика доходов базируется на определенных принципах, которые закреплены в Конституции и в других законодательных актах, а именно: социальная справедливость; социальное партнерство и солидарность всех слоев населения; индивидуальная ответственность за свое материальное положение; право на труд и достойное вознаграждение; право на профессиональные объединения; экономическая целесообразность и др.

Принципы распределения доходов

Уравнительное распределение. Характеризуется вмешательством государства в этот процесс и является допустимым в условиях производства в обществе такого объёма средств к жизни, которое меньше необходимого минимума средств к жизни (в период длительных военных действий и разрухи народного хозяйства, стихийных и экологических затянувшихся катаклизмов и др.).

Распределение по труду (как по затратам, так и по результатам труда).

Распределение по затратам труда осуществляется в соответствии с его качеством и количеством.

Разгосударствление собственности, создание акционерных, частных предприятий в Украине приводит к тому, что, наряду с распределением по труду (как по затратам, так и по результатам) становится реальным распределение по собственности

В экономической литературе рассматриваются также принципы распределения по способностям, должностям, потребностям, при помощи лотерей.

Распределение по способностям является частным случаем распределения по труду, так как способности влияют на результаты труда, а значит и на соответствующую долю общественного богатства.

Распределение по должности отражает влияние бюрократического государственного аппарата управления на распределительные отношения. Особенно широко использовался этот принцип в административно-командной плановой системе хозяйствования.

Рассмотренные выше принципы распределения общественного богатства сориентированы на экономический аспект проблемы, который выражается в значительном неравенстве в доходах и в потреблении. Это неравенство большинство стран пытается компенсировать за счёт фондов совместного удовлетворения потребностей (трансфертные платежи) и благотворительных фондов, которые в определённой мере реализуют принцип распределения по потребностям. Это в некоторой степени снижает остроту социально-психологического аспекта проблемы неравенства в доходах.

Распределение доходов с помощью лотерей представляет собой перераспределение общественного богатства и не связано с правом собственности на экономические ресурсы производства.

Наши рекомендации