Сущность, понятие и функции малого предпринимательства

РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МАЛОГО СТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Курсовая работа

по дисциплине

«Экономика предприятия»

КР-02068025.080502.10-2.036

Автор работы: ___________ Н.Н. Солоненко
Группа: ЭУС-201 № зачетной книжки: 10-2.036
Руководитель работы: ___________ ст. преподаватель Е.И. Марусова
Нормоконтролер: ___________ Д.В. Ковалёва
Допуск к защите: «__»___ 2012 г. _____________ ____________
Дата защиты: «__»___ 2012 г. Оценка: ____________
Члены комиссии: ___________ ст. преподаватель Е.И. Марусова
Члены комиссии: ___________ ст. преподаватель И.А. Алешина

Брянск 2012

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
КР – 02068025.080502.10 – 2.036  
Разраб.
Солоненко Н.Н
Провер.
Марусова Е.И.
Реценз.
 
Н. Контр.
 
Утверд.
 
Расчет экономических показателей малого строительного предприятия  
Лит.
Листов
ЭУС - 201
Содержание

Введение 4

1 Малое предпринимательство как основа современной

экономики 7

1.1 Сущность, понятие и функции малого предпринимательства 7

1.2 Российская практика существования малого

предпринимательства 13

1.3 Проблемы малого бизнеса и меры государственной

поддержки в России и зарубежных странах 23

1.4 Анализ малого предпринимательства Брянской области 38

2 Расчет экономических показателей малого строительного

предприятия 44

2.1 Исходные данные для выполнения курсовой работы 45

2.2 Составление сметы затрат на производство и реализацию

продукции 48

2.3 Составление калькуляции себестоимости продукции 51

2.4 Расчет отпускной цены 56

2.5 Формирование прибыли предприятия 57

2.6 Распределение валовой прибыли 59

2.7 Расчет экономического эффекта от снижения себестоимости

продукции 62

2.8 Расчет и анализ объемов безубыточности и запаса

финансовой прочности по каждому изделию 64

Заключение 71

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
КР – 02068025.080502 – 2.036  
Список использованных источников 75

Приложение А. Устав открытого акционерного общества 77

Приложение Б. Договор на поставку продукции (товаров) 96

Приложение В. Договор аренды имущества 100

Приложение Г. Трудовой договор (контракт) с сотрудником

акционерного общества 104

Приложение Д. Договор комиссии на реализацию товаров и

продукции 113

Приложение Е. Число предприятий малого предпринимательства

Брянской области по видам экономической деятельности 120

Аннотация

В курсовой работе «Расчет экономических показателей малого строительного предприятия» рассмотрен расчет экономических показателей на основе деятельности малого строительного предприятия, находящегося в г. Санкт – Петербург по адресу пр. Ю. Гагарина, д.1.

Курсовая работа состоит из введения, теоритической и расчетной частей, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении раскрыта проблема повышения эффективности деятельности малого строительного предприятия, обозначены цели и задачи курсовой работы, указан объект и предмет исследования.

В первой главе курсовой работы отображены теоретические аспекты малого предпринимательства как формы экономической деятельности. Раскрыта сущность, преимущества и недостатки малого предпринимательства, а также указаны меры и формы государственной поддержки малого бизнеса, как в России, так и за рубежом. Особое внимание уделено малому предпринимательству Брянской области.

Вторая глава – расчетная часть. Произведены необходимые расчеты экономических показателей по данному предприятию, а именно: расчеты для составления сметы затрат на производство и реализацию продукции, для калькуляции себестоимостипродукции, отпускной цены и формирования прибыли предприятия, а также расчеты распределения валовой прибыли и экономического эффекта от снижения себестоимости продукции.

Заключение содержит основные выводы о произведенных расчетах экономических показателей по данному предприятию.

В приложении представлены тексты Устава предприятия и договоров: трудового, на поставку материалов, на сдачу имущества в аренду, на реализацию готовой продукции.

Курсовая работа представлена на 120 страницах, содержит 12 таблиц, 7 рисунков и 25 формул, а также содержит лист с заданием, список используемой литературы и приложения.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
КР – 02068025.080502 – 2.036  
Введение

Малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях (показателях), конструирующих сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия (организации) различных правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником.

Эффективное функционирование малых предприятий определяет­ся рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам потребите­лей; производство продукции малыми партиями, что невыгодно круп­ным фирмам; исключение лишних звеньев управления и др.

Развитие мелкого и среднего предпринимательства создает благоприятные усло­вия для «оздоровления» экономики, поскольку развивается конкурент­ная среда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется по­требительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов. Малое предпринимательство играет важную роль в развитии экономики государства. Российская экономика характеризуется пока еще низкой долей малого и среднего частного предпринимательства. Развитие же малого бизнеса имеет множество важных преимуществ:

- увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего

класса – главного гаранта политической стабильности в демократическом

обществе;

- рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
КР – 02068025.080502 – 2.036  
граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;

- селекция наиболее энергичных, способных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации;

- создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;

- трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения;

- ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;

- мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также эффективное их использование (например, малый предпринимательство мобилизует небольшие сбережения граждан, не склонных прибегать к услугам банковской системы, но готовых вкладывать деньги в собственное предприятие).

Актуальность темы определена ролью малых предприятий в масштабах экономики страны в целом и значением их как отдельной экономической единицы хозяйственной деятельности. Малое предпринимательство – не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения. Наличие трудов, повещенных изучению малого бизнеса в России и за рубежом, свидетельствует о том, что проблема достаточно неплохо изучена.

Однако, до сих пор в ней больше вопросов, чем ответов. Наиболее принципиальные вопросы касаются самой сущности малого предпринимательства, его эффективного функционирования и мер государства по его поддержке в разных странах мира.

Теоретико-методологическую базу исследования составили труды М.Г.Лапусты, Ю.Л.Старостина, В.Я.Горфинкеля, В.А.Швандара, В.К.Скаляренко, В.М. Прудникова, О.И. Волковой, О.В. Девяткиной и др., а также данные бухгалтерского учета, статистические данные и данные социологических исследований.

Объект исследования в курсовой работе – малое предприятия, которое занимается выпуском металлической черепицы и труб водостока, а предмет исследования– производственная и экономическая деятельность малого строительного предприятия, анализ безубыточности его функционирования, а также роль и значение для развития экономики малых предприятий.

Целью данной курсовой работы является расширение, систематизация

и закрепление теоретических знаний, полученных на занятиях по экономике

предприятия, а также выработка умений и навыков по расчету затрат

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
КР – 02068025.080502 – 2.036  
на производство продукции, доходов от ее реализации, определению итогов деятельности предприятия. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить методику выполнения курсовой работы;

- углубить и расширить знания по дисциплине;

- раскрыть понятие «малое предпринимательство», а также его функции и значение в экономике государства;

- изучение мер и форм государственной поддержки малого бизнеса

- (российский и зарубежный опыт);

- анализ экономической эффективности малого предпринимательства;

- расчет экономических показателей малого строительного предприятия.

1

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
КР – 02068025.080502 – 2.036  
Малое предпринимательство как основа современной экономики

Сущность, понятие и функции малого предпринимательства

Малое предпринимательство — это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка. Эти предприятия не входят в состав монополистических объединений и занимают по отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое положение. В экономике развитых стран одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.

Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности.

Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор малого предпринимательства образует самую разветвлённую сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чётко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Сектор малого предпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой

развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
КР – 02068025.080502 – 2.036  
Согласно Федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ от 24.07.2009 к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц

а) суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов);

б) доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей,

промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные

права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учрежде

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
КР – 02068025.080502 – 2.036  
ниям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого предпринимательства до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого предпринимательства.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого предпринимательства:

- микропредприятия - 60 млн. рублей;

- малые предприятия - 400 млн. рублей.

Надо отметить, что экономика любого государства не может нормально развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает вся история экономического развития ведущих стран мира. Исходя из этого, выделим основные функции малого предпринимательства.

Среди функций малого предприятия, прежде всего, важно выделить экономическиефункции, определяемые его ролью как, во-первых, работода

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
КР – 02068025.080502 – 2.036  
теля; во-вторых – производителя продукции и услуг, в-третьих – катализатора научно-технического прогресса, в четвертых – налогоплательщика, в пятых – агента рыночных отношений.

Не менее значимы функциисоциальные. Во-первых, через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. Во-вторых, в основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров и т.д.), которые не могут найти себе применение в крупных предприятиях. В-третьих, малые предприятия являются главным «продуцентом» мест производственного обучения, своеобразным «полигоном» для обкатки молодых кадров. В-четвертых, небольшие предприятия, прежде всего в сфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей в общении (но его они лишены, например, в супермаркетах).

Нельзя не отметить и политическую функцию малого предпринимательства. Политическое влияние малого бизнеса достаточно велико, поскольку эта социальная группа стала основой формирующегося в России среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения. В условиях устойчивого социально-экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической

стабильности и экономической свободы.

Уже сегодня актуальна и будет актуализироваться и далее экологическая функция малого бизнеса, которая уже имеет место в странах с

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
КР – 02068025.080502 – 2.036  
развитой рыночной экономикой.

Подводя итог вышесказанному, стоит отметить преимущества и недостатки малого предпринимательства как вида экономической деятельности. Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующиепреимущества малого предпринимательства:

- более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;

- большая независимость действий субъектов малого предпринимательства;

- гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;

- относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление;

- большая возможность для индивида реализовать свои идеи, проявить свои способности;

- более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию;

- относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

Так, в докладе Международного бюро труда отмечается, что малые и средние предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы.

Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и

инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Субъекты малого предприятия лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, производят товары по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большому числу наемных работников. Малые предприятия способствуют занятости большего количества работников по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональных кадров и распространению практических знаний. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
КР – 02068025.080502 – 2.036  
отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнению работ, оказанию услуг.

В то же время субъектам малого предпринимательства свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные:

- более высок уровень риска, поэтому высока степень неустойчивости положения на рынке;

- зависимость от крупных компаний;

- недостатки в управлении делом;

- слабая компетентность руководителей;

- повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

- трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;

- неуверенность и осторожность хозяйствующих субъектов при заключении договоров (контрактов) и др.

Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий. Как

показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с отсутствием опыта управления или профессиональной некомпетентностью собственников малых предприятий. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в маленьких фирмах, как правило, более удачливы. Если в управлении фирмы участвует не один человек, а предпринимательская команда, которая состоит

из двух, трех или четырех лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решения более профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в малую фирму, тем больше у нее возможностей сохранения деятельности в кризисные периоды. Постоянный

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
КР – 02068025.080502 – 2.036  
поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса. Некоторые западные специалисты склонны рассматривать малое предпринимательство как школу новых личностных взаимоотношений, полигон испытания методов и принципов предпринимательства будущего.

Наши рекомендации