Экономические идеи в средние века в России

Тема 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Общая характеристика экономической мысли феодализма

Экономические воззрения европейских канонистов

Восточный канонизм

Экономические идеи в средние века в России

Общественно-экономические идеи Аристотеля утверждали ценности ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА. Неудивительно, что они нашли живой отклик у идеологов обществ, какими были христианские и мусульманские религиозные мыслители средневековья. Так эти идеи вошли в богословские трактаты и канонические толкования религиозных текстов, а из них - в проповеди и сознание людей. В результате неприязненное отношение к богатству и обогащению обрело авторитет и образность евангельской притчи, согласно которой удобнее верблюду пройти сквозь угольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие, а образ Иисуса Христа, изгоняющего менял и торговцев из храма, стал назидательным примером отношения к этим профессиям.

Образный ряд новозаветных притч дополнялся и закреплялся аргументами богословов. Так, знаменитый Иоанн Златоуст, виднейший представитель восточного христианства конца IV - начала V в., в своей полемике против накопительства подчеркивал относительность богатства - источник всего зла это избыток и желание иметь больше, чем мы нуждаемся. В другом месте он пояснял, что не тот богат, кто окружен всяческими владениями, но тот, кто не нуждается во многом; не тот беден, у кого нет ничего, но тот, кому много требуется.

Отцы церкви не проповедовали уравнительность, напротив, их беспокойство вызывало все, что нарушало или хотя бы несло в себе угрозу нарушения сложившегося порядка вещей. Разделение людей на богатых и бедных, свободных и подневольных было частью этого порядка, и само по себе не подвергалось сомнению. Речь шла лишь о сглаживании социальных контрастов, противодействии наиболее острым противоречиям.

В то же время, большое внимание уделялось условиям, позволявшим отделитьправедное богатство от неправедного, прежде всего условий приобретения богатства и способов его использования.

Так, жесткой критике подвергалась практика «придерживания» товаров в расчете на последующий рост цен. Василий Великий (IV в.), еще один видный идеолог восточного христианства, призывал богатых людей, чтобы они не ждали нехватки хлеба, чтобы открыть свои амбары, не наживали золота на голоде и не пользовались всеобщей нищетой для умножения богатства.

Особенно показательна позиция отцов церкви в отношении использования богатства. Следуя аристотелевской традиции, они осуждали тех, кто копит богатство, в противовес тем, кто его расходует на необходимые для жизни блага и на пожертвования нуждающимся.

Традиционное общество не было нацелено на прогресс, и тому были свои основания.

Накопление — это всегда вычет из текущего потребления, поэтому в бедном обществе приоритетность потребления — это дополнительный шанс на выживание всего сообщества, а приоритетность накопления - это установка на улучшение жизни для немногих с риском для выживания сообщества в целом. Вплоть до XVI в. христианские мыслители были единодушны в защите ценностей традиционного общества, в том числе в осуждении накопительства. Бережливость стала восприниматься как значимая добродетель лишь с наступлением новой эпохи (капиталистической), когда угрозы выживанию рода (сообщества) стали утрачивать былую неотвратимость, и система общественных ценностей становилась все более индивидуалистичной.

В эпоху средневековья мироздание рассматривалось как воплощение божественного замысла. Для философии того времени характерны дискуссии вокруг догматов; торжествовала схоластика. Христианский богослов итальянский епископ Фома Аквинский в своих сочинениях по теологии систематизировал канонические взгляды католической церкви.

Схоластика - тип религиозной философии, стремящейся дать рациональное теоретическое обоснование религиозному мировоззрению путем применения логических методов доказательства. Для схоластики характерно обращение к Библии как к основному источнику знаний.

Начало Средневековья датируется распадом Римской империи в Европе (476 г.).

В условиях феодального способа производства основным источником доходов была земля. Передавая ее в аренду крестьянам, ее условные держатели – ФЕОДАЛЫ (держатели феодов, или крупных земельных угодий) – получали определенные доходы. В раннем Средневековье – отработочная рента (V-IX вв.), в классическом Средневековье – натуральная рента (X-XIII вв.), а в позднем – денежная рента, приведшая к капитализму (XIV-XV вв.).

Рента – (нем. Rente - от лат. reddita – возвращенная) регулярно получаемый доход с капитала, имущества или земли, не требующий от получателя предпринимательской деятельности. Земельная рента – доход землевладельца от сдаваемого в аренду земельного участка.
Феодализм в Зап.Европе базировался на двух хозяйственных системах: - античной, или рабовладельческой - варварской, или родоплеменной (европейские племена с отсутствием четкой социальной иерархии: галлы, франки, славяне и др.).

Развитие каждой системы шло по-разному, но в итоге все они со временем пришли к феодальной экономике.

Мыслителей феодального периода, совпадающего со Средневековьем в Европе и на Ближнем Востоке, называют КАНОНИСТАМИ, т.к. их работы основывались на канонах – религиозных текстах и установлениях. В Европе таким каноном была Библия, а на Востоке – Коран.

В середине XII в. болонский монах Грациан составил «Свод канонического права», в котором содержались высказывания по экономическим вопросам. Демагогически провозглашая в качестве идеала общую собственность, канонисты в то же время доказывали, что институт частной собственности установлен богом в наказание за людские грехи. Богатые призывались к раздаче милостыни. Занятиями, угодными богу, канонисты считали лишь земледелие и ремесло и осуждали ростовщичество, а также торговлю в целях получения барыша.

Важно: церковь не являлась просто органом феодального общества, но представляла собой организм, отличный от феодального общества, который всегда оставался самостоятельной силой. Католическая церковь обладала практически полной монополией на знания до эпохи Возрождения. Эта монополия в основном обязана своим происхождением духовному авторитету церкви. Но она значительно усиливалась условиями тех веков, когда профессиональные ученые не могли найти себе ни места, ни защиты за пределами монастыря. Вследствие этого практически все "интеллектуалы" тех времен были либо монахами (monks), либо братьями (friars).

Одновременно с монополией на знания образовалась монополия на "высшее" образование. В школах, которые начиная с VII в. основывали гражданские и духовные власти, "осколки" греко-римской науки, а также теологию и собственно философские доктрины преподавали духовные лица. Великие учителя, такие как Абеляр, привлекали студентов и нередко доставляли немало хлопот властям. Иногда на основе таких школ, а порой и независимо от них в XII и XIII вв. образовывались самоуправляющиеся "университеты" - инкорпорированные ассоциации. Сначала короли и епископы не имели к ним никакого отношения, за исключением предоставления им корпоративных привилегий и осуществления религиозного надзора. Соответственно, университеты располагали огромной свободой и независимостью; они давали больший простор индивидуальному учителю, чем современные механизированные университеты; они являлись местом соприкосновения различных классов общества и были международными.

Наши рекомендации