Разглашения государственной тайны. Утрата документов, содержащих государственную тайну. Отличие от государственной измены. (Статьи 283 — 284)
Разглашения государственной тайны (статья 283).
Непосредственный объект преступления — общественные отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием, рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.
Предметом преступления выступают сведения, составляющие государственную тайну.
Объективная сторона преступления заключается в разглашении, т.е. противоправном предании огласке сведений, составляющих государственную тайну.
Разглашение — это предание огласке сведений, составляющих государственную тайну, в результате чего эти сведения становятся достоянием лиц, не имеющих к ним доступа. Тем не менее законодатель в качестве условия наступления уголовной ответственности включает оговорку: „если эти сведения стали достоянием других лиц“. Тем самым состав преступления превращен в материальный: ознакомление других лиц со сведениями, составляющими государственную тайну, выступает в роли общественно опасного последствия.
Противоправность означает, что сведения стали известны посторонним лицам, которым виновный в соответствии с правилами не должен был сообщать их. Способы разглашения могут быть различными: посредством устных рассказов, показа письменных документов, чертежей, образцов продукции, а также путем бездействия, когда, например, материалы хранятся в условиях, при которых посторонние получили возможность ознакомиться с ними.
Субъект преступления специальный, обладающий двумя признаками. Первый из них — лицо имеет допуск к государственной тайне. Порядок допуска регулируется Законом РФ „О государственной тайне“, в статье 21 которого говорится, что допуск осуществляется в добровольном порядке и предусматривает принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению сведений, составляющих государственную тайну, ознакомление с нормами об ответственности за нарушение законодательства РФ о государственной тайне и соблюдение некоторых других правил.
Второй признак субъекта — тайна была доверена или стала известна ему по службе. Это могут быть авторы документов, изобретений, их пользователи и т.д., а также технический персонал (курьеры, машинистки и др.), в том числе работники, которым данные сведения прямо не были доверены, но стали известны в связи с работой в данной организации (например, из оброненного кем-то документа).
Лица, не имеющие допуска, а также все иные лица, которые ознакомились с секретными сведениями случайно, не в связи со службой и затем разгласили их, не являются субъектами данного состава и не подлежат ответственности по статье 283. Они могут отвечать за государственную измену (статья 275) при наличии ее признаков.
Субъективная сторона преступления, предусмотренного частью 1 статьи 283, выражается в форме умысла, когда лицо осознает, что разглашает государственную тайну, и желает, чтобы ее содержание стало известно посторонним, либо безразлично к этому относится (например, громко разговаривает в публичном месте).
Мотивы совершения преступления могут быть различными; наиболее типично стремление показать свою осведомленность, значимость своей работы и т.д.
В статье 283 специально указано, что она применяется, если в содеянном отсутствуют признаки государственной измены. Это связано с тем, что разглашение имеет общие черты с таким способом государственной измены, как выдача государственной тайны. Главное различие в том, кому сообщаются сведения: при измене они передаются представителям иностранного государства или их агентам, при разглашении — иным лицам (знакомым, родственникам и т.д.). Кроме того, у этих составов разные субъекты (при измене — общий, при разглашении — специальный).
В части 2 статьи 283 предусмотрено квалифицирующее обстоятельство — наступление тяжких последствий. Это оценочное понятие, наиболее типичными видами которого могут быть разглашение особо важных сведений либо случаи, когда они в конечном счете стали достоянием иностранной разведки, а также если был причинен весьма крупный материальный ущерб из-за необходимости заменять дорогостоящее оборудование, государственные шифры, системы специальной связи и т.д. Вина к тяжким последствиям выражается в форме неосторожности.
Деяние, наказуемое по части 1, — преступление средней тяжести, а по части 2 — тяжкое.
Утрата документов, содержащих государственную тайну (статья 284).
Объективная сторона преступления включает три элемента:
— нарушение установленных правил обращения с документами или предметами;
— их утрату и наступление тяжких последствий;
— причинную связь между ними.
Правила обращения могут быть нарушены путем действия или бездействия (неправильное хранение, использование, перевозка, пересылка и т.д.). Общие правила обращения со сведениями, составляющими государственную тайну, содержатся в Законе о государственной тайне, который определяет порядок передачи этих сведений в различных ситуациях: органам государственной власти, предприятиям, учреждениям и организациям, в связи с выполнением совместных и других работ, другим государствам. Правила могут конкретизироваться в приказах, инструкциях и других нормативных актах общего, ведомственного и локального значения, издаваемых с учетом особенностей работы в той или иной отрасли, организации и т.д.
Состав преступления, предусмотренного статьей 284, материальный, его конструктивными признаками являются утрата документа или предмета и наступление тяжких последствий.
Под утратой понимается выход документа (предмета) из владения лица или организации, у которых он должен находиться, что чаще всего происходит при утере или хищении. В результате утраты появляется возможность использования предмета (документа) посторонними лицами. Поэтому данного состава не будет, если документ (предмет) оказался уничтоженным и ознакомиться с ним нельзя — в подобных случаях речь может идти о других деяниях, например халатности (статья 293), уничтожении имущества по неосторожности (статья 168) и др. Понятие тяжких последствий не отличается от аналогичного в составе разглашения государственной тайны (статья 283). При их отсутствии наступает не уголовная, а иная (например, дисциплинарная) ответственность.
Субъект преступления специальный — лицо, имеющее допуск к государственной тайне. Наличие допуска является достаточным признаком субъекта; в отличие от статьи 283 в анализируемом составе нет указания на то, что тайна была доверена или стала известна по службе, однако это и не требуется, ибо только такие лица могут нарушить правила обращения с вверенными им документами (предметами).
С субъективной стороны нарушение правил обращения с документами может быть как осознанным, так и неосознанным, однако вина к утрате и тяжким последствиям, по прямому указанию закона, выступает только в форме неосторожности.
Утрата отличается от разглашения по объективной стороне: в первом случае документ (предмет) выходит из владения лица или организации, во втором — его содержание разглашается, но сам он из владения не выходит. Отличие по субъективной стороне заключается в том, что разглашение может совершаться только умышленно, а утрата — лишь по неосторожности.
Деяние относится к преступлениям средней тяжести.
Отличие от государственной измены.
В отличие от государственной измены при разглашении государственной тайны у виновного отсутствуют осознание и желание того, что передача или огласка секретных сведений направлена в ущерб внешней безопасности РФ.