Деятельность иностранных юридических лиц через представительства
О представительствах Закон об иностранных инвестициях не упоминает. Представительства иностранных юридических лиц, так же как и филиалы, действуют в РФ на основе аккредитации. В отличие от филиалов, они не производят товаров, но через них могут заключаться сделки с иностранными юридическими лицами, представительствами которых они являются, ведутся переговоры о возможности совершения сделок с зарубежными продавцами и покупателями.
Аккредитация представительств регулируется принятым еще в СССР нормативным правовым актом - Положением "О порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций", утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 30 ноября 1989 г. Имеются также отдельные нормы об аккредитации представительств в некоторых федеральных законах, постановлениях Правительства РФ.
Применительно к иностранным юридическим лицам в российском праве помимо традиционного - в смысле, придаваемом ст. 55 ГК РФ, существует в налоговых целях понятие - постоянное представительство.
Под постоянным представительством иностранной организации понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое она регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную:
- с продажей товаров с расположенных на территории России и принадлежащих организации складов или арендуемых ею;
- пользованием недрами или использованием других природных ресурсов;
- проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;
- осуществлением иных работ, оказанием услуг (ст. 306 НК РФ).
С точки зрения НК РФ постоянное представительство может действовать и без аккредитации, главное, чтобы иностранное юридическое лицо, имеющее постоянное представительство, своевременно встало на налоговый учет и платило налоги с учетом международных соглашений об избежании двойного налогообложения.
Здесь, правда, возникает определенное противоречие НК с Законом об иностранных инвестициях. Дело в том, что филиал иностранного юридического лица имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность на территории РФ со дня его аккредитации и прекращает ее со дня лишения аккредитации (п. 4 ст. 22 Закона об иностранных инвестициях).
Естественно, возникает вопрос, вправе ли иностранное юридическое лицо осуществлять регулярную предпринимательскую деятельность на территории РФ при отсутствии у нее аккредитованных в России филиалов и представительств, действительны ли сделки, совершенные российскими предпринимателями (физическими и юридическими лицами) с отделением иностранной фирмы на оказание услуг и выполнение работ, связанных, например, с послегарантийным ремонтом оборудования зарубежного производства?
Ответ на этот вопрос является положительным, исходя из следующих соображений:
- в соответствии со ст. 2 ГК РФ правила гражданского законодательства применяются к отношениям с участием иностранных лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Закон об иностранных инвестициях обязывает проходить процедуру аккредитации лишь для филиалов, в основные фонды которых инвестируются средства, т.е. создаваемые в связи с осуществлением иностранной организацией в России инвестиционной деятельности. Следовательно, предпринимательская деятельность иностранного юридического лица в России, торговая, например, возможна без аккредитации филиала;
- в ст. 306 НК, в которой учтены нормы международных соглашений в сфере торговли, соглашений об избежании двойного налогообложения, говорится о предпринимательской деятельности не только через аккредитованные, но также и иные (неаккредитованные) структурные подразделения иностранного юридического лица - постоянные представительства. Кстати, количество персонала таких отделений значения не имеет. Может действовать и один сотрудник - на основании доверенности иностранного юридического лица. Сами структурные подразделения могут иметь различное наименование: конторы, агентства, бюро, отделения и пр. Эти подразделения, если они отвечают признакам, предусмотренным ст. 55 ГК РФ для филиалов и представительств (наделяются головной организацией имуществом, указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица, действуют на основе утвержденных для них положений, есть руководитель подразделения, имеющий доверенность юридического лица), осуществляют функции либо филиала, либо представительства.
Однако при сотрудничестве с иностранными партнерами через их постоянные, не аккредитованные в России представительства надо быть предельно осторожными, позаботиться о своей коммерческой безопасности.
Как минимум надо убедиться в полномочиях иностранного представителя на совершение сделки, получить информацию об организационно-правовой форме иностранного юридического лица, его месте нахождения, платежеспособности, объеме ответственности юридического лица за деятельность постоянного представительства. Поскольку постоянное представительство может действовать без аккредитации, получение указанной информации может представлять известные затруднения для российского поставщика, покупателя. Поэтому для инвестиционного сотрудничества лучше иметь дело с иностранными фирмами, имеющими в России аккредитованные филиалы и представительства.
Иностранная организация рассматривается (с точки зрения НК РФ) как имеющая в России постоянное представительство также в том случае, если она действует через зависимого агента, т.е. лицо, которое представляет в России ее интересы, действует от имении иностранной организации, имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов, создавая правовые последствия для иностранной организации (п. 9 ст. 306 НК РФ). В качестве зависимого агента может выступать как юридическое, так и физическое лицо - индивидуальный предприниматель. Правовой формой сотрудничества с иностранной фирмой здесь является договор поручения (ст. 971 ГК РФ) или агентский договор (ст. 1005 ГК РФ). За услуги иностранному партнеру российская сторона получает вознаграждение.
В то же время иностранная организация не рассматривается как имеющая постоянное представительство, если она действует на территории России через брокера, комиссионера, профессионального участника российского рынка ценных бумаг либо любое другое лицо, действующее в рамках своей основной (обычной) деятельности. Российские организации прибегают к услугам профессиональных посредников чаще всего при первичном выходе на внешние (зарубежные) рынки в качестве продавца или покупателя. Профессиональный посредник знает конъюнктуру рынка, имеет информацию о зарубежных поставщиках и покупателях и несет ответственность за исполнение данного ему поручения с заботливостью обычного предпринимателя.
В дальнейшем при укреплении своих позиций на внешнем рынке надобность в услугах профессиональных посредников может и отпасть. Иностранные юридические лица, совершающие и исполняющие на территории РФ сделки разового (нерегулярного) характера, не обязаны вставать у нас в стране на налоговый учет и платить налог на прибыль в российскую казну. Эту налоговую обязанность они выполняют в стране своей регистрации (инкорпорации).