Факторы, влияющие на отношение к деньгам

Экспериментально-психологические исследования феномена денег пока не многочисленны. Применяя специальные измерительные методы, ученые выявили многозначность отношения к деньгам: деньги— это ме­рило удачливости и благополучия, оценка успешности деятельности че­ловека; это одновременно и социально приемлемый атрибут бытия, и объ­ект презрения, даже моральное зло; деньги выступают как способ обеспе­чения комфорта и, наконец, деньги — это консервативная коммерческая ценность.

Относительно систематические и представительные эксперименталь­ные исследования, позволяющие судить о содержательных и структурных характеристиках отношения к деньгам, а также влияющих на него факто­рах, были стимулированы созданием К.Ямаучи и Д.Темплером в 1982 г. психометрической шкалы отношения к деньгам (Money Attitude Scale), a затем ее популяризацией выполненными в 1984 г. в Великобритании ис­следованиями А.Фенэма[36]. Подтвердилась многозначность понятия денег, были выделены факторы отношения к деньгам (используем в дальнейшем абревиатуру МА — Money Attitude, денежные аттитюды; термин "аттитюд", или "социальная установка" используется для обозначения субъек­тивных ориентации индивидов как членов группы или общества на те или иные ценности и предписывающих определенные социально принятые способы поведения).

К факторам, влияющим на МА и "денежное" поведение, относят пол, возраст, социальное окружение, экономическое положение, личностные особенности и др.

Половые различия были обнаружены в работах разных авторов. У мужчин выявлена тенденция придавать деньгам повышенную ценность. Они оказались более компетентными в обращении с деньгами и более склонны к риску в целях их приобретения. Женщины же выражают более сильную фрустрацию (состояние переживания препятствия на пути дос­тижения цели) по поводу отсутствия денег и больше завидуют тем, кто их имеет.

Мальчики и юноши проявляют большую по сравнению с девочками и девушками способность накапливать, чтобы купить со временем какую-то важную вещь. Результаты наших исследований петербургских школьни­ков показали, что у мальчиков в отличие от девочек более выражена способность к финансовому самоконтролю, что хорошо согласуется с ожи­даемой от них в будущем ответственностью в экономической сфере жиз­ни, традиционной ролью мужчины в семье как "добытчика", главного кормильца.

С возрастом связана способность планировать бюджет и соотноше­ние мотивов потребления и накопления (увеличивается накопление на случай болезней и других неприятностей). Результаты наших исследова­ний показали, что женщины в большей степени, чем мужчины, а моло­дежь, нежели зрелые и пожилые, используют траты, покупки как фактор самоуспокоения, психотерапии.

Мало изучено влияние на МА личностных особенностей. Оказалось, что устойчивые экстраверты (личности, обращенные больше на окру­жающий мир) относятся к деньгам более открыто, комфортно, беззаботно, чем устойчивые интроверты (фиксированные на явлениях собственного внутреннего мира).

С низкой самооценкой и неуверенностью в себе оказалось связано и слишком ограничительное поведение и, напротив, транжирство. Было показано также, что моты и транжиры менее уверены в себе, имеют более низкую самооценку, чем типичные потребители.

Согласно результатам исследования другого автора, люди, придержи­вающиеся в денежной этике вещизма и накопительства, менее удовлетворены жизнью, чем те, у кого превалируют духовные и социальные ценности.

Задание_________________

1. Назовите факторы, влияние которых на отношение к деньгам экс­периментально подтверждено.

2. В чем состоят половые различия денежных аттитюдов?

3. Какие особенности "денежного" поведения чаще проявляются у людей с заниженной самооценкой?

Следует упомянуть о двух исследованиях с социально-психо­логическим акцентом.

Оказалось, что недельный доход (а в условиях нашей страны месяч­ный заработок), влияет на восприятие человека человеком. Богатых людей воспринимают как относительно здоровых, счастливых и хорошо приспо­собленных, бедных— как неприспособленных и несчастных. Следовательно, материальное положение, экономический статус влияет на образ человека в глазах других.

Деньги, доход — закрытая тема. По данным исследования К.Рабинстайна, выполненного для журнала "Psychology Today" и охва­тившего более 20000 респондентов, 57% опрошенных считают благора­зумным скрывать свой доход от семьи и друзей. Что касается разглашения своего дохода, то 97 были готовы разгласить сумму своему супругу; 52 — родителям; 44— друзьям; 29— сотрудникам; 18— братьям и сестрам. Процент респондентов, скрывающих свое финансовое положение, увели­чивается с ростом дохода. И еще одна социально-психологическая зако­номерность была выявлена Рабинстайном, а именно: чем больше источ­ников дохода в семье, тем больше разногласий по поводу трат и вкладов[37].

Задание_______

1. Попробуйте объяснить, почему в меньшей степени люди склонны разглашать сведения о своем доходе братьям и сестрам, чем другим род­ственникам и коллегам?

2. Объясните, привлекая свой жизненный опыт, феномен, проявляю­щийся в том, что с увеличением количества источников доходов в семье усиливаются разногласия по поводу трат и вкладов? Срабатывает ли по­добная закономерность на уровне коллектива работников фирмы?

Наши рекомендации