Понятие и сущность предпринимательской среды

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА

Как указывалось выше, предпринимательство может разви­ваться при наличии в стране определенных внешних и внутрен­них факторов (условий), в совокупности обеспечивающих благо­приятные возможности для развития цивилизованного преуспе­вающего предпринимательства, т. е. если сформирована опреде­ленная предпринимательская среда. Под предпринимательской средой следует понимать сложившуюся в стране благоприятную социально-экономическую, политическую, гражданско-правовую ситуацию, обеспечивающую экономическую свободу дееспособ­ным гражданам для занятия предпринимательской деятельнос­тью, направленной на удовлетворение потребностей всех субъек­тов рыночной экономики.

Предприниматели функционируют в определенных условиях, составляющих в совокупности предпринимательскую среду, кото­рая и представляет интегрированную совокупность различных (объективных и субъективных) факторов, позволяющих предпри­нимателям добиваться успехов в реализации поставленных целей, в осуществлении предпринимательских проектов и договоров и получении прибыли (дохода).

Как интегрированная сложная систе­ма, предпринимательская среда подразделяется на внешнюю, как правило, не зависимую от самих предпринимателей, так и внут­реннюю, которая формируется непосредственно самими предпри­нимателями.

Предпринимательская среда формируется на основе развития производительных сил, совершенствования производственных (эко­номических) отношений, создания благоприятного общественно­го и государственного менталитета, формирования рынка как сре­ды существования (деятельности) предпринимателей и других важ­нейших условий.

Известные ученые, занимающиеся исследованиями благопри­ятных условий развития предпринимательства, считают, что эф­фективная предпринимательская среда должна обеспечивать ци­вилизованным и законопослушным предпринимателям необхо­димые экономические свободы, как первое и определяющее условие развития предпринимательства, а вторым условием явля­ется развитие организационно-хозяйственного новаторства. В ка­кой-то мере эти два важнейших составных элемента предприни­мательской среды зафиксированы в Конституции страны. В част­ности, в ней записано, что:

- Понятие и сущность предпринимательской среды - student2.ru каждый имеет право на свободное использование своих способностей
и имущества для предприни­мательской деятельности;

- никто не может быть лишен своего имущества (как материальной основы предпринимательской де­ятельности), иначе как по суду;

- владение, пользование и распо­ряжение землей и другими природными ресурсами осуществля­ется их собственниками свободно;

- в Российской Федерации га­рантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности;

- в Российской Федерации признаются и равным образом защи­щаются частная, государственная, муниципальная и иные фор­мы собственности.

Однако эти важные конституционные поло­жения до сих пор практически не действуют в полную силу, что наряду с другими факторами тормозит развитие предпринима­тельства. Формирование предпринимательской среды в России фактически только начинается.

3.2. Экономическая свобода – ведущий элемент
предпринимательской среды

Как уже отмечалось, экономическая свобода наряду с другими факторами, является определяющим условием развития предпри­нимательства. Сущность экономической свободы состоит в уста­новлении гарантий со стороны государства на разных уровнях уп­равления экономикой (конечно, слово «управление» нельзя пони­мать в абсолютном значении, поскольку само «управление» озна­чает подчинение, организацию, контроль и т. д.) дееспособным гражданам и их объединениям (юридическим лицам) на осуществ­ление законной предпринимательской деятельности.

Экономическая свобода означает, что всем гражданам гарантируется возмож­ность полного использования своих способностей, личностных ка­честв, имущества для осуществления активной экономической деятельности. В связи с этим большое значение имеет практическая реализация положений правовых норм, не допускающих организацию экономической деятельности, направленной на монопольное положение отдельных хозяйствующих субъектов и недобросовестную конкуренцию и рекламу.

Важное значение для обеспечения экономической свободы и, следовательно, развития предпринимательства имеет реализация на практике положении ст. 35 Конституции страны, в которой уста­новлены следующие фундаментальные положения.

Наши рекомендации