Особенности ответственности перевозчика

· Односторонний нормативный характер (ст. 793 ГК)

· Ограниченный характер ответственности: ответственность перевозчика за отдельные нарушения устанавливается либо в форме исключительной неустойки, либо в форме реального ущерба. Это все исключения из принципа полного возмещения убытков.

· Обязательным условием ответственности выступает вина, согласно господствующему мнению доктрины, несмотря на то, что перевозчик – это предприниматель.

· Установление обязательного претензионного порядка урегулирования споров. Соблюдение претензионного порядка предполагает необходимость выполнения ряда условий: претензия должна быть предъявлена надлежащим лицом, т.е. лицом, которое согласно транспортному законодательству имеет право на ее предъявление. Большинство транспортных уставов и кодексов ограничивает этот круг только грузоотправителем или грузополучателем, в зависимости от характера нарушений. Большинство также запрещает уступку своего права на предъявление претензий и исков к перевозчику к третьим лицам. Постановление Пленума № 30, п. 40 – недопустимость уступки.

В КТМ, ст. 404 – передача права на предъявление претензий и исков к перевозчику не допускается за исключением случаем передачи отправителем получателю и наоборот, а также передачи экспедитору. Этот запрет установлен только для случаев уступки! Суброгация не запрещена.

Претензия должна быть направлена надлежащему лицу, т.е. той транспортной организации, которая правомочна ее рассматривать.

К претензии должны быть приложены документы, которые в соответствии с транспортным законодательством могут служить доказательством предъявляемых требований. Если не приложены, претензионный порядок не считается соблюденным. Главным доказательством является коммерческий акт.

Претензия должна быть предъявлена в установленный законом срок. Нет каких-либо сроков в 797 ст. ГК и нет возможности установить их транспортным законодательством. Единственный возможный вывод – предъявление претензии в течение срока исковой давности. Но в двух кодексах установлены специальные претензионные сроки, но это ничего не значит. Исключительно процессуальное значение этих установленных сроков (Инф. ВАС) – перераспределение судебных издержек.

Ответственность грузоотправителя (грузополучателя).

Ст. 793 соглашением сторон установленная нормативно ответственность грузоотправителя может быть изменена в абсолютно любую сторону. Нет претензионного порядка урегулирования споров – перевозчик может прямо и непосредственно обращаться в суд, без соблюдения стадий досудебного регулирования. В п. 52 Пост. ВАС № 30 также озвучена эта же идея. Перевозчик может уступить свое требование третьим лицам – п. 10 Инф. № 81.

П. 40 Пост. ВАС № 30 – откуда запрет???

Договор перевозки пассажиров

П. 1 ст. 786: По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

Создается впечатление, что перевозка багажа является частью перевозки пассажиров. Но это неверно! Перевозка багажа – реальный договор, перевозка пассажиров – консенсуальный. Документами, опосредующими соответствующую перевозку, выступают два абсолютно разных документа. В самом легальном определении предусматривается различное встречное предоставление за перевозку пассажира и перевозку багажа.

Эти две конструкции взаимосвязаны: только пассажиром может быть заключен договор перевозки багажа.

Характеристика договора перевозки пассажира:

· Консенсуальный

· Возмездный

· Двусторонний, синаллагматический

Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным (ст. 789).

Стороны.

Пассажир и перевозчик.

Перевозчик – предприниматель, в подавляющем большинстве случаев соответствующая деятельность подлежит лицензированию.

Пассажир – только физическое лицо. Следует отличать лицо, осуществляющее оплату перевозки (им может быть кто угодно), и пассажира.

ФЗ «О защите прав потребителей». Проблема в иерархии! Пост. ВС № 7 1994 года: ГК, транспортное законодательство в целом (т.е. и подзаконные акты тоже), законодательство о защите право потребителей. Странно, что подзаконные акты обладают большей юридической силой, чем ФЗ. Получается, что нельзя взыскать ни моральный ущерб, ни штрафную неустойку.

Предмет.

Договор об оказании услуг. Предметом является оказание услуг по пространственному перемещению пассажиров. Условие о предмете существенно, определяется за счет указания начального и конечного пункта.

Цена (провозная плата).

Условие определяется соглашением сторон, которые по общему правилу свободны в определении этого условия. Исключение – перевозка транспортом общего пользования, где цена определяется установленными тарифами.

Форма.

Нет особых требований к форме.

В качестве документа, подтверждающего заключение договора, выступает билет, который доказывает не только факт заключения договора, но и факт исполнения пассажиром своей обязанности по внесению провозной платы. Исключительно доказательственное значение! Утрата билета не означает аннулирование договора.

В целом ряде случаев заключить договор перевозки можно посредством конклюдентных действий.

Наши рекомендации