Средства налогового регулирования предпринимательской деятельности
Налоговое регулирование предпринимательской деятельности осуществляется двумя средствами: налогообложением предпринимательской деятельности и контролем правильности налогообложения предпринимательской деятельности. Этих средств достаточно, чтобы обеспечить полное функционирование системы налогового регулирования предпринимательской деятельности.
Особенностью налогообложения предпринимательской деятельности как средства регулирования является то, что определяется оно на законодательном уровне. При этом исполнительные органы власти имеют право осуществлять изменение налогообложения лишь в незначительных масштабах.
Контроль правильности налогообложения предпринимательской деятельности лежит полностью на исполнительных органах власти, которым предоставлены широкие полномочия для использования этого средства.
С помощью налогообложения государство устанавливает все основные правила осуществления налогового регулирования предпринимательской деятельности. Так, с помощью НК установлены основные принципы функционирования налоговой системы, определены права и обязанности субъектов налоговых правоотношений, установлена ответственность за налоговые правонарушения, а также предусмотрена процедура контроля правильности налогообложения предпринимательской деятельности.
Одним из важных моментов, относящихся к налогообложению как средству налогового регулирования предпринимательской деятельности, является точное определение элементов налога.
Разнообразие форм, методов ведения предпринимательской деятельности приводит к появлению большого количества отличающихся друг от друга набора элементов налогов. Для удобства использования и четкой определенности того, какие наборы элементов налога и в каком случае применять, НК РФ вводит новый правовой институт - налоговый режим.
Контроль осуществляется налоговыми органами. Это происходит в три этапа.
На первом этапе налоговая инспекция осуществляет камеральные проверки соблюдения налогового законодательства. При предоставлении бухгалтерских отчетов и налоговых расчетов со стороны налогоплательщиков налоговые органы проверяют правильность заполнения документов, обоснованность применения ставок налога, правильность арифметических операций в расчетах.
На втором этапе происходит проверка уплаты ранее поступивших налогов, авансовых платежей и определение задолженности налогоплательщика в соответствии с внутренним бухгалтерским учетом в налоговых органах. В случае необходимости налоговые органы осуществляют контроль с помощью первичных документов, которые предоставляются самим налогоплательщиком. Происходит так называемая "сверка" начисленных налоговых обязательств налогоплательщика и перечисленных налогов по данным налогового органа и начисленных налоговых обязательств налогоплательщика и перечисленных налогов по данным самого налогоплательщика.
На третьем этапе происходит документальная проверка правильности налогообложения непосредственно у налогоплательщика. Эта процедура одна из самых ответственных на стадии контроля.
Рассмотрим более подробно каждое из средств налогового регулирования предпринимательской деятельности.
Налоговый режим - это совокупность налогов и элементов налогообложения для одной или нескольких групп налогоплательщиков.
Бывают общий и специальный налоговые режимы.
Общий налоговый режим - это обычный порядок определения элементов налогообложения без освобождения от уплаты налогов.
Специальный налоговый режим - это особый порядок определения элементов налогообложения или освобождение от уплаты налогов (ст. 18 НК РФ).
Предусматривается несколько специальных налоговых режимов:
- система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
- упрощенная система налогообложения;
- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Формы налогового контроля предусмотрены ст. 82 НК РФ:
- налоговые проверки;
- получение объяснений налогоплательщика, налогового агента, плательщика сбора;
- проверка данных учета и отчетности;
- осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
- другие формы.
При осуществлении налогового контроля действуют следующие ограничения: не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, НК РФ, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.
Все субъекты предпринимательской деятельности подлежат постановке на учет в налоговых органах.
Постановка на учет в налоговых органах осуществляется (ст. 83 НК РФ):
- по месту нахождения организации,
- по месту нахождения ее обособленных подразделений;
- по месту жительства физического лица;
- по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств;
- по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
При постановке на налоговый учет каждый субъект предпринимательской деятельности получает идентификационный номер налогоплательщика.
Налоговый орган указывает идентификационный номер налогоплательщика во всех направляемых ему уведомлениях.
Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено НК РФ.
Без предъявления свидетельства о постановке на учет в налоговом органе банки не имеют права открывать счета организациям, индивидуальным предпринимателям.
Кроме того, банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа.
Налоговые проверки бывают камеральными и выездными.
Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
Разновидностью выездных налоговых проверок является встречная налоговая проверка. Она проводится, если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора).
Существуют следующие ограничения при проведении выездных налоговых проверок:
запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период.
Камеральная проверка - это проверка налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Камеральная проверка проводится:
- уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями;
- без какого-либо специального решения руководителя налогового органа;
- в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.
Выездная налоговая проверка - это проверка документов на территории налогоплательщика для определения правильности налогообложения.
Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. Ограничения для выездных налоговых проверок:
- могут проводиться по одному или нескольким налогам;
- не могут проводиться две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период;
- не могут продолжаться более двух месяцев, если иное не установлено настоящей статьей. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства;
- могут быть проверены филиалы и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора);
- срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;
- в указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов в соответствии со ст. 93 НК РФ и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.
Полномочия должностных лиц при проведении выездной налоговой проверки:
- могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика;
- производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном ст. 92 НК РФ;
- допрашивать свидетеля;
- истребовать документы;
- изымать документы;
- назначать экспертизу;
- привлекать специалиста;
- привлекать переводчика;
- вызывать понятых;
- составлять протоколы.
Окончание выездной налоговой проверки состоит из следующих действий:
- составление справки о проведенной проверке;
- составление акта налоговой проверки;
- представление или непредставление объяснений налогоплательщика по акту налоговой проверки;
- вынесение решения по акту налоговой проверки. Рассмотрим каждое действие в отдельности.
Справка о проведенной проверке составляется проверяющим инспектором сразу после окончания выездной налоговой проверки. В ней фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.
Акт налоговой проверки составляется уполномоченными должностными лицами налоговых органов. Акт подписывается этими лицами и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями. Акт составляется не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной налоговой проверке.
В акте налоговой проверки должны быть перечислены:
- все документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки;
- отсутствие фактов налоговых правонарушений;
- выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений;
- ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.
Форма и требования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Акт налоговой проверки передается законному представителю налогоплательщика. При этом представитель своей подписью подтверждает факт получения акта. Необходимо отметить, что законный представитель налогоплательщика в общей сложности будет ставить две подписи под актом налоговой проверки. Первая подпись - это подпись, подтверждающая факт получения акта налоговой проверки на руки. Вторая подпись - это подпись, подтверждающая согласие налогоплательщика с фактами, изложенными в акте налоговой проверки. Если первая подпись носит чисто технический характер и не означает выражения воли налогоплательщика, то вторая подпись представляет собой юридически значимое действие, которое в дальнейшем будет иметь значение доказательства при судебном разбирательстве, подтверждающее совершение налогоплательщиком юридически значимых действий.
Следующим действием является представление объяснений налогоплательщика по акту налоговой проверки.
Налогоплательщик вправе сделать это в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих инспекторов.
Срок, в течение которого налогоплательщик обязан представить свои объяснения, составляет две недели со дня получения акта проверки.
Налогоплательщик имеет право:
- представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт;
- представить возражения по акту в целом или по его отдельным положениям;
- приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы отказа от подписания акта проверки.
После окончания срока представления возражения по акту начинает течь новый срок. Этот срок также составляет две недели.
В течение этого срока руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:
- рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком;
- материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей, если налогоплательщиком представлены письменные объяснения или возражения по акту налоговой проверки.
- о времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно;
- если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.
Результатом рассмотрения материалов налоговой проверки является вынесения решения руководителем или заместителем руководителя налогового органа.
Бывают три вида решений:
1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
2) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
В случае принятия первого решения в нем должны быть изложены следующие факты:
- обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой;
- документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства;
- доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту;
- результаты проверки этих доводов;
- решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения;
- применяемые меры ответственности.
Дальше на основании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени.
Копия решения налогового органа и требование вручаются налогоплательщику либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком либо его представителем.
Если должностными лицами налоговых органов будет нарушена изложенная выше процедура, то это может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Следующим шагом является составление протокола об административном правонарушении. Он составляется по выявленным нарушениям, которые совершили должностные лица налогоплательщика.
Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций в отношении должностных лиц организаций-налогоплательщиков и физических лиц - налогоплательщиков, виновных в их совершении, производятся налоговыми органами в соответствии с административным законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:
1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
2) об идентификационном номере налогоплательщика;
3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам).
Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Под разглашением налоговой тайны понимается использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, которая стала известна:
- должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа;
- привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.
Для обеспечения сохранности налоговой тайны указанные сведения имеют специальный режим хранения и доступа.
Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые:
- федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;
- федеральным органом исполнительной власти;
- уполномоченным в области внутренних дел;
- федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела.
Ответственность для должностных лиц наступает в случае:
- утраты документов, содержащих сведения, составляющих налоговую тайну;
- разглашения этих сведений.
По общему правилу при проведении налогового контроля не допускается причинение неправомерного вреда налогоплательщику, плательщику сбора, налоговому агенту или их представителям либо имуществу, находящемуся в их владении, пользовании или распоряжении.
При проведении налогового контроля возможно возникновение убытков.
При этом возмещение возможно, если убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).
Возмещение невозможно, если убытки, причиненные налогоплательщику, налоговому агенту или их представителям правомерными действиями должностных лиц налоговых органов, возмещению не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Ответственность налоговые органы и их должностные лица будут нести только за причинение убытков налогоплательщику, налоговому агенту или их представителям в результате совершения неправомерных действий.
Налоговая санкция может быть взыскана в добровольном или в судебном порядке.
Добровольный порядок взыскания налоговой санкции означает, что до обращения в суд налоговый орган предлагает налогоплательщику (иному лицу) добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.
В случае отказа налогоплательщика от добровольной уплаты налоговой санкции налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции, установленной НК РФ, за совершение данного налогового правонарушения.
Исковое заявление о взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в суд общей юрисдикции.
К исковому заявлению прилагаются решение налогового органа и другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки.
В необходимых случаях одновременно с подачей искового заявления о взыскании налоговой санкции с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговый орган может направить в суд ходатайство об обеспечении иска в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации.
Такой же порядок применяется в случае привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, совершенное в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Дела о взыскании налоговых санкций по иску налоговых органов к организациям и индивидуальным предпринимателям рассматриваются арбитражными судами в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации.
Исполнение вступивших в законную силу решений судов о взыскании налоговых санкций производится в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве Российской Федерации.