Претензии и иски по перевозкам

1. Грузоотправитель, получатель до предъявления к перевозчику иска обязаны предъявить ему претензию. Обстоятельства, служащие основанием для предъявления претензии, а затем и иска, удостове­ряются коммерческими актами, актами общей формы, записями в накладной. Недостача, порча, повреждение груза и багажа удостове­ряются коммерческим актом.Он составляется перевозчиком по тре­бованию получателя и подписывается соответствующими работни­ками транспортного предприятия и получателем (если получатель участвовал в проверке груза и составлении акта).

Для обоснования требований о взыскании штрафа за просрочку перевозки груза достаточно предъявления транспортной накладной, а за просрочку багажа — квитанции и акта, составленного по требо­ванию пассажира в пункте назначения (на станции, в порту, аэро­порту).

Утрата груза подтверждается накладной и квитанцией с отметкой перевозчика о неприбытии груза.

На автомобильном транспорте обстоятельства, связанные с недо­стачей, порчей, повреждением груза, фиксируются в товарно-транс­портной накладной, а в случае разногласий о причинах и характере этих обстоятельств — в актах установленной формы (термин «ком­мерческий акт» здесь не применяется).

Отказ транспортного предприятия составить коммерческий акт получатель обжалует в установленном порядке и принимает грузы по правилам приемки продукции от поставщика (или иного контр­агента) по количеству и качеству. Составленные таким образом акты приемки без участия перевозчика, а также документы, подтверждаю­щие обжалование отказа перевозчика от составления коммерческого акта, принимаются арбитражным судом (судом) в качестве доказа­тельств несохранности груза.

Документы, подтверждающие несохранность груза и багажа и ее причины: коммерческие акты, акты общей формы и др., состав­ленные перевозчиком в одностороннем порядке, оцениваются судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоя­тельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа (п. 4 ст. 796 ГК РФ).

Срок для предъявления претензий к перевозчику — шесть меся­цев, а при взыскании штрафов — 45 дней. Срок для ответа на пре­тензию — 30 дней. Лишь при неполучении ответа на претензию в этот срок или в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию грузоотправитель или грузополучатель вправе предъявить перевозчику иск.

Срок исковой давности по требованиям, возникающим из пере­возки, — один год.

По требованиям перевозчика к грузоотправителям и получате­лям предъявление претензий не является обязательным. Перевозчик может сразу обращаться в суд. Транспортное законодательство предусматривало для таких требований срок исковой давности в шесть месяцев (ст. 22 Федерального закона «О федеральном желез­нодорожном транспорте», ст. 166 УАТ, ст. 303 КТМ).

Сейчас срок давности одинаков как для требований к перевозчи­ку, так и для требований перевозчика к отправителям и получате­лям — один год. Это прямо следует из п. 3 ст. 797 ГК РФ: «Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами», а также из ст. 142 ТУЖД.

В отличие от требований, вытекающих из перевозки грузов, ГК РФ не содержит норм об обязательности соблюдения претензионного порядка по требованиям, вытекающим из перевозки пассажира и его багажа.

Не содержит условия об обязательном предварительном предъ­явлении претензий для подачи иска в суд и ВК.

§ 8. Договор экспедиции

Большое значение для организации транспортного процесса имеет договор транспортной экспедиции.

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспеди­тор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиен­та — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или орга­низовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (п. 1 ст.801 ГК РФ).

Предмет договора — услуги, связанные с перевозкой груза. Ими могут быть как юридические, так и фактические действия. К юриди­ческим действиям, осуществляемым экспедитором, относятся: за­ключение договора перевозки груза, принадлежащего клиенту, от своего имени или от имени клиента, оплата за перевозку, получение груза, прибывшего в адрес клиента, участие в составлении коммер­ческого акта и др.

К фактическим действиям относятся, например, доставка груза клиента, полученного экспедитором на складе клиента, до железно­дорожной станции, погрузка и разгрузка товара клиента и др.

Договор экспедиции является взаимным, возмездным, консенсуальным.

Стороны договора — клиент — отправитель или получатель груза (ими могут быть как граждане, так и юридические лица) и экспедитор. Экспедитором является гражданин-предприниматель или организация — юридическое лицо, имеющие лицензию на право осуществления данного вида предпринимательской деятельности.

Обязанности экспедитора могут выполняться и непосредственно перевозчиком (п. 2 ст. 801 ГК РФ). В таком случае договор является смешанным договором (п. 3 ст. 421 ГК РФ) и к нему применяются нормы о перевозке грузов и транспортной экспедиции.

Форма договора транспортной экспедиции — простая письмен­ная (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

В содержании договора можно выделить основные обязанности (общие для любого договора экспедиции) и дополнительные (опре­деляемые индивидуальными потребностями в услугах конкретного клиента).

К основным обязанностям относятся действия по отправке груза клиента и получении его от перевозчика для клиента.

Экспедитор, как правило, совершает эти действия сам. Но по договору может принять обязательство организовать выполнение экспедиционных услуг. В этих целях он полностью или частично возлагает исполнение принятых перед клиентом обязательств на третье лицо (ст. 805 ГК РФ).

К дополнительным обязанностям относятся те, во исполнение которых совершаются действия, необходимые для отправки и полу­чения груза: погрузка его на автомобиль на складе клиента, доставка до пункта отправления — порта, аэропорта, железнодорожной стан­ции, погрузка в вагон, доставка груза клиента от железнодорожной станции до склада клиента и др. Эти действия непосредственно связаны с перевозкой.

Экспедитор может также принять обязанности, которые обычно выполняет поставщик или покупатель при экспортно-импортных операциях: получение требующихся для экспорта или импорта доку­ментов, выполнение таможенных формальностей, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Клиент по договору транспортной экспедиции обязан: передать грузы экспедитору для отправки соответствующим видом транспор­та, возместить экспедитору расходы, получить от экспедитора грузы, уплатить экспедитору вознаграждение.

Ответственность сторон по договору определяется по общим правилам об ответственности (гл. 25 ГК РФ). Ответственность явля­ется полной и наступает независимо от вины (если обе стороны — предприниматели). Отметим, что экспедитор в любом случае (за исключением разовой услуги) оказывает услуги профессионально в качестве профессиональной предпринимательской деятельности.

Поэтому он отвечает в соответствии с п. 3 ст. 401 ГК РФ независимо от вины.

Если экспедитор докажет, что неисполнение им обязанностей вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответст­венность его перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым отвечает перед экспедитором соответствующий перевоз­чик (ст. 803 ГК РФ).

Если, например, экспедитор не смог отправить грузы клиента железной дорогой из-за того, что не были поданы вагоны, он вправе взыскать с железной дороги исключительную неустойку (если иной размер ответственности не определен соглашением с железной до­рогой). В таком же объеме экспедитор, в свою очередь, отвечает перед клиентом. б;

Глава 23.ЗАЕМ И КРЕДИТ

Наши рекомендации