Насильственный захват власти или насильственное удержание власти. Вооруженный мятеж. (Статьи 278 — 279)

Насильственный захват власти или насильственное удержание власти (статья 278).

Непосредственным объектом пре­ступления являются основы политической системы Российской Федерации в части легитимности государственной власти, конституционного порядка установления и функционирования госу­дарственной власти и ее органов. Дополнительным объектом выступают здоровье, телесная неприкосновенность, честь и дос­тоинство лиц, пострадавших от насильственных действий.

Объективная сторона преступления заключается в действиях, направленных на насильственные захват власти или ее удержание либо изменение конституционного строя.

Действия, направленные на насильственный захват власти, означают попытку неконституционного способа прихода кон­кретных лиц, политических партий, движений и иных политиче­ских сил к власти в Российской Федерации или ее субъектах без изменения конституционного строя в стране. Насилие как некон­ституционный способ захвата власти или ее удержания может состоять, например, в заключении под стражу, интернировании, насильственной физической изоляции, физических унижениях, побоях, причинении вреда здоровью лиц, представляющих орга­ны власти, сформированные в соответствии с Конституцией и законами России.

Действия, направленные на насильственное удержание влас­ти, — это отказ уступить власть вопреки результатам выборов, референдума или иному законному, основанному на Конститу­ции РФ акту, соединенный с применением насилия к представителям политических сил, к которым в соответствии с Конститу­цией РФ должна перейти государственная власть. Насилие при неконституционной попытке удержать власть по содержанию ничем не отличается от насилия при неконституционной попытке захватить власть.

Самой опасной разновидностью анализируемого преступления являются действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации. Они заключаются в насильственных действиях, преследующих цель изменить обще­ственный строй, политическую систему, государственное устрой­ство либо основные политические институты Российской Федера­ции и сформировать новую систему органов власти.

Ответственность по статье 278 наступает за захват или удержание власти не только во всей Российской Федерации, но и на территории ее субъектов, городов или других административно-территориальных единиц; изменение же конституционного строя возможно лишь в масштабе страны в целом.

Обязательным элементом состава является насилие (его фактическое применение либо планирование) в любых формах (убийства, телесные повреждения, лишение свободы и т.д.).

Крайней формой насилия является применение оружия. Но ес­ли оно приобретает форму вооруженного мятежа в целях сверже­ния или насильственного изменения конституционного строя Рос­сийской Федерации, то деяние полностью охватывается составом вооруженного мятежа и не требует дополнительной квалификации по статье 278 УК, поскольку названные цели преду­смотрены и в обеих статьях (цель свержения конституци­онного строя выступает средством последующего захвата власти). Если же мятеж преследует цель захвата власти (без свержения или насильственного изменения конституционного строя), что выходит за рамки статьи 279 УК, и одновременно цель нарушения территориальной целостности Российской Федерации, кото­рая не охватывается составом преступления, описанного в статье 278 УК, то его следует квалифицировать по совокупности статей 278 и 279 УК.

Состав — формальный, деяние окончено в момент совершения действий. Результат в виде фактического захвата власти и т.д. не обязателен. Поэтому заговор, т.е. тайное соглашение нескольких лиц с целью насильственного захвата власти, ее удержания или изменения конституционного строя, должен рассматриваться как приготовление к преступлению.

Если в процессе применения насилия причиняется смерть чело­веку, она не охватывается составом данного преступления и требу­ет дополнительной квалификации по статье 277, 317 или 105 УК.

Субъективная сторона преступления характеризуется пря­мым умыслом и специальной целью — неконституционного за­хвата власти, неконституционного удержания власти или измене­ния конституционного строя Российской Федерации насильст­венным путем.

Характеристика субъектов зависит от способа совершения преступления. В действиях по захвату власти или изменению конституционного строя могут участвовать любые лица; удержать же власть могут только те, кто ей уже обладает, в том числе законно избранные либо назначенные на соответствующие должности, но утратившие право на дальнейшее осуществление властных полномочий.

На анализируемый состав распространяется примечание к статье 275 об освобождении при определенных условиях от уголовной ответственности. Применительно к данному составу имеются в виду, например, участники заговора, которые добровольным и своевременным сообщением или иным образом способствовали тому, что захват власти фактически не был осуществлен.

Преступление относится к категории особо тяжких.

Вооруженный мятеж (статья 279).

Вооруженный мятеж — это восстание, вооруженное выступление группы лиц в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации либо нарушения ее территориальной целостности. Опасность мятежа заключается в развязывании вооруженного противостояния, которое может вызвать гражданскую войну и многочисленные жертвы среди мирного населения. В смысле статьи 279 УК мятеж понимается не как стихийное восстание, а как спровоцированное, организованное воо­руженное выступление против законной власти, конституционного строя и территориальной целостности Российской Федерации.

Объектами этого преступления являются основы конституционного строя РФ, внутренняя безопасность или территориальная целостность РФ.

Объективная сторона мятежа заключается в его организации или активном участии в нем.

Под организацией понимается создание группы лиц для выступления, преследующего указанные выше цели, либо руководство такой группой. Организация вооруженного мятежа — это различные дейст­вия, направленные на провоцирование вооруженного выступле­ния против законной власти в Российской Федерации. Они могут состоять, в частности, в пропаганде вооруженного мятежа, в вер­бовке его участников, в снабжении мятежников оружием, воин­ским снаряжением, в планировании вооруженных операций и других действиях по идеологическому, материальному или орга­низационному обеспечению мятежа.

Активное участие в вооруженном мятеже означает совмест­ное с другими участниками мятежа совершение насильственных действий с применением или попыткой применения оружия, на­правленных на достижение целей мятежа. Иные способы содействия мятежникам (их укрывательство, оказание медицинской помощи раненым и т.п.) не могут рассматриваться как активное участие и влекут ответственность, если содержат состав иного преступления.

Однако умышленное причинение смерти в процессе применения насилия не охватывается составом данного преступления и подлежит дополнительной квалификации по статье 105 УК, а если потерпевшими являются го­сударственные или общественные деятели либо сотрудники пра­воохранительных органов, то по статье 277, 295 или статье 317 УК (при наличии остальных признаков этих составов преступлений).

Обязательным признаком состава является вооруженность, т.е. наличие оружия и возможность его применения.

Законодатель, описывая две формы данного преступления — организацию мятежа и активное участие в нем, в обоих случаях подразумевает реальное выступление мятежников (что совер­шенно очевидно применительно к активному участию в мятеже). Поэтому вооруженный мятеж в форме его организации следует признавать оконченным преступлением с момента первого воо­руженного выступления мятежников. Если действия организато­ра фактически не привели к вооруженным выступлениям против законной власти, их следует квалифицировать как приготовление к вооруженному мятежу.

Активное участие в вооруженном мятеже может считаться оконченным с момента совершения участником мятежа конкретных насильственных действии с применением или попыткой при­менения оружия, направленных на достижение целей мятежа, независимо от фактического осуществления этих целей или иных последствий.

Субъективная сторона — прямой умысел и специальная цель свержения или насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации либо нарушения ее территориальной целостности.

Нарушение целостности означает отторжение части территории РФ для образования самостоятельного государства или присоединения к другому государству.

Субъектом преступления является лицо, выполняющее указанные выше функции организатора или активного участника. При совершении преступления в форме организации вооруженного мятежа им могут быть его организаторы и руководители. Активные участники вооруженного мятежа — это лица, непо­средственно совершающие насильственные действия с примене­нием оружия ради достижения целей мятежа.

Анализируемый состав весьма похож на состав, предусмотренный статьей 278, особенно если целью является насильственное изменение конституционного строя. Однако между ними имеются отличия.

Основное из них заключается в вооруженности, которая обязательна для мятежа. Поэтому вооруженные насильственные действия, направленные на изменение конституционного строя, следует квалифицировать не по статье 278, а по статье 279.

Другое отличие связано с тем, что одним из способов совершения преступления, предусмотренного статьей 278, является захват власти, о котором не говорится в диспозиции статьи 279. Следовательно, вооруженный мятеж может и не сопровождаться захватом власти, т.е. она может оставаться у тех же руководителей, которые присоединились к мятежникам либо удовлетворили их требования.

Наконец, мятеж может иметь целью нарушение территориальной целостности РФ, что не предусмотрено в статье 278.

Деяние относится к категории особо тяжких преступлений.

Наши рекомендации