Характеристика и основные направления ВЭД
Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) любого государства, в том числе РФ, охватывает многообразные виды деятельности. Важнейшим направлением является внешняя торговля.
Внешние экономические связи (ВЭС) государства являются частью общей структуры народного хозяйства и воздействуют на размещение и развитие производительных сил, формирование пропорций.
В течение продолжительного периода (до 1980 - 1990 гг.) ВЭС рассматривались в нашей стране как вынужденное явление.
Экономика страны была несбалансированной, и импорт рассматривался как средство покрытия дефицита, а экспорт - как вынужденная плата за импорт.
Непосредственные создатели экспортного потенциала - первичные звенья (объединения, предприятия, НИИ) - были отстранены от участия во ВЭС, и это было одной из причин неэффективности экспорта.
Реформирование экономики страны, включая ВЭД, обеспечивает децентрализацию во внешнеэкономической деятельности, разрушение монополии на внешнюю торговлю.
Предприятия при этом получили право самостоятельного выхода на внешний рынок.
Участие во ВЭД принимают сегодня тысячи предприятий, предпринимателей и государственных служащих. При этом многие участники не знакомы с основами, тем более с тонкостями ВЭД. В период, когда современный мир быстро превращается в единое гигантское мировое сообщество с международными рынками, очень важно подготовить широкий круг специалистов, знающих механизм управления производством продукции и обладающих навыками работы по изучению положения во внешнем рынке, поиску перспективных покупателей, проведению с ними коммерческих переговоров и заключению контрактов, приносящих прибыль.
Право выхода на внешний рынок предоставлено первичным звеньям хозяйствования указом Президента РФ «О либерализации ВЭД на территории РСФСР» от 15.11.1991.
Согласно Указу, любое предприятие (независимо от формы собственности) имеет право осуществлять ВЭД, если это входит в его уставный регламент.
При самостоятельном выходе на внешний рынок предприятию приходится решать широкий круг вопросов, связанных с экспортом и импортом товаров и услуг, а именно:
изучение мирового рынка;
выбор партнера;
анализ деятельности зарубежных фирм и маркетинг;
выбор современных форм реализации товара и послепродажное обслуживание;
оценка эффективности экспортно-импортных операций.
Важное место среди указанных проблем занимает заключение внешнеторгового контракта. От того, насколько профессионально выполнен контракт, зависит во многом успех коммерческой сделки.
Подготовка и переподготовка кадров для ВЭД приобретают особую актуальность для предприятий. В центральных звеньях управления ВЭД (МВЭС, торгово-промышленная палата РФ и др.) есть квалифицированные кадры, но на предприятиях процесс их формирования только начинается.
Национальная экономическая политика каждой страны будет эффективной в том случае, если она скоординирована с экономической стратегией других стран (пример: ЕС, ВТО и др.).
От экономической интеграции выигрывают все страны, но мера выигрыша - различна.
Наша страна долгое время оставалась в стороне от развития интеграционных процессов. В течение десятилетий доминировал бартерный обмен нефти и газа на зерно и товары народного потребления, что свидетельствует об отсталой форме международной торговли.
Участие в полноценной кооперации затруднено из-за низкого качества отечественной продукции. Анализ российского экспорта за 2000 - 2007 гг. показывает, что его стоимостной объем не соответствует потенциалу экономики страны.
В настоящее время улучшаются главнейшие направления внешних связей России с иностранными партнерами:
экспортно-импортные отношения;
совместное предпринимательство (производство, финансы, внешняя торговля и т.д.);
разработка природных ресурсов.
5) Функции и полномочия ВЭД и проблемы участников.
Во внешне экономической деятельности выделяют следующие функции :
a) Организация обмена ;
b) Международные признания стоимости ;
c) Организация международного денежного обращения ;
В практике современной ВЭД наблюдаются изменения в концептуальных подходах :
a. Современная ВЭД охватывает не только сферу торговли товарами но и тяговыми услугами , научно производственную кооперацию , создание предприятий с иностранными инвестициями и др сферы;
b. Рост масштабов ВЭД
c. Усиление влияния достижений НТП особенно в целях международной торговли
d. Сокращение доли сырья и материалов в конечном продукте и развития наукоемких и высокотехнологичных отраслей
e. Постепенная ликвидация экономических границ
f. Развитие транснациональных корпораций и вывоз капитала
g. Увеличение количества участников
h. Рост миграции
i. Увеличение новой прибыли во ВЭД
j. Сохранение роли государства во ВЭД
k. Сильное влияние региональных интеграционных группировок
l. Жёсткое международное регулирование со стороны ВТО , Всемирной таможенной организации , Всемирной организации здравоохранения , юнеско , юнисэф , ООН , МГТ.
Государство участвует в управлении внешнеэкономической деятельности чётко разделяет полномочии между отдельными органами государства: законодательные органы , органы исполнительной власти органы местного публичного управления. Полномочия государства по управлению ВЭД включают в себя :
§ Формирование концепций и стратегий ВЭД ;
§ Обеспечение экономической безопасности государства, отдельных отраслей, регионов;
§ Государственное регулирование внешней торговли финансовая валютная таможенная сертификация ;
§ Защита внутреннего рынка.
Отдельные территории РМ могут осуществлять полномочия во ВЭД как совместно с органами центральной власти так и самостоятельно . Совместно с органами центральной власти осуществляется:
1. Координирование ВЭД субъектов ;
2. Формирование и реализация программ ВЭД ;
3. Выполнение договоров РМ в части отдельных территориальных образований ;
4. Информационное обеспечение ВЭД .
Самостоятельно территориальные органы могут осуществлять ВЭД , а также координироваться и контролировать ВЭД молдавских и иностранных лиц на своей территории. Формировать и реализовывать программы ВЭД . Предоставлять гарантии на осуществление ВЭД . Заключать соглашения о ВЭД с иностранными партнёрами . В регионах могут действовать подразделения отвечающие за ВЭД . Эти структурные подразделения органов местного публичного управления могут иметь следующие обязанности:
a) Определять презрительные направления ВЭД ;
b) Анализировать и координировать действия субъектов ВЭД предприятий ;
c) Взаимодействует с зарубежными предпринимателями или представителями ;
d) Привлекать инвестиции
e) Содействовать развитию предприятий с иностранными инвестициями ;
f) Поддерживать информационное обеспечение ВЭД ;
g) Подготавливать кадры
Для реализации обязанностей возложенных на отдельные органы власти в сфере ВЭД можно проводить следующие мероприятия :
· Развитие экспортных возможностей и импортозамещения ;
· Совершенствование правовой базы
· Совершенствование. Информационного обеспечения
· Дипломатическое обеспечение ВЭД
· Развитие инфраструктуры ВЭД ( связь транспорт банки )
· Развитие маркетинговой составляющей ВЭД ( реклама, выставки, связь между торговыми промышленными палатами )
Во ВЭД в РМ наблюдается значительное количество проблем . С одной стороны это проблемы зарубежных партнёров в Молдове , с другой проблемы возникающие перед молдавскими предпринимателями за рубежом . В Молдове для зарубежных партнёров существуют :
1. Высокие риски предпринимательства и сложности в организации долгосрочного прогнозирования и его реализации ;
2. Нехватка квалифицированных экспертов в стране по международным экономическим отношениям ;
3. Партнёров при осуществлении ВЭД
Зарубежные предприниматели приходя на рынки РМ сталкиваются с рядом проблем это касается не тех предпринимателеней которые инвестируют в молдавскую экономику( создание предприятий на территории РМ , строительство объектов) и тех предпринимателей , которые участвуют в простейших товарообменный операциях . Среди проблем иностранных предпринимателей можно отметить:
1. Высокий риск при осуществлении ВЭД
2. Крайняя сложность составления долгосрочных прогнозов экономического развития
3. Нехватка высококвалифицированных экспертов в РМ по проблемам ВЭД и международных экономическим отношениям
4. Нестабильность национальной банковской системы и её подверженность к криминальному воздействию
5. Политическая нестабильность в РМ
6. Сложность функционирования предприятий с иностранными инвестициями и в частности низкий уровень льгот для иностранных инвесторов по сравнению с льготами в других странах
7. Ограничения на права собственности для иностранцев
8. Высокая доля монополистических отраслей в национальной Молдавской экономике
9. Ограничения на приватизацию объектов
10. Значительное влияние олигархических кругов на процессы принятия решений на всех уровнях нац. экономики и политики
11. И др.
Эти проблемы молдавского государства характерны для большинства экономик в мире , однако в Молдове и ряде соседних стран эти проблемы оказывают серьёзное влияние на иностранных предпринимателей . Проблемы которые возникают у молдавских предпринимателей при осуществлении ВЭД близки к проблемами иностранных предпринимателей . Среди них единые для национальных и иностранных предпринимателей проблемы связанные с высоким риском ведения хозяйственной деятельности РМ сложности прогнозирования политическая нестабильность значительное ограничение предппимательстава из за деятельности монополий и олигополий на рынках Молдовы . В то же время сталкиваются со сложностями кредитования и страхования экспорта , слабой ценовой конкуренцией находящийся под жёсткой монополий олигополий и государства , необходимостью затраты дополнительных средств в рыночной борьбе с иностранными корпорациями в условиях слабой помощи государства национальным товаропроизводителям . Сниженные импортные таможенные пошлины в результате вступления Молдовы в ВТО и подписания соглашения об ассоциации с Евросоюзом , в результате чего местные товаропроизводители оказываются неспособными конкурировать с иностранными поставщиками которых поддерживают правительство иностранных государств . Согласованностью действий партнёров разных стран в отношении молдавских товаров например на рынках Евросоюза . Отсутствие запрещающих механизмов для функционирования зарубежных компаний в стратегических отраслях нац экономики , например телекоммуникации , транспорт энергетика табачная виноводочная продукция . Наличие требований взаимности например при прямых производственных инвестиций в отрасль со стороны зарубежных правительств . Компенсационные пошлины и антидемпинговых со стороны ряда государств на молдавский экспорт . Количественные ограничения на молдавский экспорт например в ЕС . Санкции во ВЭД по отношению к молдавскому экспортов.
Тема 2.