Экономическая сущность налога на имущества физических лиц
Органы местного самоуправления формируют свои бюджеты в процессе взимания местных налогов и сборов. Представителем местных налогов и отчетливым индикатором современных финансовых проблем местного самоуправления является налог на имущество физических лиц, объем доходных поступлений от которого из-за применения в его механизме неэффективных методов налогообложения не покрывает величину расходов, направляемых на организацию процесса взимания этого налога.
Налог на имущество физических лиц – это местный налог, который направлен на регулирование процесса накопления и концентрации имущества в собственности налогоплательщика.
Налогообложение имущества физических лиц проводится на основании Закона РФ “О налогах на имущество физических лиц”.
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц являются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налога.
Объектом налога в соответствии с Законом признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
Право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество возникает только с момента регистрации данного права в учреждении юстиции, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Поэтому до момента государственной регистрации право собственности на объект у физического лица отсутствует; владелец недвижимости не является собственником, а следовательно, плательщиком налога на имущество.
Налогоплательщики приняли это к сведению и стали всеми возможными способами затягивать с процедурой государственной регистрации права собственности на вновь построенный объект недвижимости (например, жилой дом), что негативно сказалось на объемах поступлений от налога на имущество в местные бюджеты и на надлежащем выполнении принципа всеобщности налогообложения.
В конце 1999 г. была предпринята попытка внести в Закон изменения, которые предусматривали обложение налогом на имущество физических лиц объектов незавершенного строительства, находящихся в эксплуатации, и предлагали не учитывать в целях налогообложения факт государственной регистрации права собственности, если гражданин фактически владеет, пользуется и распоряжается недвижимым имуществом.
Но в связи с несоответствием предлагаемых изменений действующему гражданскому и налоговому законодательству Президент РФ наложил на них вето.
Тем не менее проблема привлечения к налогообложению фактически используемой, но незарегистрированной недвижимости действительно существует. Предположим, что поставлена задача разработать законопроект, в котором устанавливались бы правила налогообложения такой недвижимости с учетом замечаний, высказанных Президентом РФ при наложении вето на изменения, предлагаемые ранее. Как один из вариантов можно было бы изменить определение налогоплательщиков, не употребляя термин “собственники”, если ставится задача обойти факт государственной регистрации именно права собственности. Но при определении состава налогоплательщиков в законе указывается, каким образом объект налога принадлежит плательщику. Это подразумевает определение права налогоплательщика на объект. Однако любое право на недвижимость подлежит государственной регистрации. И факт государственной регистрации права является единственным доказательством существования зарегистрированного права или обременения права на недвижимость.
В связи с этим попытка не учитывать факт государственной регистрации права при налогообложении недвижимости не имеет смысла, поскольку при квалификации владельца недвижимости как налогоплательщика налоговый орган должен будет сопоставить наличие соответствующего права, указанного в законе о налоге, с фактически имеющимся у предполагаемого плательщика. Единственным доказательством имеющегося права у предполагаемого плательщика будет являться государственная регистрация этого права.
Что касается идеи включения в объект налога объектов незавершенного строительства, в данном случае не ясно, каким образом производить оценку незавершенного строительством объекта для определения налоговой базы. Объект до момента завершения строительства не регистрируется, а следовательно, нет возможности определить право на недостроенный объект. В процессе строительства застройщик имеет право собственности на используемые строительные материалы, из которых строится объект. Но основания для возникновения права собственности на строящийся объект пока не существует, поскольку на данной стадии сам объект как индивидуальная сложная вещь еще не создан. Поэтому и случай с незавершенным строительством не имеет практического применения, так как только при завершении строительства объекта недвижимости и государственной регистрации права на него можно говорить о существовании объекта как целого, о возникновении права на объект и вследствие этого о возможности налогообложения созданной недвижимости.