История предпринимательства в РБ
Переход к рыночным отношениям в экономике Беларуси начался в середине 80-х годов, когда страна была еще в составе Советского Союза. В 1986 году правительством СССР были приняты решения о развитии индивидуальной трудовой деятельности (ИТД). В Беларуси Закон об ИТД вступил в действие с 1 мая 1987 года. В этих решениях ничего принципиально нового не было: и до этого в Беларуси кустарно-ремесленнической деятельностью занимались 4,5 тыс. человек, - они, например, шили на дому одежду или на своих огородах выращивали семена цветов. Однако новым было отношение к частной инициативе. Властям вменялось в обязанность содействовать ремесленникам в приобретении сырья, обеспечении помещениями, кредитами и торговыми местами на колхозных рынках. При этом оставались непоколебимыми принципы социализма: не разрешались применение наемной рабочей силы и оборот средств производства. ИТД разрешалось заниматься пенсионеркам, домохозяйкам и инвалидам. Другие граждане могли заниматься ИТД только в свободное от основной работы время.
Еще одной возможностью для предприимчивых людей проявить себя стали центры научно-технического творчества молодежи (НТТМ), создание которых началось в 1987 году. Они появлялись, как правило, при городских и районных комсомольских организациях на хозрасчетной основе с целью ускорения научно-технического прогресса. При них создавались временные творческие коллективы (ВТК), которые работали в принципиально новых условиях без "плана" и "вала", по договорам с центром. Они сами искали заказы на выполнение работ и договаривались о цене работы с заказчиком. Одним из таких центров стал созданный в Минске в феврале 1988 года центр НТТМ "Спектр". Уже через два года работы в штате центра было 35 человек, объем выполненных договорных работ составлял несколько миллионов долларов.
Гораздо более значимым фактом для развития предпринимательства стало принятие в конце 1986 - начале 1987 года первых решений, а позже в 1988 году и Закона о развитии кооперации в СССР. Идеологические основы Закона "О кооперации", казалось бы, соответствовали ленинской идее: кооператив при социализме является предприятием социалистическим и призван дополнять государственный сектор там, где требуется больше гибкости, быстрая реакция на спрос. На деле же у кооперативов оказался статус полноценного предприятия и рыночного агента. Они были вправе производить и покупать любую продукцию, свободно устанавливать цены (за исключением тех случаев, когда кооперативы выполняли принятый добровольно госзаказ). А главное, что кооператив использовал свою, частную, собственность. Кооперативы не отчисляли деньги в бюджет и вышестоящим организациям, как государственные предприятия, а платили налоги, причем весьма умеренные в первое время. В среднем у государственных предприятий забирали 50% прибыли, а у кооперативов - 3% дохода, что составляло в среднем около 6% прибыли.
Столь благоприятные условия для кооперативов привели к быстрому росту их численности. Если на начало 1988 года в Белорусской ССР было 2 158 кооперативов с числом занятых 20,4 тыс. человек, то к началу 1990 года - 6 183 кооператива с числом занятых 355 тыс. человек.
Таким образом, в конце 80-х годов в СССР, впервые со времен нэпа, наряду с государственным сектором возник реальный частный сектор. Свобода деятельности кооперативов привлекла массу предприимчивых людей. И немало сегодняшних состояний выросло из возникших тогда кооперативов. Конец 80-х - начало 90-х годов были временем "золотой лихорадки" для бизнеса. Пустые полки магазинов, фиксированные цены в госсекторе и свободные у предпринимателей, кредиты под проценты, которые были в десятки раз ниже инфляции, диспаритет цен внешнего и внутреннего рынков и многое другое - все это создавало прекрасные возможности для предпринимателей.
Деньги делались на всем - от свалок до внедрения достижений научно-технического прогресса. Например, при Государственном комитете по снабжению был создан кооператив "Прудище" (по названию полигона под Минском, где была организована свалка). Этот кооператив занимался извлечением полезного вторсырья из мусора. Его членами стали в основном пенсионеры и инвалиды, которые и раньше "рылись" на этой свалке. При этом "трудящихся" рядом с ними бомжей в кооператив не принимали, так как у них не было справок с основного места работы или из отделов соци ального обеспечения. С другой стороны, известен кооператив, который помог изобретателю довести до проектной документации его идею о защите электродвигателей от сгорания и впоследствии продавал эту документацию предприятиям всего СССР. Или такой пример. Известный в то время предприниматель Гарри Островский свой первый миллион заработал на новой технологии производства особо твердых набоек для обуви из металлического порошка. Темпы инфляции в 1992-1993 годах доходили до 2000% в год. В то же время ставки по кредитам оставались очень низкими. Например, процентные ставки по кредитам Белагропромбанка в декабре 1992 года были на уровне 60%. В этих условиях все предприятия, имевшие доступ к кредитам, могли делать значительные деньги без всяких усилий. Достаточно, например, было купить на взятый в банке кредит партию товара и просто продать его через несколько месяцев. Одновременно в это время от падения покупательной способности рубля теряли те, кто держал свои сбережения в деньгах.
Благоприятные возможности для легального формирования крупных состояний вытекали из различия цен мирового и внутреннего рынков. В СССР цены на основные ресурсы (нефть, газ, металлы, лес) оставались фиксированными в девальвированной внутренней валюте и оказались значительно ниже, чем за рубежом. Так, в 1991 году оптовая цена нефти-сырца при расчетах на основе рыночного валютного курса на внутреннем рынке упала и составила менее 0,5% уровня мировых цен. В то же время цены, к примеру, на компьютеры или импортную косметику были гораздо выше, чем за рубежом. Рентабельность сделок для компаний, экспортирующих сырье и импортирующих компьютеры, составляла тысячи процентов. Вот почему в то время в одном и том же рекламном объявлении можно было встретить предложение купить у фирмы компьютеры и продать ей сырье.
Допустив свободные цены в частном секторе, государство оставило фиксированные цены на товары и услуги госсектора. Это дало новым компаниям возможность повышать цены на свои товары до уровня рыночного равновесия и получать очень большие доходы. Например, чистые магнитофонные кассеты продавались в государственных магазинах по 4 рубля за штуку, но в продаже практически отсутствовали. Кооператоры "доставали" чистые кассеты и записывали на них музыку. Затем, пользуясь правом продавать свою продукцию по свободным ценам, они реализовывали эти кассеты по 8 рублей за штуку. Двухуровневая система цен способствовала развитию коррупции и увеличению "серой" экономики. Все крупные предприятия "обрастали" мелкими фирмами-посредниками. Госпредприятия на вполне законных основаниях продавали коммерческим кооперативам или малым предприятиям дефицитную продукцию по фиксированным ценам, которая затем перепродавалась другим покупателям по рыночным ценам. Так ползучая приватизация финансовых средств госпредприятий началась задолго до приватизации их имущества.
Однако надежды на то, что кооперативы насытят рынок товарами, не оправдались. Во-первых, они занимали слишком незначительную долю на рынке, чтобы существенно повлиять на его состояние. Во-вторых, материально-техническое снабжение кооперативов упиралось в госзаказы и лимиты. Поэтому они работали в основном по "обслуживанию" госпредприятий. В 1990 году в целом по СССР 80% кооперативов действовало при госпредприятиях, арендуя у них площади и приобретая материалы. При этом 70% продукции кооперативы продавали госпредприятиям.
Еще одной формой перехода от государственной собственности к частной стала аренда. В ноябре 1998 года были приняты Основы законодательства СССР и союзных республик об аренде. В них говорилось, что предприятие может по разрешению собственника, т.е. государства, сдать само себя, а точнее имущественный комплекс, в аренду. Арендатору предоставлялось право выкупа имущества на условиях, которые оговаривались в договоре. Выкуп считался совершенным, когда сумма арендных платежей достигала стоимости сданного в аренду имущества. К 1990 году в СССР уже было 6,2 тыс. арендных предприятий с 3,6 млн. работающих. В Беларуси первым собственником предприятия стал коллектив Слонимского картонно-бумажного завода "Альбертин". Взяв в банке кредит на пять лет и уплатив необходимую сумму, трудовой коллектив выкупил свое предприятие.
К середине 1991 года в Беларуси было уже 37 народных предприятий. Среди них немало широко известных. Например, швейная фабрика "Элот" и обувная фабрика "Неман" из Гродно, Брестский завод бытовой химии, Минский часовой завод, ПО "Милавица", "Гомельлифт" и многие другие.
Превращение в коллективные предприятия стало наиболее популярным методом приватизации и объектов коммунальной соб ственности, которая началась в 1991 году. Из приватизированных в 1991-1992 годах 204 объектов торговли и общественного питания, бытового обслуживания и небольших объектов других отраслей 134 объекта, или 67% , были преобразованы в коллективные предприятия (через аренду с выкупом или прямо посредством выкупа). В индивидуальную частную собственность попало 22% объектов. Это, как правило, небольшие мастерские по ремонту бытовой техники, обуви, одежды, парикмахерские, торговые киоски и т.д.
В целом можно констатировать, что усиление либеральных тенденций в экономике республики после распада СССР стало мощным толчком для развития предпринимательства. На этом этапе государство во взаимоотношениях с негосударственным сектором экономики придерживалось принципа невмешательства. Бизнес развивался во многом стихийно, отсутствовала полноценная нормативно-правовая база, регулирующая отношения между государством и частным бизнесом. Несмотря на фактическое отсутствие государственной инфраструктуры поддержки малого бизнеса, устаревшее и постоянно менявшееся законодательство и другие, характерные для стран с переходной экономикой, проблемы, частный сектор в это время неуклонно расширялся как по числу официально зарегистрированных субъектов хозяйствования, так и по количеству занятых в этом секторе экономики.
Автору этих строк самому посчастливилось в 1992 году работать в одной из первых структур организованного предпринимательского сообщества — Белорусском союзе предпринимателей. Это был период, когда в бизнес пошли люди, которые хотели сами строить свое будущее. В том же 1992 году при активном участии бизнес-ассоциаций был создан Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей. С 1993 года в Беларуси начала работать Международная финансовая корпорация (МФК). Специалисты МФК оказывали техническую помощь в проведении малой приватизации в стране и поддержке частного предпринимательства. Отношения между государственными органами управления и предпринимательской средой в тот период были достаточно конструктивными. Так, например, руководители Белорусского союза предпринимателей и арендаторов и Белорусского союза предпринимателей являлись внештатными помощниками руководителя правительства. Специалисты бизнес-ассоциаций принимали активное участие в оценке проектов законов в Верховном Совете и постановлений пра вительства. Благодаря их усилиям были заторможены многие неблагоприятные законотворческие инициативы, а весной 1994 года были подписаны знаменитые Постановления Совета Министров № 327, 395 и 427, значительно расширяющие круг гарантий для предпринимательской деятельности.
С 1994 года важнейшей государственной целью было провозглашено создание в стране социально-ориентированной рыночной экономики с эффективной системой государственного управления. Одновременно предусматривалось ускорение рыночных преобразований, структурная перестройка экономики, развитие предпринимательства и создание благоприятной экономической среды. С этого времени государственная политика по отношению к развитию предпринимательства характеризуется противоречивостью. С одной стороны, правительство предпринимало попытки оказать малым и средним предприятиям поддержку. Была обновлена, а по отдельным направлениям впервые создана нормативно-правовая база, в результате чего большинство аспектов деятельности малых предприятий стало регламентироваться с достаточной четкостью, определились основные направления политики государства по поддержке предпринимательства. С другой стороны, государство начало устанавливать многочисленные административные барьеры для частного сектора экономики, ввело жесткий контроль за деятельностью частных предприятий и неоправданно суровую систему наказаний за экономические правонарушения. Это привело к тому, что с 1996 года количество малых предприятий, равно как и их вклад в экономику, росли незначительными темпами.
Таким образом, становление малого бизнеса в рамках современной истории Беларуси можно условно разделить на два этапа:
первый этап(конец 80-х - середина 90-х годов) - быстрый рост количества предприятий малого бизнеса при отсутствии системной нормативно-правовой базы и слабой инфраструктуре поддержки предпринимательства;
второй этап(после 1996 года и по настоящее время) - переход к более жесткому государственному регулированию экономических процессов и контролю предпринимательской деятельности. Этот этап характеризуется как меньшей динамикой роста количества частных предприятий, так и их меньшим вкладом в общее экономическое развитие страны.