Типология налоговой политики

Условно выделяют три возможных типа налоговой политики.

Первый тип - высокий уровень налогообложения, то есть политика, характеризующаяся максимальным увеличением налогового бремени. При выборе этого пути неизбежно возникновение ситуации, когда повышение уровня налогообложения не сопровождается приростом поступлений в бюджеты различных уровней.

Второй тип налоговой политики - низкое налоговое бремя, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика. Такая политика способствует скорейшему развитию экономики, особенно ее реального сектора, поскольку обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат (уровень налогообложения ниже, чем в других странах, идет широкий приток иностранных инвестиций, в том числе экспортно-ориентированных, и соответственно возрастает уровень конкурентоспособности национальной экономики). Налоговое бремя на субъекты предпринимательства существенно смягчено, но государственные социальные программы значительно урезаны, так как бюджетные доходы сокращаются.

Третий тип - налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложениякак для корпораций, так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ.

Для налоговой политики стран, которые имеют долгосрочную концепцию построения национальной экономики, характерны следующие черты:

1) четкое определение проблем, стоящих перед экономикой страны;

2) ранжирование целей по степени их важности и концентрация усилий на достижении наиболее важных из них;

3) проведение аналитической работы и изучение зарубежного опыта налоговых реформ, четкое представление об экономических результатах, выгодах и потерях при осуществлении каждой из программ реформирования;

4) оценка эффективности реализации подобных программ в прошлом;

5) анализ имеющихся в распоряжении инструментов;

6) анализ исходных условий;

7) корректировка политики с учетом национальной специфики и момента времени.

На практике налоговая политика осуществляется через налоговый механизм. Государство придает этому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства.

Налоговый механизм

Налоговый механизм является частью финансового механизма и используется для успешной реализации в жизнь налоговой политики. В научных трудах ученых и практиков трактовка понятия «налоговый механизм» неоднозначна. Как правило, это понятие сводится к осуществлению налогового производства в конкретно пространстве и во времени. Этот подход представляется недостаточно глубоким, ибо подчеркивает возможность субъективизации налоговых действий.

Эффективность использования налогового механизма зависит от того, насколько государство учитывает внутреннюю сущность налогов, их противоречивость.

Внутреннее содержание налогового механизма формулируется исходя из сущности налогов. Поэтому вся система государственного вмешательства в экономику через налоговый механизм служит интересам всех участников хозяйственных процессов. Налоговый механизм служит мощным инструментом стоимостного регулирования воспроизводственного процесса.

Налоговый механизм - это область налоговой теории, трактующей данное понятие как организационно-экономическую категорию, а, следовательно, как объективно необходимый процесс управления перераспределительными отношениями, складываю-щимися при обобществлении части созданного в производстве национального дохода.

Всю сферу отношений, образовывающихся в этом процессе, можно разграничить на три подсистемы:

v налоговое планирование,

v налоговое регулирование,

v налоговый контроль.

Планирование- управление экономикой, осуществляемое центральной властью с учётом объективно действующих экономических законов, путём сбалансированного развития всех отраслей и регионов национального хозяйства, а также координации экономических процессов в соответствии с целевой направленностью развития общественного производства.

Основная задача планирования - обеспечение качественных и количественных показателей программ социально-экономического развития страны исходя из разработанных и принятых налоговых законов.

Налоговое регулирование - система экономических мер, оперативного вмешательства в ход выполнения налоговой части бюджета.

Налоговое регулирование вытекает из регулирующей функции налогов. Оно противоречиво, что обусловлено сутью податной системы. С одной стороны, налоговое регулирование нацелено на максимальное обеспечение потребности государства в доходах, предназначенных для осуществления деятельности государства.

С другой стороны, налоговое регулирование должно быть направлено на приращение капитала хозяйствующего субъекта и обеспечение роста общественного богатства. Конечная цель налогового регулирования - уравновесить интересы трёх субъектов: государства, хозяйствующего субъекта, граждан.

Налоговое регулирование охватывает хозяйственную жизнь страны, так как налоговые мероприятия являются наиболее универсальным инструментом воздействия надстройки на базисные отношения.

Цель регулирования - создание общего налогового климата для внутренней и внешней (особенно инвестиционной, деятельности компаний), обеспечение преференциальных налоговых условий для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений движения капитала. Теоретически налоговое регулирование может иметь широкие масштабы, однако на практике производство не всегда следует за налоговыми стимулами.

Однако практика привносит свои коррективы в концептуально определяемые сферы налогового планирования, регулирования и контроля. Поэтому налоговый механизм должен рассматриваться и в качестве свода конкретных налоговых действий, то есть в узком смысле этого слова. Это реальное налоговое производство. С таких позиций налоговый механизм выступает как экономический рычаг субъективного (императивного) регламентирования системы налоговых отношений. Подчиненность таких действий закону исключает субъективизм в регулировании налоговых отношений.

Таким образом, налоговый механизм представляет собой совокупность способов и правил организации налоговых отношений, с помощью которых обеспечивается осуществление широкой системы распределительных и перераспределительных отношений, создание централизованного фонда государства для выполнения его функций, регулирование социально-экономического развития общества, потреблений и накоплений субъектов хозяйствования.

Структура налогового механизма состоит из следующих элементов:

· совокупность видов налогов (налоговая система);

· планирование и прогнозирование налоговых платежей;

· налоговое право и налоговое законодательство;

· принципы налогообложения;

· система управления налогами;

· элементы налога;

· порядок и способ уплаты налогов;

· налоговый федерализм;

· налоговый контроль;

· информационное обеспечение;

· учет и отчетность по налогам.

Как видно, налоговый механизм включает всю совокупность правил, форм и способов налогообложения, начиная от планирования налогов и кончая их учетом и отчетностью. Он определяет, кто, какой, когда, в каком размере и куда уплачивает налог, что подлежит налогообложению и что является источником налога, единицей измерения его объекта, какие предусмотрены штрафные санкции за налоговые правонарушения, и другие вопросы теории и практики исчисления и взимания налогов.

Налоговый механизм, рассматриваемый через призму реальной практики, различен в конкретном пространстве и во времени. Налоговые действия неоднозначны на разных уровнях власти и управления, а также существенны различия и во временном отношении.

Налоговый механизм – это система звеньев налоговых отношений, приводящих в действие налоговую систему и налоговую политику государства.

Налоговая политика реализуется путем принятия законодательных и нормативных актов, устанавливающих виды налогов, взимаемых в стране, круг плательщиков, ставки, льготы, сроки уплаты и порядок исчисления налогов, ответственность за налоговые правонарушения, распределение налогов между звеньями бюджетной системы, то есть через налоговый механизм. Следовательно, стабильность и эффективность реализации налоговой политики зависит от такого важного элемента налогового механизма, как система налогового законодательства. Современное российское право предоставляет налоговую инициативу не только федеральным, но и региональным и местным органам власти.

Налоговый механизм включает виды, формы и методы организации налоговых отношений, способы их количественного и качественного определения. К элементам налогового механизма, имеющим количественные параметры, можно отнести размеры ставок, объем мобилизации налогов в бюджет и предоставляемые налогоплательщикам льготы, долю изъятия части ВВП посредством налогов в государственный централизованный фонд, уровень налогообложения и собираемости налогов. К качественным параметрам относятся степень влияния налогов на социально-экономическое развитие общества, эффективность налогового регулирования экономики, спроса и предложения, инвестиционной политики, выполнение плановых показателей налоговых поступлений по всем их видам. Количественные параметры можно отнести к мобильному блоку элементов налогового механизма, которые чаще всего подвергаются оперативной корректировке с учетом интересов государства и хозяйствующих субъектов на тот или иной период времени.

С помощью налогового механизма, нивелирования его элементами государство как бы соединяет два противоположных начала: государственное, централизованное регулирование экономики, с одной стороны, и ее рыночное развитие – с другой. То есть налоговый механизм служит мощным инструментом в руках государства для проведения целенаправленной экономической политики в условиях свободной конкуренции и предпринимательства. Оно может стимулировать или сдерживать экономическое развитие общества в зависимости от конкретных задач, стратегии и тактики экономической и финансовой политики. Главной задачей функционирования налогового механизма является усиление воздействия на социально-экономическое развитие страны и обеспечение на этой основе стабильного роста ВВП и национального дохода. Для его решения налоговый механизм обладает достаточно широким кругом рычагов и регуляторов. Это дифференциация ставок и видов налогов, использование налоговых льгот и санкций.

Налоговый механизм позволяет упорядочить налоговые отношения, опираясь на налоговое право, основы управления налогообложением. Конкретный налоговый режим, применяемый при формировании того или иного налога, зависит не только от положений налоговых законов, но и от издаваемых инструктивных указаний к ним. Этот механизм различается в зависимости от организационно-правовой формы деятельности, статуса плательщика; то есть юридическое или физическое лицо. Налоговому производству присущи особенности, которые обусловлены полнотой прав и обязанностей сторон, участвующих в налоговых процессах. Эти особенности складываются под влиянием норм и правил, предписываемых ГК. Налоговая техника не только определяет функциональное содержание налогового механизма, но и оказывает прямое воздействие на весь ход общественной жизни. Принятие оптимального налогового механизма означает как выбор разумных налогов, так и обеспечение соответствующих норм и правил их исчисления и уплаты в бюджет. Важен здесь также и состав налоговых льгот и санкций.

В соответствии с территориальным принципом построения налоговой системы РФ можно выделить налоговый механизм Федерации, субъектов Федерации и местных органов власти. С точки зрения воздействия налогов на общественное воспроизводство, выделяются его функциональные звенья: фискальная, стимулирующая, регулирующая, распределительная, социальная и контрольная. Каждому звену присущи свои элементы налогового регулирования и налогового механизма, при удачном и умелом нивелировании которыми достигается максимальное эффективное выполнение функций налогов.

Наши рекомендации