Организация финансового менеджмента на малых предприятиях

Для успешной работы любого малого предприятия необходима постановка финансового менеджмента. Способность малого предприятия генерировать чистый денежный поток, является наивысшим проявлением эффективности систем управления хозяйствующим субъектом в отличие от абсолютных показателей прибыльности. Наличие и максимизация величины чистого денежного потока – результат эффективности финансового менеджмента через систему учетной, маркетинговой, амортизационной, налоговой, инвестиционной и другой политики.

Организация финансового менеджмента на предприятиях малого бизнеса связана с преодолением конкурентных преград на рынке и получением прибыли, что является достаточно важным фактором. Но для достижения целей финансового менеджмента необходимо дополнительно решить и ряд иных задач:

– оптимизировать денежные потоки;

– создать действенную систему планирования;

– проводить финансовый мониторинг и финансовый контроль;

– создать систему учета и отчетности полезной для внутренних и внешних пользователей.

С точки зрения финансового менеджмента, предприятия малого бизнеса можно разделить на две категории:

1) предприятия малого бизнеса, входящие в структуру объединений (холдинги, консорциумы и т.д.). У таких предприятий больше финансовых возможностей, потому что они находятся «за широкой спиной» объединения;

2) предприятия малого бизнеса, находящиеся в конкурентных условиях. У таких предприятий больше вероятность наступления финансовых рисков, но и больше возможностей для маневра и свободы действий.

В большинстве случаев управление финансами на малом предприятии из-за небольшой его численности осуществляется на уровне главного бухгалтера, который взаимодействует с руководством, а также с экономистами и юристами, если таковые имеются.

На данный момент существует три эффективных способа организации структуры управления финансами малого бизнеса:

1) совмещение должностей (например, главный бухгалтер и финансовый директор в одном лице). В данной ситуации снижаются затраты на содержание финансовой службы, но ухудшается качество принимаемых решений;

2) создание отдельного специального финансового отдела или финансовой должности (финансовый директор, финансовый менеджер). Это потребует больших затрат, так как специалисты высокого уровня в области финансов стоят дорого, а иметь малоопытного и неквалифицированного специалиста – себе дороже. Возможность эффективного создания такой структуры есть только у предприятий, входящих в структуру объединения предприятий;

3) передача финансового управления в специализированную организацию, так называемый аутсорсинг или субподряд. на данный момент одним из популярных видов аутсорсинга является ведение бухгалтерского учета специализированной организацией. Положительные стороны аутсорсинга – высокое качество принимаемых решений; отрицательные стороны – отсутствие на российском рынке широкого выбора аутсорсинговых организаций, высокие цены на их услуги (хотя они могут и окупаться), отсутствие уверенности в том, что ваша компания не будет специально ослаблена и поглощена.

Но в любом случае финансовый специалист малого предприятия должен выполнять следующие функции:

– формировать и реализовывать финансовую стратегию и политику предприятия;

– организовывать управленческий учет, оптимизировать затраты;

– постоянно проводить финансовый и управленческий анализ;

– осуществлять финансовое планирование (формировать оперативные планы, бюджеты и участвовать в подготовке бизнес-планов);

– реализовывать мероприятия по обеспечению ликвидности и устойчивости предприятия;

– оптимизировать и управлять составом активов и пассивов, скоростью оборота и порядка их возникновения и погашения;

– проводить поиск эффективных способов финансирования бизнеса;

– разрабатывать мероприятия по увеличению прибыли, капитализации, рентабельности, снижению уровня налогообложения и затрат;

– организовывать мероприятия по контролю за сохранностью финансовых ресурсов;

– оптимизировать и разрабатывать финансовые схемы по реализации продукции, осуществлению платежей;

– участвовать в мероприятиях по риск-менеджменту;

– консультировать вышестоящее руководство и сотрудников по финансовым вопросам.

Первое, с чего необходимо начать, внедряя финансовое управление на малом предприятии, – это провести углубленный финансовый анализ. Финансовый анализ должен основываться на данных, полученных по результатам финансового (бухгалтерского) учета.

При проведении финансового анализа могут возникнуть проблемы организационного характера – бухгалтерский учет и состав отчетности некоторых малых предприятий отличается от бухгалтерского учета и состава отчетности средних и крупных предприятий. Поэтому финансовому специалисту необходимо суметь провести финансовый анализ на основании имеющихся данных, а для этого может потребоваться ряд корректировок.

Для детального анализа будет недостаточно отчетности предприятия, здесь необходимо получить как можно больше информации из бухгалтерского учета и по возможности из управленческого учета.

На данном этапе необходимо определить структуру и динамику показателей, оценить рентабельность, ликвидность и платежеспособность, а также показатели оборачиваемости (деловой активности).

Предприятия малого бизнеса имеют, как правило, пониженный, по сравнению с крупными предприятиями, уровень ликвидности, т.к.:– в малом бизнесе относительно меньше денег вкладывается в запасы и дебиторскую задолженность (об этом говорят и более высокие показатели оборачиваемости запасов и дебиторской задолженности);– у предприятий малого бизнеса относительно выше текущие обязательства.

После получения данных финансового анализа переходят к разработке финансовой стратегии предприятия, которая должна полностью опираться на всю стратегию фирмы. На основе финансовой стратегии организуется финансовая политика так, чтобы обеспечивалась конкурентоспособность предприятия.

После формирования стратегии и финансовой политики осуществляют финансовое планирование. Оно может быть стратегическим, тактическим и оперативным:

Уже в процессе осуществления процесса планирования необходимо понять, какова будет структура активов и за счет каких источников будет финансироваться деятельность предприятия.

При формировании структуры активов необходимо учитывать следующие принципы:

– объем и структура активов формируются исходя из будущих перспектив малого предприятия;

– объем и структура активов должны соответствовать потребностям производства и сбытовым нуждам малого предприятия;

– состав активов должен обеспечивать желаемую эффективность работы предприятия;

– активы должны увеличивать скорость оборота;

необходимо выбирать наиболее современные и прогрессивные виды активов.

ЛИТЕРАТУРА ПО РАЗДЕЛУ

1. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2004.

2. Валеева Ю.С. Диагностика производственно-финансового потенциала промышленного предприятия. – М.: Экономический анализ, 2007.

3. Волкова О.И. Экономика предприятия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2000.

4. Володин А.А. Управление финансами (Финансы предприятий). – М.: ИНФРА-М, 2006. С. 503.

5. Гаврилова А.Н. Финансы организаций (предприятий): Учебное пособие. – М.: КноРус, 2006.

6. Заяц Н.Е. Финансы предприятий: учебное пособие. – Мн.: Высшая школа, 2005.

7. Караванова Б.П. Разработка стратегии управления финансами организаций: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2006.

8. Колчина Н.В. Финансы предприятий. – М.: ЮНИТИ, 2003.

9. Лапуста М.Г. Финансы фирмы: Учебное пособие / М.Г. Лапуста, Л.Г. Скамай. – Москва: ИНФРА-М, 2003.

10. Лупей Н.А. Финансы. Финансы организаций (предприятий): Учебное пособие. – М.: Дашков и Ко, 2007.

11. Попова Р.Г. Финансы предприятий: Пособие / Р.Г. Попова, И.Н. Самонова, И. Добросердова. – СПб.: Питер, 2007.

12. Семенов В.М. Финансы предприятий: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2006.

13. Тренёв Н.Н. Управление финансами. Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003.

14. Трубочкина М.И. Управление затратами предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2006.

15. Финансы организаций (предприятий): Учебник // Лапуста М.Г., Скамай Л.Г., Мазурина Т.Ю. – М.: ИНФРА-М, 2007.

16. Ширенбек Х. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Пер. с нем. под общ. ред. И.П.Бойко. – СПб.: Питер, 2005.

17. Экономика предприятия (фирмы): Учебник / Под ред. проф. О. И. Волкова и доц. О. В. Девяткина. – М.: ИНФРА-М, 2005.

18. Экономика фирмы: Учебное пособие / Под ред. Т. В. Муравьевой. – М.: Мастерство, 2002.

САМОПРОВЕРКА

Организация финансового менеджмента на малых предприятиях - student2.ru Организация финансового менеджмента на малых предприятиях - student2.ru

1. Имущество предприятия – это:

А. средства труда, участвующие во многих производственных циклах, сохраняющие свою натуральную форму и переносящие стоимость на изготовляемую продукцию частями по мере износа;

Б. материальные и нематериальные элементы, используемые предприятием в производственной деятельности, составляющие его активы;

В. предметы труда, используемые в производстве, которые полностью потребляются в производственном цикле;

Г. между этими определениями нет существенной разницы.

2. Как влияет на продолжительность одного оборота увеличение средних остатков оборотных средств:

А. продолжительность одного оборота оборотных активов увеличивается;

Б. продолжительность одного оборота оборотных активов уменьшается;

В. продолжительность одного оборота оборотных активов не меняется.

3. Как влияет на коэффициент загрузки средств уменьшение остатков оборотных средств:

А. коэффициент загрузки снижается;

Б. коэффициент загрузки увеличивается;

В. коэффициент загрузки не меняется.

4. Как влияет на себестоимость продукции рост уровня затрат на потребленные материальные ресурсы:

А. себестоимость снижается;

Б. себестоимость увеличивается;

В. себестоимость не меняется.

5. Как меняется себестоимость при снижении цен и тарифов на потребленные материальные ресурсы:

А. себестоимость снижается;

Б. себестоимость увеличивается;

В. себестоимость не меняется.

6. Как меняется себестоимость продукции при росте цен на продукцию:

А. себестоимость снижается;

Б. себестоимость увеличивается;

В. себестоимость не изменится.

7. Какие из нижеперечисленных факторов прямо влияют на прибыль от продажи товарной продукции:

А. объем продажи;

Б. отпускная цена товара;

В. сроки продажи;

Г. качество продукции.

8. Какие из нижеперечисленных факторов прямо влияют на уровень среднепродажных цен:

А. рынки сбыта и конъюнктура рынка;

Б. уровень инфляции;

В. себестоимость продукции;

Г. структура товарной продукции.

9. Какие из нижеперечисленных резервов относятся к резервам увеличения прибыли и рентабельности:

А. увеличение численности работников предприятия;

Б. увеличение объема продаж;

В. увеличение количества отработанных дней;

Г. повышение качества продукции.

10. Как изменится прибыль, если возрастет среднепродажная цена изделия:

А. увеличится;

Б. уменьшится;

В. не изменится.

11. Как изменится прибыль, если себестоимость возрастет:

А. увеличится;

Б. уменьшится;

В. не изменится.

12. Как изменится уровень среднепродажной цены, если возрастет уровень инфляции:

А. увеличится;

Б. уменьшится;

В. не изменится.

13. Как изменится рентабельность, если внереализационные расходы уменьшатся, а внереализационные доходы увеличатся:

А. увеличится;

Б. уменьшится;

В. не изменится.

14. Как изменится рентабельность окупаемости затрат, если валовая прибыль возрастет, а себестоимость проданной продукции снизится:

А. увеличится;

Б. уменьшится;

В. не изменится.

15. Как изменится рентабельность продаж, если чистая прибыль снизится, а сумма полученной выручки увеличится:

А. увеличится;

Б. уменьшится;

В. не изменится.

16. Как изменится рентабельность капитала, если балансовая прибыль увеличится, а сумма инвестированного капитала уменьшится:

А. увеличится;

Б. уменьшится;

В. не изменится.

17. Предприятия амортизационные фонды берут:

А. у Правительства РФ;

Б. не у Правительства РФ, а в Государственной Думе;

В. из прибыли;

Г. путем включения амортизационных отчислений в себестоимость продукции, а после реализации продукции – перечислением из выручки в амортизационный фонд.

18. Уровень использования основных производственных фондов характеризуют:

А. рентабельность, прибыль,

Б. фондоотдача, фондоёмкость,

В. фондовооружённость труда,

Г. производительность труда рабочих.

19. Нематериальные элементы имущества предприятия – это:

А. название предприятия и используемые товарные знаки;

Б. репутация предприятия и круг постоянных клиентов;

В. денежные средства на расчетном счёте;

Г. авторские права, «ноу-хау», контракты;

Д. готовая продукция.

20. Основное назначение фондов обращения:

А. создать материальную основу эффективной работы;

Б. обеспечить денежными средствами ритмичность процесса обращения.

21. Что не входит в фонды обращения:

А. готовая продукция на складе и товары в пути;

Б. денежные средства в расчетах, кассе и на расчетном счете;

В. расходы будущих периодов.

22. Замедление оборачиваемости оборотных активов при росте выручки от реализации связано с:

А. увеличением стоимости остатков оборотных активов;

Б. уменьшением стоимости остатков оборотных активов;

В. не зависит от стоимости оборотных активов.

23. О чем свидетельствует ситуация, если выручка от продаж выросла на 15%, средняя величина оборотного капитала выросла на 5%;

А. продолжительность одного оборота оборотных активов вырастет;

Б. продолжительность одного оборота оборотных активов не изменится;

В. продолжительность одного оборота оборотных активов сократится.

24. Какие из нижеперечисленных видов оборотных средств относятся к группе «абсолютно ликвидных активов»:

А. денежные средства в кассе;

Б. товары отгруженные;

В. денежные средства на расчетном счете;

Г. запасы.

25. Рентабельность продукции определяется:

А. отношением прибыли от реализации к выручке от реализации;

Б. отношением прибыли к средней стоимости имущества предприятия;

В. отношением прибыли к средней стоимости основных фондов и оборотных средств.

26. Рентабельность отдельных видов продукции определяется:

А. отношением прибыли, включаемой в цену изделия, к цене изделия;

Б. отношением прибыли от реализации к выручке от реализации;

В. отношением прибыли к средней стоимости основных фондов и оборотных средств;

Г. отношением чистой прибыли к средней стоимости имущества предприятия.

27. Рентабельность производственных фондов определяется:

А. отношением прибыли к объему реализованной продукции;

Б. отношением прибыли от реализации к выручке от реализации;

В. отношением прибыли к средней стоимости основных фондов и оборотных средств;

Г. отношением прибыли от финансово – хозяйственной деятельности к средней стоимости имущества предприятия.

28. Какие из нижеперечисленных задач относятся к анализу прибыли и рентабельности:

А. оценка причин, вызвавших изменение прибыли и рентабельности;

Б. оценка выполнения плана производства продукции;

В. выявление факторов, повлиявших на эффективность использования основных фондов.

Ключи к тесту:1) Г; 2) А; 3) А; 4) Б; 5) А; 6) В; 7) А, Б, Г; 8) А, Б, В; 9) Б, Г; 10) А; 11) Б; 12) А; 13) А; 14) А; 15) Б; 16) А; 17) Г; 18) Б; 19) А, Б, Г; 20) Б; 21) В; 22) А; 23) В; 24) А, В; 25) А; 26) А; 27) В; 28) А.

Наши рекомендации