Действие актов налогового законодательства во времени

Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Порядок исчисления сроков, установленных налоговым законодательством

Сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.

Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. При этом годом (за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из 12 месяцев, следующих подряд.

Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока. При этом квартал считается равным трем календарным месяцам, отсчет кварталов ведется с начала календарного года.

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях.

В случаях, когда последний день срока приходится на выходной и (или) нерабочий праздничный день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.

Статья 8. Понятие налога и сбора

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)


1) Налоговый Кодекс РФ (1 и 2 части)

2) ФЗ, которые устанавливаются в соответствии с НК РФ и действуют на уровне федерации.
3) Законы, которые действуют на уровне субъектов РФ – это законы и иные нормативные правовые акты, котореы разрабатываются в соответствии с НК РФ и принимаются законодательными или представительными органами власти субъектов РФ.
4) Законы, которые действуют на уровне муниципального образования – это нормативные правовые акты, которые разрабатываются в соответствии с НК РФ и принимаются представительными органами местного самоуправления.

Элементы налогов

Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога. Элементы налога - это принципы построения и организации налогов.

К элементам налога относятся:

• налогоплательщик;

• объект налогообложения;

• налоговая база;

• единица обложения;

• налоговые льготы;

• налоговая ставка;

• порядок исчисления;

• налоговый оклад;

• источник налога;

• налоговый период;

• порядок уплаты;

• срок уплаты налога.

Налогоплательщики – это организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

Налогоплательщик не всегда является реальным плательщиком налога. Это происходит потому, что существует экономическая возмож-ность переложения тяжести налога с субъекта, который перечисляет на-лог в бюджет, на другое лицо. Последнее называется носителем налога. Носитель налога – это лицо, которое, в конечном итоге, принимает на себя тяжесть налога и действительно платит налог по завершении про-цессов переложения налога. Например, налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (НДС) являются организации и предпринимате-ли, производящие и реализующие продукцию. Они должны исчислять сумму налога и перечислять ее в бюджет. Сумма налога включается в стоимость продукции, поэтому покупатель, приобретая товар, оплачива-ет и сумму НДС. Если этот покупатель использует товар для производ-ства другой продукции и затем ее реализует или просто перепродает ку-пленный товар, то он возмещает себе уплаченную сумму налога. Если покупатель является конечным потребителем товара (т.е. не использует его на производственные цели и не перепродает), то он является носите-лем налога, реальным его плательщиком.

Объектами налогообложения являются:

• операции по реализации товаров (работ, услуг);

• имущество;

• прибыль;

• доход;

• стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказан-ных услуг);

• иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физи-ческую характеристики, с наличием которого у налогоплательщи-ка законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Для того чтобы исчислить налог, недостаточно определить ее объект, необходимо рассчитать налоговую базу. Она служит для количе-ственного измерения объекта налога. Таким образом, налоговая база - это количественная оценка объекта налогообложения. Для ее получения необходимо выбрать единицу обложения - единицу измерения объекта налога. На практике используются денежные (рубли, экю) и натураль-ные (лошадиная сила) единицы обложения.

Исчисление налоговой базы может основываться на данных бухгалтерского учета, специальных налоговых регистрах, справок о доходах и других документов. Предприниматели исчисляют налоговую базу на основе данных учета доходов и расходов.

Часто бывает, что налогом облагается не весь объект, а только часть его. Кроме того, некоторые виды деятельности или категории на-логоплательщиков могут быть освобождены от уплаты налогов. Все это определяется налоговыми льготами. Налоговые льготы – предостав-ляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщи-ками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их в меньшем размере.

К основным налоговым льготам относятся:

• необлагаемый минимум - часть объекта налога, полностью ос-вобождаемая от обложения;

• налоговые вычеты;

• изъятие из под обложения определенных частей объекта налога;

• освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков

Налоговая ставка – это величина налоговых начислений на еди-ницу измерения налоговой базы.

Налоговый период – это календарный год или иной период вре-мени применительно к отдельным налогам, по окончании которого оп-ределяется налоговая база, и исчисляется сумма налога, подлежащая уп-лате. Налоговым периодом может быть квартал, месяц, год и др. Срок уплаты налога - это период времени, когда налог вносится в бюджет или внебюджетный фонд.

Как правило, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, установленных законода-тельными актами (НДС, акцизы, налог с продаж, налог на пользователей автомобильных дорог и т.д.).

Классификация налогов

1. по методу установления:

- прямые;

- косвенные.

Это деление зависит от объекта налогообложения и от взаимоотношений налогоплательщика и государства.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно с дохода или имущества, то есть это сбор в пользу государства с физических и юридических лиц в зависимости от размера дохода и стоимости имущества. Если окончательным плательщиком налога является владелец имущества или получатель дохода (прибыли), то такой налог считается прямым.

Косвенные налоги – это налоги, которые включены в цену или тариф товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг. Эти налоги направлены на обращение и потребление товарами, работами, услугами. Если окончательным плательщиком являются потребители, то такой налог считается косвенным (налог на добавленную стоимость, акцизы).

2. по территориальному признаку:

- федеральные;

- региональные;

- местные;

В зависимости от того, кем устанавливаются налоги (условия налогообложения) и в какой бюджет идут поступления налогов.

3. с точки зрения отражения их в бухгалтерском учете:

- налоги, относимые на себестоимость – налоги, связанные с использованием природных ресурсов (земельный налог, водный налог, таможенные пошлины, транспортный налог, налог на добычу полезных ископаемых);

- налоги, относимые на финансовые результаты деятельности организации – налог на имущество, государственная пошлина по судебным и арбитражным издержкам.

- налоги, относимые на чистую прибыль – лицензионные сборы

- косвенные налоги - налоги, которые включены в цену или тариф товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенная пошлина).

Наши рекомендации