Оценка предпринимательского риска

Обширное распространение в практике оценки риска обнаружили экспертные, статистические и расчетно – аналитические способы.

Экспертные методы направлены на выявление и формулирование обобщенного мнения экспертов о количественной оценке предпринимательского риска с целью принятия эффективных решений. По своей сути они субъетивны, но позволяют спрогнозировать возможные риски в ситуациях, когда закономерности явлений не поддаются однозначной формализации.

Статистические методы анализа и прогнозирования используются в тех случаях, когда необходимая информация может быть получены на основе обработки и анализа конкретных данных о состоянии изучаемых явлений за некоторый период времени. С их помощью, например, решаются задачи выявления наиболее существенных факторов, обусловивших наличие риска, тех или иных потерь.Большие возможности в этой связи представляют методы экономического моделирования, основанные на использовании следующих понятий:

1. Вероятность такого, собственно что какой – либо результат попадет в ограниченный заданными пределами перерыв, именуется уровнем вероятности;

2. Уровень неопределенности оценки всякого конечного итога зависит от случайных факторов;

3. Результат принятия решения зависит от определенных значений моментов и размера совокупности выборочных наблюдений;

4. Учет способности наступления неблагоприятных обстоятельств и связанных с ними потерь или неблагоприятное их стечение и получение дополнительной выгоды именуется принятием риска.

Расчетно – аналитический метод базируется на математических приемах.

Прдпринимательство, невозможно без риска,поэтому очень важно научиться управлять рисками, т.е анализировать, планировать и оценивать их.

3. Эффективность бизнес – планирования

3.1 Бизнес – план, его роль и назначение

В рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать информацию, как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов и о собственных перспективах и возможностях.

Бизнес – план позволяет проанализировать возможности деятельности предприятия и обосновать выбор приоритетных целей, т.е определить стратегию функционирования фирмы.

Не надо строить грандиозные планы и воздушные замки, хотя это вдохновляет и придает решимости. Бизнес – план должен быть реалистичным. Поэтому не стоит приукрашивать свой бизнес – план, будьте честны с собой. Строго выдерживать расходную часть проекта. Затраты очень легко превращают рентабельный проект в нерентабельный. Поэтому, просчитав возможные затраты , вы можете предположить некие непредвиденные расходы. Держите себя в установленных рамках, согласно определенным приоритетам. Так же можно использовать принцип «скользящего планирования». Это значит постоянно корректировать свои прогнозы и планы. Так как наша жизнь переменчива, вместе с ней меняются условия, цены, даже сами «правила». Поэтому бизнес – план должен быть текучим. Как говорится, плох тот план который нельзя изменить.

Бизнес – планирование не должно быть единоразовым, т.е по большому счёту, бизнес план это прогноз. Главное – это правильно организованный поток денежных средств , т.е вы должны чётко представлять к какому моменту, какими денежными средствами вы будете располагать и на что они пойдут.

Бизнес – план представляет собой документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществить для реализации какого – либо коммерческого проекта или создания нового предприятия. Составлять его рекомендуется на 3 – 5 лет.

Бизнес – план выполняет ряд функций:

1. Может быть применен для разработки концепции ведения бизнеса и генеральной стратегии развития предприятия;

2. Может выполнять функцию планирования;

3. Помогает оценивать и контролировать процесс развития основной деятельности предприятия;

4. Необходим для привлечения денежных средств;

5. Необходим для привлечения частных инвесторов, эффективного использования инвестиций, конкурсного размещения государственных инвестиций в высокоэффективные проекты.

Разработка бизнес – плана позволяет получить ответы на следующие вопросы:

1. Как начать дело;

2. Как эффективно организовать производство;

3. Когда будут получены первые доходы;

4. Как скоро можно расплатиться с кредиторами;

5. Как уменьшить возможный риск

Бизнес – план может состоять из следующих разделов:

1. Возможности фирмы (резюме).

2. Виды товаров (услуг)

3. Рынки сбыта товаров (услуг).

4. Конкуренция на рынках сбыта.

5. План маркетинга.

6. План производства.

7. Организационный план.

8. Правовое обеспечение деятельности фирмы.

9. Оценка риска и страхование.

10. Финансовый план.

11. Стратегия финансирования.

По каждому направлению деятельности фирмы устанавливаются цели, к которым стремится фирма, стратегии их достижения, включающие перечень необходимых мероприятий.

Резюме должно дать будущим кредиторам (инвесторам) фирмы ответы на вопросы:

1. Что они получат при успешной реализации бизнес – плана;

2. Каков риск потери ими денег?

В этом разделе помещается информация, дающая представление о фирме, а также все необходимые данные, характеризующие ее коммерческую деятельность.

Составлять бизнес – план должен сам руководитель, с привлечением служащих фирмы и независящих профессионалов. Тон изложения должен быть деловым, понятным, объем небольшим, но достаточным.

В разделе « Возможности фирмы (резюме)» определяются в приоритетном порядке все направления деятельности фирмы.

В разделе бизнес – плана « Виды товаров (услуг)» описываются все товары и услуги фирмы, которые предлагаются на рынке покупателем.

Раздел « Рынки сбыта товаров» направлен на изучение рынков и позволяет предпринимателю четко представить, кто будет покупать его товар и где его ниша.

В разделе « Конкуренция на рынках сбыта» необходимо дать ответы на вопросы, касающиеся конкурентноспособности фирмы, выявить слабые и сильные стороны ведения бизнеса конкурентами и определить, какие ответные меры следует предпринять и какие из них будут наиболее действенными.

Управление рисками

Управление рисками означает предотвращение возникновения того или другого вида риска, определение его стоимости, проведение предупредительных мероприятий, позволяющих избежать или уменьшить издержки.

Необходимым фактором системы управления риском считается верная оценка действительной вероятности и цены риска, которому подвергается предприятие в процессе осуществления своей деятельности.

Ведущими способами системы управления предпринимательским риском являются анализ, мониторинг, планирование и учет. В ходе анализа чаще всего исследуются характеристики базисных периодов, выявляются отличия от намеченных целей и их предпосылки. Однако такой ретроспективный анализ свидетельствует о безвозвратно потерянных возможностях снижения потерь. Его результаты не дают повторять ошибок прошлого.

Управление предпринимательскими рисками включает разработку и реализацию экономически обоснованных рекомендаций и мероприятий, направленных на уменьшение исходного уровня риска до приемлемого конечного уровня. Управление риском опирается на результаты оценки риска, технико-технологический и экономический анализ потенциала и среды функционирования фирмы, анализ действующей нормативной базы ведения бизнеса, на применение экономико-математических методов анализа и управления.
Управление риском позволяет предпринимательской организации:

1. Выявлять потенциально вероятные ситуации, связанные с негативными развитием мероприятий для нее, т.е. ситуации, связанные с риском, итогом которых может быть недостижение установленных целей;

2. Получать количественные свойства вероятного вреда, связанного с ненужным развитием мероприятий;

3. Заблаговременно при подготовке заключения задумывать и в случае надобности воплотить в жизнь по понижению риска до применимого значения;

4. Учитывать при принятии решений затраты, связанные с подготовительной оценкой и управлением риском.


Управление риском возможно, квалифицировать как процесс подготовки и реализации событий, целью которых является снижение опасности принятия ошибочного решения и сокращение вероятных негативных последствий неблагоприятного становления мероприятий в ходе реализации принятых решений.
Процес управления предпринимательским риском имеет следующие этапы:
1. Выявление всех потенциальных рисков и анализ возможных потерь.
2. Выявление факторов, влияющих на уровень риска.
3. Оценка и ранжирование потенциальных рисков.
4. Выбор методов и определение путей снижения рисков.

Пока риск не определен, невозможно предпринять какие – либо меры по его минимизации, поэтому первой стадией в управлении риском является идентификация вероятных рисков. Выявление рисков и факторов может осуществляться различными способами от чисто интуитивных догадок до сложного вероятностного анализа моделей исследования операций.
Для того чтобы разработать программу минимизации предпринимательских рисков, первоначально необходимо выявить потенциально возможные риски и оценить их уровень. Классифицировать риски, возникающие в процессе производственной деятельности, можно на основе различных признаков. Наибольшие затруднения, как правило, возникают при классификации именно внутренних предпринимательских рисков, так как внешние риски затрагивают, почти все организации.
Чтобы оценить вероятность тех или иных потерь, обусловленных развитием событий по непредвиденному варианту, предпринимателю необходимо прежде всего знать все виды потерь, связанные с его деятельностью, и уметь заранее измерить их как вероятные прогнозные величины, а также количественно оценить каждый из видов потерь. При этом следует иметь в виду, что случайное развитие событий, оказывающее влияние на ход и результаты предпринимательской деятельности, не только способно приводить к потерям в виде повышенных затрат ресурсов и снижения конечного результата, но и вызвать увеличение затрат одного вида ресурсов и снижение затрат другого вида, т.е. наряду с повышенными затратами одних ресурсов может наблюдаться экономия других. Это означает, собственно что при определении суммарных вероятных утрат идет по стопам вычитать из расчетных потерь провождающий их выиграш.
Потери времени возникают в том случае, если процесс предпринимательской деятельности идет медленнее, чем предусмотрено проектом (измеряется часами, сутками, декадами, месяцами и т.д.).
К количеству особенных видов утрат вполне вероятно, отнести издержки, связанные с нанесением вреда самочувствию и жизни людей, окружающей среде, престижу предпринимателя и другими неблагоприятными социальными и внутренне – психичекими причинами.
Особая группа специальных видов потерь – потери от воздействия внезапных моментов политического характера. Они вносят хаос в образовавшиеся финансовые обстоятельства жизни людей,не соблюдают ритм производственно – хозяйственной деятельности, порождают увеличенные издержки живого и овеществленного труда, снижают прибыль. К типичным источникам политического риска можно отнести: снижение деловой активности людей; снижение уровня трудовой и исполнительской дисциплины; неисполнение принятых законодательных актов; нарушение платежей и взаиморасчетов; неустойчивость налоговых ставок; принудительные отчисления и платежи, не имеющие здравого экономического смысла; отчуждение имущества или денежных средств.

Предпринимательство, как следует из определения, невозможно без риска, вследствие этого очень важно научиться управлять рисками, т.е. анализировать, планировать и оценивать их.

Заключение

При проведении долгосрочного (стратегического) планирования деятельности организации наибольшее внимание следует уделять анализу внешних рисков и прежде всего риску потери конкурентного преимущества. Большинство экономических субъектов в рыночной экономике действуют на принципах состязательности. Во многих странах конкуренция тщательно поддерживается на государственном уровне, поскольку этот способ экономической организации позволяет использовать ресурсы национальной экономики оптимальным образом. Однако оборотная сторона состязательности состоит в том, что наименее эффективным предприятиям, не выдерживающим конкуренцию, приходится уходить с рынка. Поэтому, чтобы организовать в современных условиях доходное дело, предприниматель должен иметь хорошую профессиональную подготовку, а также необходимые знания в области экономики, политики, психологии, юриспруденции, организации производства и уметь сотрудничать с учеными, специалистами по маркетингу, владельцами капитала.

В представленной работе рассмотрены сущность, виды рисков и их особенности в РФ. Риск возникает благодаря неопределенности среды, и что она неопределеннее, чем меньше информации о ней имеется. В предпринимательской деятельности без учета фактора риска не обойтись, без этого сложным является получение адекватных реальным условиям результатов работы. Создать эффективный механизм функционирования предприятия на основе концепции без рискового хозяйствования невозможно. В следствии этого ключевая задача не отказ от рисков вообще, а выборы заключений, связанных с риском на основе беспристрасных критериев, а как раз: до каких границ имеет действовать предприниматель, идя на риск, минимизация риска, собственно что вполне вероятно при правильной управленческой работе, которая представляет собой комплекс мероприятий, направленных на прогнозирование и преждевременное выявление не очень благоприятных воздействий на субъект предпринимательской деятельности, разработку и реализацию мер по их нейтрализации (анализ риска и его оценка, составления бизнес плана, страхование и т.д.). Бизнес – планирование является важным инструментом рационального хозяйствования в рыночной экономике и необходимым условием привлечения внешних инвесторов. Бизнес – план предназначен, в первую очередь для: менеджеров фирм, для которых бизнес – план считается руководящим документом, а сам процесс планирования приносит тривиальные преимущества. Владельцев данных фирм, использующих бизнес – план как инструмент воздействия на менеджеров для достижения собственных целей и реализации интересов. Внешних инвесторов (кредиторов, покупателей акций), которым необходимо знать и содержать под контролем возможности отдачи от их вложений. Иных деловых партнеров (оптовых клиентов, поставщиков, муниципальных органов и т.д.).

Принятие предпринимателем рационального решения – залог успеха работы предприятия, например как оно важно понижает степень риска и позволяет получить высокий конечный результат.

Наши рекомендации