Особенности организации предпринимательской деятельности в США

Среди организационно-правовых форм бизнеса большое распространение в США получили единоличные предприятия (sole proprietorship). Эта форма избирается в основном мелкими предприятиями. Здесь ответственность предпринимателя является неограниченной. Судебный иск может быть обращен на все его имущество. Единоличные предприятия действуют, главным образом, в области розничной и мелкооптовой торговли, в сфере услуг.

Надо отметить исключительную простоту процедуры регистрации таких предприятий. По существу исполнение каких-либо формальностей по регистрации единоличного предприятия не требуется. Единственно официальный документ — налоговая декларация. Финансовые записи не обязательны. Ведение их необходимо прежде всего в налоговых целях. Вместе с тем для занятия некоторыми видами деятельности требуются лицензии административных органов соответствующего штата.

Достаточно широко распространена в США такая организационная форма бизнеса, как партнерство — аналог российского товарищества.

Общее партнерство (general partnership), или просто партнерство, функционирует на основе закона о партнерствах и договора между партнерами. Партнеры имеют равные права на управление и имущество партнерства, если иное не определено в соглашении между ними. Как и в единоличных предприятиях предприниматели партнерств несут неограниченную ответственность по обязательствам партнерства. Ответственность носит солидарный характер.

Интересно отметить, что общее партнерство регулируется единообразным законом о партнерствах (Uniform Partnership Act), принятым еще в 1914 г. и действующим в 44 штатах (из 50).

Партнерство в США не платит налогов, так как налоги уплачиваются с доходов предпринимателей, входящих в состав партнерства. Партнеры, однако, оформляют налоговые декларации. Затем каждому партнеру направляется специальная форма К1, устанавливающая его долю в прибылях и убытках партнерства; она подается в налоговые органы совместно с декларацией об индивидуальных доходах.

Другой организационно-правовой формой партнерства является партнерство с ограниченной ответственностью (limited partnership). Здесь имеются две категории участников-партнеров: с полной и ограниченной ответственностью. Партнеры с ограниченной ответственностью отвечают по обязательствам партнерства только в пределах своего вклада. Следует подчеркнуть, что в таких партнерствах объединяются высококвалифицированные специалисты для занятия профессиональной деятельностью в сфере юридических и финансовых услуг, медицины и др. Причем, обычно это мелкие и средние предприятия.

В США партнерства регулируются законом об ограниченных партнерствах (Uniform Limited Partnership Act), принятым в 1916 г. и действующим в 47 штатах, а также исправленным законом от 1978 г. (Revised Uniform Limited Partnership Act).

Для создания партнерства нужен как минимум один полный и один ограниченный партнер. Создание партнерств требует выполнения некоторых официальных формальностей: партнеры должны передать в секретариат штата подписанный ими сертификат, содержащий сведения о роде деятельности партнерства, его членах, структуре капитала и др. С налоговой точки зрения положение ограниченных партнерств аналогично общим партнерствам.

Наиболее широко распространенной и универсальной формой бизнеса в США является корпорация (corporation). Американская корпорация строит свою деятельность в соответствии с уставом (т. е. статьями об ассоциации — articles of association) и внутренним регламентом (by-laws). Наличие этих двух документов отличает американскую корпорацию от российских акционерных обществ, где достаточно одного устава. Вместе с тем регламент является внутренним документом корпорации, его не надо нигде утверждать. Статьи об ассоциации содержат положения, присущие уставам корпораций в большинстве стран мира. Регламент же дополняет и детализирует статьи об ассоциации, которые обычно сформулированы в сжатой форме.

Федеральная налоговая система предусматривает налоговые льготы для малых корпораций (small corporation), малые корпорации освобождаются от налога на прибыль.

Основной стартовой площадкой последующего развития фирмы служит единоличная компания, частнопредпринимательская фирма — классическая форма предпринимательства. Такая компания находится в личной собственности одного юридического лица. В заключение следует сказать о том, что в последние годы в США все большую популярность завоевывает такая организационно-правовая форма бизнеса, как компания с ограниченной ответственностью (limited liability company, LLC). Это — гибридная, или комбинированная правовая структура, сочетающая в себе черты корпорации (ограниченная имущественная ответственность участников) и партнерства (доходы LLC облагаются налогом так же, как доходы партнерства, т. е. только как доходы ее участников). В этом заключается их основное преимущество перед корпорациями, которые, как известно, платят еще и налог на прибыль. Таким образом, LLC вполне приемлема для налогового планирования. А для бизнеса, требующего имидж, лучше подходит корпорация.

Наши рекомендации