Лекция 14. Анализ и оценка эффективности предпринимательской деятельности
Цель лекции: получение навыков анализа
Итогов деятельности предприятия
Вопросы
1 Анализ итогов деятельности
2 Анализ издержек производства.
1. Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия.[1]
Прибыль – один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников. Она является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятия, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов [1, с. 142].
Основой рыночного механизма являются экономические показатели, необходимые для планирования и объективной оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия, образования и использования специальных фондов, соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесса. В условиях перехода к рыночной экономике главную роль в системе экономических показателей играет прибыль.
Получение прибыли играет большую роль в стимулировании развития производства. Но в силу определенных обстоятельств или упущений в работе (невыполнение договорных обязательств, незнание нормативных документов, регулирующих финансовую деятельность предприятия) предприятие может понести убытки.
Прибыль - это обобщающий показатель, наличие которого свидетельствует об эффективности производства, о благополучном финансовом состоянии.
Финансовое состояние предприятий - это характеристика его конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими организациями. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников [2, с. 88].
Базой порядка формирования прибыли служит принятая для всех предприятий, независимо от форм собственности, единая модель (в соответствии с рисунком 1.1)
Рисунок 1.1. Схема формирования прибыли хозяйствующего субъекта
Прибыль, которая учитывает все результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия, называется балансовая прибыль. Она включает, - прибыль от реализации продукции (работ, услуг), прибыль от прочей реализации, доходов по внереализационным операциям, уменьшенным на сумму расходов по этим операциям. Кроме того, различают прибыль, облагаемую налогом, и прибыль, не облагаемую налогом.
После формирования прибыли предприятие производит уплату налогов, а оставшаяся часть прибыли в распоряжении предприятия, т.е. после уплаты налога на прибыль, называется чистой прибылью. Чистая прибыль, представляет собой разность между балансовой прибылью и налоговыми платежами за счет нее [3, с. 55].
Эту прибыль предприятие может распределять по собственному усмотрению, на производственное и социальное развитие, поощрение работников и дивиденды по акциям, остальная нераспределенная прибыль, оставаясь в распоряжении предприятия направляется на увеличение собственного капитала фирмы и может быть перераспределена в резервный фонд - фонд непредвиденных потерь, убытков, накопительный фонд - формирование средств для производственного развития, фонд потребления - средства для премирования сотрудников, оказание материальной помощи, фонд соц. развития - на праздничные различные мероприятия.
Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов.
Прибыль представляет собой конечный финансовый результат, характеризующий производственно-хозяйственную деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия. За счет нее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями.
Таким образом, прибыль становится важнейшей для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Она характеризует сметы его деловой активности и финансовое благополучие.
За счет отчислений от прибыли в бюджет формируется основная часть финансовых ресурсов государства, региональных и местных органов власти, и от их увеличения в значительной мере зависят темпы экономического развития страны, отдельных регионов, приумножения общественного богатства и в конечном счете повышения жизненного уровня населения. Прибыль представляет собой разность между суммой доходов и убытков, полученных от разных хозяйственных операций. Именно поэтому она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятий.
Основным показателем прибыли, используемой, для оценки производственно-хозяйственной деятельности выступает: балансовая прибыль, прибыль от реализации выпускаемой продукции, валовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия или чистая прибыль.
Так как основную часть прибыли предприятия получают от реализации выпускаемой продукции, сумма прибыли находится под взаимодействием многочисленных факторов: изменения объема, ассортимента, качества, структуры произведенной и реализованной продукции, себестоимости отдельных изделий, уровня цен, эффективности использования производственных ресурсов.
Кроме того, на нее оказывают влияние соблюдение договорных обязательств, состояние расчетов между поставщиками и покупателями и др. Из прибыли производятся отчисления в бюджет, уплачиваются проценты по кредитам банка [4, с. 33].
Главное предназначение прибыли в современных условиях хозяйствования – отражение эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятия. Это обусловлено тем, что в величине прибыли должно находить отражение соответствие индивидуальных затрат предприятия, связанных с производством и реализацией своей продукции и выступающих в форме себестоимости, общественно необходимых затрат, косвенным выражением которых должна явиться цена изделия.
Увеличение прибыли в условиях стабильности оптовых цен свидетельствуют о снижении индивидуальных затрат предприятия на производство и реализацию продукции. [2]
В современных условиях повышается значение прибыли как объекта распределения, созданного в сфере материального производства чистого дохода между предприятиями и государством, различными отраслями народного хозяйства и предприятиями одной отрасли, между сферой материального производства и непроизводственной сферой, между предприятиями и его работниками.
Работа предприятия в условиях рыночной экономики связана с повышением стимулирующей роли прибыли. Использование прибыли в качестве основного оценочного показателя способствует росту объема производства и реализации продукции, повышению его качества, улучшению использования имеющихся производственных ресурсов.
Усиление роли прибыли обусловлено также действующей системой ее распределения, в соответствии с которой повышается заинтересованность предприятий в увеличении не только общей суммы прибыли, но и особенно той ее части, которая остается в распоряжении предприятии и используется в качестве главного источника средств, направляемых на производственное и социальное развитие, а также на материальное поощрение работников в соответствии с качеством затраченного труда.
Таким образом, прибыль играет решающую роль в стимулировании дальнейшего повышения эффективности производства, усиления материальной заинтересованности работников в достижении высоких результатов деятельности своего предприятия. Дальнейшее усиление распределительной и стимулирующей роли прибыли связано с совершенствованием механизма ее распределения.
Однако, прибыль не может рассматриваться в качестве единственного и универсального показателя эффективности производства. Если темпы роста стоимостных показателей превышают темпы роста производства конкретных видов продукции в натуральном выражении, имеет место снижение эффективности использования производственных ресурсов в расчете на единицу его полезного эффекта. Это находит выражение и в повышении материалоемкости, трудоемкости, зарплатоемкости, фондоемкости и, в конечном счете, себестоимости единицы конкретных видов продукции в натуральных измерениях. В величине и темпах роста прибыли недостаточно полно отражается изменение объема и эффективности использования основных фондов и оборотных средств.[3]
Изменение экономических показателей за любой временной период происходит под влиянием множества разнообразных факторов. Многообразие факторов, влияющих на прибыль, требует их классификации, которая в то же время имеет важное значение для определения основных направлений, поиска резервов повышения эффективности хозяйствования.
Факторы, влияющие на прибыль, могут классифицироваться по разным признакам. Так выделяют внешние и внутренние факторы. К внутренним относятся факторы, которые зависят от деятельности самого предприятия и характеризуют различные стороны работы данного коллектива. К внешним относятся факторы, которые не зависят от деятельности самого предприятия, но некоторые из них могут оказывать существенное влияние на темпы роста прибыли и рентабельности производства [5, с. 16].
В свою очередь внутренние факторы подразделяются на производственные и внепроизводственные. Внепроизводственные факторы связаны в основном с коммерческой, природоохранной, претензионной и другими аналогичными видами деятельности предприятия, а производственные факторы отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, участвующих в формировании прибыли - это средства труда, предметы труда и сам труд.
По каждому из этих элементов выделяются группы экстенсивных и интенсивных факторов.
К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов (например, изменения численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.), а также непроизводственное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов).
К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий).
В процессе осуществления производственной деятельности предприятия, связанной с производством, реализацией продукции и получением прибыли, эти факторы находятся в тесной взаимосвязи и зависимости.
Первичные факторы производства воздействуют на прибыль через систему обобщающих факторных показателей более высокого порядка.
Эти показатели отражают, с одной стороны, объем, и эффективность использования их потребленной части, участвующей в формировании себестоимости.
Таким образом, можно сделать вывод, что одни и те же элементы процесса производства, именно средства труда, предметы труда и труд, рассматриваются, с одной стороны, как основные первичные факторы увеличения объема промышленной продукции, а с другой – как основные первичные факторы, определяющие издержки производства.[4]
В бухгалтерской практике различают и в процессе анализа хозяйственной деятельности используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, прибыль от реализации продукции, работ и услуг, прибыль от прочей реализации, финансовые результаты от внереализационных операций, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.
Балансовая прибыль включает в себя финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, от прочей реализации, доходы и расходы от внереализационных операций.
Чистая прибыль – прибыль, остающаяся у предприятия, исчисляется как разница между балансовой прибылью и величиной уплаченных в бюджет налогов из прибыли.
Льготируемая прибыль – часть балансовой прибыли, не подлежащая налогообложению по действующему законодательству.
Налогооблагаемая прибыль – прибыль, подлежащая налогообложению по установленным ставкам [6, с. 99].
Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.
Схема формирования и распределения прибыли показана на рисунке 1.2.
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах без налога на добавленную стоимость и акцизов | – | Себестоимость продукции (работ, услуг) | |||||
Прибыль от реализации товарной продукции (работ, услуг) | + | Прибыль от прочей реализации | + | Внереализационные прибыли, убытки | |||
Балансовая (валовая) прибыль | – | Сумма корректировок по доходам, исключаемым при расчете основного налога на прибыль | |||||
Налогооблагаемая прибыль с учетом льгот | * | Ставка, % | = | Сумма налога на прибыль | |||
Балансовая прибыль | – | Налоги и другие обязательные платежи | |||||
Накопление | Чистая прибыль | Потребление | |||||
Рисунок 1.2. Формирование и распределение прибыли предприятия
При рассмотрении прибыли как конечного финансового результата хозяйственной деятельности следует иметь в виду, что не вся получаемая прибыль остается предприятию, так как подвергается обложению налогом.
Облагаемая прибыль уменьшается на сумму прибыли от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, а также от реализации произведенной и переработанной на данном предприятии сельскохозяйственной продукции собственного производства.
Облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается также на суммы, направленные:
а) предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам;
б) предприятиями всех отраслей народного хозяйства на финансирование жилищного строительства (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам. Эта льгота предоставляется указанным предприятиям, осуществляющим развитие собственной производственной базы и жилищное строительство;
в) затраты предприятий на содержание находящихся у них на балансе объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, жилищного фонда.[5]
Теоретической базой экономического анализа финансовых результатов деятельности предприятия служит принятая для всех предприятий, независимо от формы собственности, единая модель хозяйственного механизма предприятия в условиях рыночных отношений, основанная на формировании прибыли Она отражает присущее всем предприятиям, функционирующим в условиях рынка, единство целей деятельности, единство показателей финансовых результатов деятельности, единство процессов формирования и распределения прибыли, единство системы налогообложения.
Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшим среди них является показатель прибыли. Конечным финансовым результатом производственно-хозяйственной деятельности предприятия выступает балансовая прибыль.
Балансовая прибыль является основой для определения величины налогооблагаемой прибыли [7, с. 88].
Для целей исчисления облагаемой прибыли валовая прибыль корректируется:
- увеличивается на сумму превышения расходов на оплату труда персонала предприятия, занятого в основной деятельности, в составе себестоимости реализованной продукции по сравнению с их нормируемой величиной;
- уменьшается на сумму:
а) рентных платежей, вносимых в бюджет в установленном порядке;
б) доходов, полученным по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию;
в) дохода долевого участия в деятельности других предприятий;
г) прибыли от производства и реализации произведенной сельскохозяйственной продукции;
д) прибыли от страховой деятельности и осуществления банковских операций и сделок;
е) доходов от видеосалонов, проведения концертных мероприятий, от посреднической деятельности.
В настоящее время прибыль (доход) предприятия используется в следующем
порядке:
- уплачивается в бюджет налог на прибыль (доход);
- производятся отчисления в резервный фонд;
- образуются фонды и резервы, предусмотренные учредительными документами предприятия.
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) является преобладающей в составе общей прибыли.
Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на производство и реализацию этой продукции (включая расходы, связанные с ее сбытом, за исключением внереализационных расходов).
Любая ошибка в формировании себестоимости продукции (в том числе и чисто бухгалтерская) в конечном итоге, как правило, приводит к неверному формированию финансового результата, а значит, и налогооблагаемой прибыли. В некоторых случаях это может привести и к неверному исчислению иных налогов (НДС, налог на имущество).
Прибыль от прочей реализации представляет собой прибыль, полученную от реализации основных фондов и другого имущества, нематериальных активов. Прибыль от прочей реализации определяется как разница между выручкой от реализации и затратами на эту реализацию.[6]
Прибыль от прочей реализации включает финансовые результаты (прибыль, убыток) от реализации продукции, работ, услуг подсобных и обслуживающих производств, а также от реализации покупных товароматериальных ценностей.
К прочей реализации предприятия относятся не включаемые в объем реализуемой продукции основной деятельности работы и услуги непромышленного характера, в том числе по капитальному ремонту и по капитальному ремонту и по капитальному строительству: услуги транспортных хозяйств; реализация покупной теплоэнергии, пара, а также полученных со стороны полуфабрикатов, не подвергшихся обработке и монтажу.
Прибыль от реализации основных фондов и другого имущества определяется, как разница между продажной ценой и остаточной (или первоначальной) стоимостью этих фондов и имущества увеличенной на индекс инфляции устанавливаемой Республики Казахстан.
При этом остаточная стоимость применяется к имуществу (основные фонды, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы) по которому исчисляется износ, а по прочему имуществу учитывается первоначальная стоимость [8, с. 142].
Первоначальная стоимость формируется из фактических затрат на их приобретение, сооружение и изготовление, включая расходы по доставке, монтажу и установке. В процессе эксплуатации основные средства теряют первоначальные качества, т. е. изнашиваются. Остаточная стоимость представляет разницу между первоначальной стоимостью и начисленной суммой износа.
Основные фонды не входят полностью в создание товара, а участвуют в ряде производственных циклах до полного износа.
Основные фонды делятся на группы:
- производственного назначения, непосредственно участвующие в производственном цикле;
- непроизводственные фонды, обеспечивающие деятельность предприятия, не участвуя в технологическом процессе.
В зависимости от степени воздействия на предметы труда основные фонды делятся на активные (которые оказывают прямое воздействие на предметы труда) и пассивные которые создают условия для нормальной работы предприятия.[7]
Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету в случае их приобретения, сооружения и изготовления, внесения учредителями в счет их вкладов в уставный (складочный) капитал, получения по договору дарения и иных случаях безвозмездного получения и других поступлений.
Отражение основных средств по цене, указанной в договоре купли-продажи без учета расходов, связанных с их приобретением, приводит к занижению фактической стоимости основных средств.
Выбывшие основные средства должны быть сняты с учета предприятия (подлежат списанию с бухгалтерского баланса). На счетах бухгалтерского учета выбытие основных средств отражается по дебету счета учета списания (реализации) основных средств.
Доходы, расходы и потери от списания с бухгалтерского баланса объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся.
Доходы, расходы и потери от списания объектов основных средств с бухгалтерского учета подлежат зачислению на счета прибылей и убытков в качестве операционных доходов и расходов.
Руководители предприятий, как правило, уделяют большое внимание первым двум составляющим финансовых результатов. Между тем результаты внереализационных операций оказывают существенное влияние на финансовое положение предприятий, их платежеспособность, ликвидность.
Внереализационные операции - это хозяйственные операции, в результате которых у предприятий образуются доходы или расходы, не связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг).
В состав внереализационных доходов включаются:
- доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, дивиденды по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию;
- доходы от сдачи имущества в аренду;
- суммы, полученные от других предприятий (организаций) за невыполнение условий договоров штрафы, пени, неустойки, а также суммы, поступившие в погашение дебиторской задолженности, списанные ранее на убытки;
- прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
- прибыль, полученная каждым предприятием (участником) в результате совместной деятельности без создания юридического лица, после ее распределения;
- проценты, начисляемые учреждениями банков за пользования свободными денежными средствами предприятия;
- суммы средств, полученных безвозмездно от других предприятий, при отсутствии оформленной соответствующим договором совместной деятельности, за исключением средств, зачисляемых в уставный фонд предприятий их учредителями в установленном законодательством порядке;
К внереализационным убыткам относятся:
- не компенсируемые потери от стихийных бедствий, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий, а также пожаров, аварий. К компенсации потерь помимо прямых выплат соответствующих страховых сумм следует относить использование резервного фонда;
- затраты на содержание законсервированных производственных мощностей (кроме затрат, возмещаемых за счет других источников);
- убытки от списания дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности.
Конечный результат от внереализационных операций определяется путем сопоставления доходов от них с потерями.
2 Управление затратами - это средство высокого экономического результата предпринимательской деятельности. Отметим, что управление затратами - это не только их снижение. Оно включает также элементы управления.
Предметом управления затратами являются затраты предпринимательской
деятельности во всем их многообразии.
Особенности затрат как предмета управления:
- динамизм. Они находятся в постоянном движении, изменении, их рассмотрение в статике весьма условно и не отражает реальной жизни;
- многообразие, которое обусловливает многообразие способов, приемов и методов управления затратами;
- трудность измерения, учета и оценки - абсолютно точных методов измерения и учета затрат не существует;
- сложность и противоречивость влияния на экономический результат.
Например, повысить прибыль организации можно за счет снижения текущих
затрат на производство, что обеспечивается повышением капитальных вложений в НИОКР, технику и технологию; высокая прибыль при производстве продукции может быть значительно снижена затратами на ее утилизацию и т. п.
Основные задачи управления затратами предпринимательской деятельности:
- выявление роли управления затратами как фактора повышения экономических результатов деятельности;
- определение основных методов управления затратами;
- определение экономических и технических способов и средств измерения, учета и контроля затрат в организации.
В организации всегда имеются резервы для снижения затрат.
Организация как объект управления - это сложная, динамичная, производственная, социально-экономическая, техническая и организационная система, открытая воздействию внешней среды. В производственном процессе организации объединяются различные вещественные элементы и людские ресурсы, между которыми существует множество связей. Система организации является многоэлементным образованием и делится в зависимости от применяемого основания (признака) деления на различные множества элементов (подсистемы).
В зависимости от объектов управления можно выделить подсистемы управления: производственными процессами, материально-техническими ресурсами, персоналом и др. К таким подсистемам можно отнести управление затратами организации, которое включает объект и субъект управления.
Объектом управления затратами являются собственно затраты организации, процесс их формирования и снижения.
Субъектом управления затратами в организации выступают руководители и специалисты организации и производственных подразделений, т. е. управляющая система.
Таким образом, система управления затратами - это целевая, многоуровневая система, где объект управления - затраты организации, а субъект управления затратами - управляющая система.
Цели системы управления затратами, рисунок 1.5 рассматриваются в системе целей организации, которые могут различаться:
- по содержанию: производственные, социальные, экономические, научно
технические;
- по времени реализации: долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные;
- по виду управления: стратегические, тактические, оперативные’
Рисунок 1.5. Связь между целями предпринимательской деятельности и системой управления затратами
В условиях административного управления цели организации во многом задавались вышестоящими уровнями управления, например по управлению затратами: в виде заданий по снижению себестоимости сравнимой товарной продукции; по снижению затрат на 1 тенге товарной продукции; по предельному уровню затрат и др. [5].
В условиях переходной экономики у предпринимателей появилась возможность выбора целей. Выбор и формулирование целей определяются стратегией организации и конкретными условиями их реализации на ближайший период.
В современных условиях целями предпринимателей могут быть как экономические показатели, так и имиджевые:
- рост прибыли и рентабельности;
- поддержание уровня прибыли;
- повышение производительности труда;
- увеличение выпуска конкурентоспособной продукции;
- удовлетворение запросов потребителей;
- повышение качества продукции;
- готовность и способность выполнять новые задачи;
- надежность системы.
В части затрат на производство могут быть поставлены цели:
- минимизации затрат;
- поддержания себестоимости на нормативном уровне;
- снижения себестоимости и ее составляющих (материальных, трудовых и других затрат).
Основными функциями системы управления затратами следует считать прогнозирование и планирование, учет, контроль (мониторинг), координацию и регулирование, а также анализ затрат.
Планирование затрат может быть перспективным - на стадии прогнозирования (долгосрочного планирования) и текущим - на стадии краткосрочного планирования. Если точность долгосрочного планирования затрат невелика и подвержена влиянию инвестиционного процесса, поведения конкурентов, политики государства в области экономического управления организациями, а иногда и форс-мажорных обстоятельств, то краткосрочные планы затрат отражают нужды ближайшего будущего и более точно определяются годовыми и квартальными расчетами.
Организация - важнейший элемент эффективного управления затратами. Она устанавливает, кто, в какие сроки, с использованием какой информации и документов, какими способами управляет затратами в организации. Определяются центры возникновения затрат и центры ответственности. Разрабатывается иерархическая система линейных и функциональных связей менеджеров и специалистов, связанных с управлением затратами. Эта схема должна быть совместима с организационно-производственной структурой организации.
Координация, взаимозаменяемость и регулирование затрат (нормативный метод) - это сравнение фактических затрат с запланированным уровнем, определение отклонений и принятие оперативных мер по ликвидации расхождений. Своевременная координация и регулирование затрат позволяют организации избежать серьезного срыва в выполнении запланированного экономического результата деятельности.
Учет как элемент управления затратами необходим для подготовки информации при принятии правильных решений. В рыночной экономике принято разделение учета в организации на два вида: производственный и финансовый.
Производственный учет отождествляется, как правило, с учетом затрат на производство и калькулированием себестоимости продукции. В своем развитии производственный учет трансформировался в управленческий учет, который является активным инструментом управления организацией.
Производственный учет ориентируется на методику отражения затрат на производство, а управленческий - на анализ ситуации, принятие решений, изучение запросов потребителей информации, анализ отклонений от стандартных затрат. В системе управления учета подготавливается информация для менеджеров внутри организации с целью помочь им принять правильное решение.
Финансовый учет призван предоставлять информацию пользователям вне организации и предполагает сравнение затрат с доходами для определения прибыли.
Функция контроля (мониторинга) в системе управления затратами обеспечивает обратную связь для сравнения запланированных и фактических затрат. Эффективность контроля связана с корректирующими управленческими действиями, направленными на приведение фактических затрат в соответствие с запланированными или уточнение планов, если они не могут быть выполнены из-за объективно изменившихся производственных условий.
Анализ затрат является элементом функции контроля в системе управления затратами. Он предшествует управленческим хозяйственным решениям и действиям, обосновывает и подготавливает их. Анализ позволяет оценить эффективность использования всех ресурсов организации, выявить резервы снижения затрат на производстве, подготовить материалы для принятия рациональных управленческих решений.
Активизация и стимулирование - это воздействие на участников производства, побуждающее их соблюдать установленные планом затраты и находить возможности их снижения. Для мотивации таких действий используются как материальные, так и моральные стимулы. Нельзя прибегать к наказанию при увеличении затрат. В этом случае работники будут оспаривать величину планируемых затрат, стремясь к установлению более высокого их уровня. Достижение основной цели организации - получение максимально возможной прибыли за счет снижения затрат - станет трудновыполнимой задачей.
Таким образом, управление затратами - это динамичный процесс, включающий управленческие действия прямой и обратной связи, целью которых является достижение высокого экономического результата деятельности организации.
Основными принципами управления затратами в организации являются:
- методическое единство на разных уровнях управления затратами;
- управление затратами на всех стадиях жизненного цикла изделия - от со
здания до утилизации;
- органичное сочетание снижения затрат с высоким качеством продукции (работ, услуг);
- направленность на недопущение излишних затрат;
- взаимозаменяемость ресурсов;
- широкое внедрение эффективных методов снижения затрат;
- совершенствование информационного обеспечения величины затрат;
- повышение заинтересованности производственных подразделений организации в снижении затрат.
Соблюдение всех принципов системы управления затратами создает базу для экономической конкурентоспособности организации в условиях рыночной экономики [6].
Органы управления и их функции (линейные и нелинейные) выражают организационную структуру управления затратами организации.
Структура функций управления затратами организации представлена на рисунке 1.6
Рисунок 1.6. Структура функций управления затратами организации
Себестоимость продукции - важнейший показатель экономической эффективности ее производства, отражающий все стороны хозяйственной деятельности и аккумулирующий результаты использования всех производственных ресурсов. От его уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширеннoгo воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.