Теоретические основы бизнеса

Переход России к рыночной экономике изменил многие формулировки. В новых справочниках и словарях бизнес тактично называется экономической деятельностью субъекта в условиях рыночной экономики, нацеленной на получение прибыли путем создания и организации определенных продукции и услуг. В современных изданиях бизнесмен хотя и называется по-прежнему «дельцом», в то же время уважительно представлен как вообще человек, занимающийся любым видом экономической деятельности, приносящей прибыль, который при этом имеет необходимые средства — собственные или заемные.

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли. Осуществляется она гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия. Предпринимательская деятельность еще не привела к стабилизации и росту экономики, но уже столкнулась с глубокими внутренними противоречиями.

Предпринимательство в России следует воспринимать как многообразное явление, воздействующее на государственную и общественную жизнь. И хотя повышается степень зрелости самих российских предпринимателей, в общественном сознании и на практике эта сфера деятельности, к сожалению, связывается не столько с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг, инвестициями в промышленность, в сельское хозяйство, строительство и т.п., сколько с посредничеством на рынке, со скупкой и перепродажей товаров с целью наживы, что нередко расценивается как антиобщественное деяние — спекуляция. Предпринимательство еще крайне слабо инициирует и стимулирует отечественного товаропроизводителя.

Предпринимательство тесно взаимодействует со всеми сферами общества, поэтому его существование должно:

- быть экономически обосновано;

- логично вписываться в систему производственных отношений;

- демонстрировать преимущества перед плановой экономикой и иными непредпринимательскими способами хозяйствования;

- обеспечивать более эффективное использование материальных и финансовых ресурсов, достижений научно-технического прогресса;

- показывать рост производительности труда.

Взаимодействие предпринимательства и общества должно выражаться успехами в социальной сфере: повышением благосостояния населения, более полным удовлетворением насущных потребностей людей.

Важным аспектом в развитии предпринимательства является его взаимосвязь с политической жизнью общества. Необходимо обеспечить поддержку предпринимательской деятельности со стороны государства, органов местного самоуправления, иных влиятельных политических сил общества. Без этого не утвердится авторитет предпринимателя в обществе, не будут созданы благоприятные условия развития.

Всестороннее правовое регулирование предпринимательской деятельности и широкое изучение предпринимательского права становятся важными факторами успеха проводимых в стране экономических реформ. Предпринимательская деятельность отличается рядом признаков, что позволяет говорить о предпринимательской деятельности как о понятии более узком, чем понятие «хозяйственная деятельность».

Основными и обязательными признаками предпринимательской деятельности являются:

- самостоятельность;

- наличие цели, заключающейся в получении прибыли;

- систематический характер получения прибыли;

- хозяйственный риск;

- факт государственной регистрации участников.

Отсутствие любого из пяти признаков означает, что деятельность не является предпринимательской.

1. Предпринимательская деятельность может осуществляться как самим собственником, так и субъектом, управляющим его имуществом на правах хозяйственного ведения с установлением пределов такого ведения собственником имущества. Самостоятельность в организации производства дополняется коммерческой свободой. Субъект предпринимательской деятельности определяет пути и способы реализации своей продукции, выбирает контрагентов, с которыми будет иметь дело. Экономические связи закрепляются договорами.

Важное условие коммерческой свободы — свободное ценообразование. Однако в экономике абсолютной свободы производителей не существует. Предприниматель имеет полную самостоятельность в том смысле, что над ним нет инстанции, выдающей команды: что делать, как и сколько. Однако он не свободен от рынка, от его жестких требований. Поэтому можно говорить лишь об определенных рамках самостоятельности.

2. Предпринимательская деятельность имеет своей целью получение прибыли, которая является продуктом специфического человеческого ресурса – предпринимательских способностей. Труд этот непростой и предполагает: во-первых, проявление инициативы по соединению вещественных и людских факторов для производства товаров и услуг; во-вторых, принятие неординарных решений по управлению фирмой, организации труда; и, в-третьих, внедрение инноваций путем производства нового вида продукции или радикального изменения производственного процесса. Все это дает основания говорить о предпринимательстве как о профессиональной деятельности, направленной на извлечение прибыли.

Обладая самостоятельностью, организуя производство в своих

интересах, предприниматель берет на себя ответственность в пределах, определяемых его организационно-правовой формой, за результат своей деятельности. Имущественная ответственность предпринимателя – это его обязанность претерпеть неблагоприятные имущественные последствия, обусловленные допущенными с его стороны правонарушениями. Размер такой ответственности зависит от организационной формы предприятия.

3. В ГК РФ уточняется основной субъектный признак, т.е. вводится указание на систематичность получения прибыли. Единичные случаи извлечения прибыли не являются предпринимательской деятельностью. Систематичность характеризуется длительностью и регулярностью получения прибыли, что определяется профессионализмом предпринимателя. Таким образом, в ГК РФ зафиксировано, что для предпринимателя важны не столько сама сфера деятельности, сколько систематическое получение прибыли.

4. Признаком предпринимательских экономических отношений является хозяйственный риск, который постоянно сопутствует бизнесу и формирует особый способ мышления и поведения, психологию предпринимателя. Риск — это возможные неблагоприятные имущественные последствия деятельности предпринимателя, не обусловленные какими-либо упущенными возможностями с его стороны. Рисковый характер деятельности не только может привести к банкротству, но и оказаться пагубным для имущественных интересов граждан и организаций. ГК РФ предусматривает повышенную имущественную ответственность предпринимателя за нарушение им своих обязательств, если у него не будет доказательств того, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие действия непреодолимой силы. Вместе с тем приведенное правило действует только в случае, если иное не предусмотрено законом или договором. В условиях правовой неподготовленности значительной части населения страны предприниматели практически всегда могут внести в договор условие об ответственности за его нарушение по принципу

вины. Кроме того, возможность трактовать непреодолимую силу довольно широко и не сводить ее лишь к стихийным бедствиям также позволяет виновному избежать ответственности.

Предприниматель отвечает за риск своим имуществом, но не только им. Возможны также утраты, влияющие на его статус на рынке труда и капитала (конкурентоспособность, профессиональная репутация, психологическая оценка и др.).

5. Государственная регистрация участников предпринимательской деятельности — юридический факт, предшествующий началу предпринимательской деятельности. Ее субъекты для получения статуса предпринимателя должны быть зарегистрированы в этом качестве. Занятие систематической деятельностью по извлечению прибыли без государственной регистрации влечет юридическую ответственность.

Предпринимательской деятельностью могут заниматься как юридические лица, так и граждане. Среди юридических лиц этим правом в полной мере пользуются коммерческие организации. Однако на некоторые виды деятельности (транспортной, юридической, аптечной) коммерческая организация должна получить лицензию. Определенные виды лицензируемой предпринимательской деятельности коммерческие организации могут осуществлять только как исключительные (например, по организации биржевой торговли), или они признаются несовместимыми с другими видами деятельности (например, банковская). Имеются виды деятельности, на которые установлена монополия государственных предприятий (производство и торговля оружием).

Некоторые виды предпринимательской деятельности могут осуществлять только юридические лица (дилерская деятельность на рынке ценных бумаг, банковская). Приступить к предпринимательской деятельности можно с момента государственной регистрации. Отказ в государственной регистрации допускается только в случаях нарушения установленного порядка образования юридического лица или несоответствия его учредительных документов закону. Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от нее могут быть обжалованы в суде.

Таким образом, предпринимательство можно определить как инициативную деятельность хозяйственных субъектов, направленную на получение прибыли и основанную на их самостоятельности, ответственности и риске.

По одному из определений, основанному на американском опыте, предпринимательская деятельность – это прежде всего интеллектуальная деятельность энергичного и инициативного человека, который, владея полностью или частично какими-либо материальными ценностями, использует их для организации бизнеса, которым управляет.

Можно принять следующую концепцию: извлекая пользу для самого себя, предприниматель действует на благо общества. Поэтому, например, в США общество и государство отдают себе отчет в том, что несколько десятков миллионов предприимчивых людей – это своего рода «золотой фонд» нации, и делают все, чтобы предпринимательский дух в народе никогда не иссякал.

Благодаря предпринимательской деятельности производится основная часть богатства многих стран мира. Разрушение традиционных представлений, сложившихся в социалистической экономике, новые взгляды на бизнес и использование денежных ресурсов потребовали новой системы понятий, определений, методических рекомендаций. Странно было бы изобретать давно изобретенное. Однако оказалось, что простого перевода на русский язык известных во всем мире терминов и понятий для нас недостаточно, а западные методики без учета нашей специфики не работают. Зато возникает эффект «испорченного телефона»: искажается смысл, теряются ориентиры.

Приходится удивляться разнообразию определений такого в общем-то традиционного для рыночной экономики документа, как бизнес-план, его значения, структуры и методов разработки.

4.2 Сущность и организация процесса бизнес-планирования

На предприятии

Бизнес-планирование (деловое планирование) – самостоятельный вид плановой деятельности, которая непосредственно связана с предпринимательством.

В настоящее время, в условиях рыночной экономики планирования является одной из основных составляющих эффективной предпринимательской деятельности.

Необходимо не только точно представлять свои потребности на перспективу в материальных, трудовых, интеллектуальных, финансовых ресурсах, но и предусматривать источники их получения, уметь выявлять эффективность использования ресурсов в процессе работы предприятия.

Прежде, при наличии государственного управления, планирование было сугубо централизованным, на долю предприятий оставалось лишь выполнение заданий и планов, поступавших сверху.

Сегодня большинство коммерческих организаций не имеет официально принятых планов, нет и необходимого механизма планирования: различного рода норм, нормативов и т. д. Планирование подменяется разного рода решениями собственника о тех или иных направлениях хозяйственной деятельности, которые, как правило, рассчитаны на ближайший период времени и не предусматривают ориентацию на перспективу. Это объясняется быстрым изменением рыночной ситуации в стране и условий хозяйствования, малочисленностью управленческого аппарата на небольших предприятиях, авторитетом управляющих крупными предприятиями, имеющих солидный опыт хозяйственного руководства, хотя практика часто ставит и таких руководителей в тупик.

Что касается бизнес-планирования, то определенных требований или указаний по разработке бизнес-планов пока нет. О допущенных ошибках, просчетах и потерях предпринимательской деятельности становится известно лишь после составления квартального баланса. Однако и обстоятельные аналитические обзоры к балансам не составляются, поэтому своевременные меры для исправления ситуации не принимаются. Отчасти и по этой причине большинство предприятий оказалось в сложном финансовом положении (или вообще неплатежеспособными), включая предприятия торговли, общественного питания и других видов услуг, хотя в этих отраслях проблема неплатежей должна, казалось бы, беспокоить меньше всего.

Итак, принятие разного рода текущих решений, даже самых своевременных, не заменяет планирования, которое по сравнению с принятием решений представляет собой управленческую деятельность гораздо более высокого порядка.

Таким образом, бизнес-планирование – это объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией хозяйствования.

В общем случае бизнес-планирование предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием.

Формальное планирование, безусловно, требует усилий, но оно обеспечивает и немалые выгоды:

- заставляет руководителей мыслить перспективно;

- обеспечивает основу для принятия эффективных управленческих решений;

- увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;

- способствует снижению рисков предпринимательской деятельности;

- ведет к четкой координации действий всех участников бизнеса;

- позволяет предвидеть ожидаемые перемены, подготовиться к внезапному изменению рыночной обстановки.[9]

4.3 Типы бизнес-планов

Внутренний бизнес-план фирмы.

Внутренний бизнес-план не имеет особых внешних требований. Напротив, он должен быть адаптирован к внутренней системе учета и планирования.

Система внутреннего планирования должна быть оптимальной. В состав плановых показателей должны включаться только те показатели, которыми можно и целесообразно управлять. Следует помнить, что громоздкость системы планирования снижает ее эффективность.

Системность планирования предусматривает охват всего цикла от заготовки материальных ресурсов, производства до реализации продукции и получения прибыли.

Структуру внутреннего бизнес-плана необходимо адаптировать к системе контроллинга.

Примерная структура внутреннего бизнес-плана:

1. Титульный лист и содержание.

2. Резюме. Изложение предпринимательской идеи. Обоснование идеи, ее перспективность. Оценка исходной ситуации. Факторы успеха. Продукция. Клиенты. Анализ рынка, главных конкурентов. Требования к месторасположению, помещениям.

3. Основные концепции. Анализ составляющих концепции. Обоснование организационно-правовой формы. Принципы управления предприятием. Квалификация и количество сотрудников. Концепция менеджмента и маркетинга. Логистика, организация производственного процесса. Система внутреннего учета. Учетная политика фирмы. Организация финансового менеджмента на предприятии. Система контроллинга.

4. Планирование. Первоначальные вложения. Структура капитала. Планирование показателей, обеспечивающих готовность к производству (план инвестиций, план амортизационных отчислений, план издержек, план постоянных издержек). Планирование показателей, предполагающих производственную деятельность (план издержек на персонал, план переменных издержек, план выручки, план прибыли и убытков, план ликвидности).

5. Стратегия управления и планирования. В этом разделе целесообразно подробно остановиться на выделении глобальных и локальных целей и соответствующих стратегий, с помощью которых возможно их достижение. Целесообразно уделить внимание альтернативным стратегиям, оценке риска, прогнозированию качественных показателей.

6. Приложение. В приложении следует поместить результаты маркетинговых исследований, аналитические записки и раскрывающие содержание основного документа. Для подготовки внутреннего бизнес-плана следует использовать современные программные средства.

Следует отметить, что внутренний бизнес-план – это сугубо внутренний документ и используется для реализации программы фирмы. Фирма самостоятельно принимает решение о структуре и объеме бизнес-плана.

Бизнес-план для получения кредита с целью пополнения оборотных средств. По данному типу бизнес-планов существуют определенные международные стандарты. Объем бизнес-плана не должен превышать 25 страниц. Это объективное требование принято во многих странах мира. Принятая структура бизнес-плана должна включать в себя следующие разделы:

1. Титульный лист;

2. Содержание;

3. Резюме;

4. Описание (анализ) компании и отрасль, в которой она осуществляет основную деятельность;

5. Производимая продукция (оказываемые услуги, выполняемые работы);

6. Анализ и описание производства;

7. Маркетинг;

8. Менеджмент;

9. Финансовый план;

10. Приложения.

Приведенная выше структура является примерной, рекомендуемой и не может быть абсолютной. Многие банки и инвестиционные структуры разработали собственные формы и стандарты бизнес-планов.

Сложившаяся в России ситуация существенно затрудняет процесс получения кредитов производственными структурами. Учесть многообразие требований различных банков к бизнес-плану очень трудно. Чаще всего под каждого кредитора целесообразно готовить самостоятельный вариант бизнес-плана. Такое положение вызвано стремлением банка к индивидуальности, желанием защитить себя от невозвратности кредита, а порой и желанием предоставления дополнительных платных услуг (составление бизнес-плана).

Несмотря на возможное наличие особых требований к структуре и содержанию бизнес-плана, существует целый ряд общих рекомендаций. Составляя бизнес-план рассматриваемого типа, необходимо максимально сократить использование информации, составляющей коммерческую тайну.

Стратегически важно в бизнес-плане учесть интересы конкретных кредиторов. Главные интересы кредитора – обеспечить возвратность кредита и своевременную уплату процентов. Очень часто фирмы, чтобы убедить кредитора в бизнес-плане, показывают сверхрентабельность проекта. Такой подход может привести к изменению условий предоставления кредита не в пользу фирмы, поэтому не стоит показывать сверхрентабельность. Лучше сосредоточиться на обеспечении выполнения условий кредитного договора, доказать способность фирмы их реализовать.

Необходимо помнить, что фирма обеспечивает возврат коммерческого кредита за счет получения выручки, а не из прибыли. В отличие от возвратности самого кредита, проценты за пользование кредитом могут быть выплачены частично за счет выручки и частично за счет чистой прибыли.

Инвестиционный бизнес-план.

При оформлении финансовой заявки и поиске кредиторов необходимо ответить на вопросы:

- сколько средств необходимо для реализации проекта?

- на какие цели они будут израсходованы?

- на какой срок?

- каковы условия возврата?

- чем гарантируется возврат вложенных средств?

Классификация инвестиционных бизнес-планов:

1. Тип бизнес-плана:

- технический;

- экономический;

- организационный;

- социальный;

- коммерческий;

- смешанный.

2. Класс бизнес-плана (по составу и структуре проекта):

- монопроект;

- мультипроект;

- мегапроект - при разработке программ целевого развития региона, области.

3. Масштаб бизнес-плана:

- мелкий;

- средний;

- крупный;

- очень крупный;

4. Длительность:

- краткосрочный – до 3 лет;

- среднесрочный – от 3 до 5 лет;

- долгосрочный - более 5 лет.

5. Сложность проекта:

- простой;

- сложный;

- очень сложный.

6. Вид проекта:

- инновационный;

- научно-исследовательский;

- организационный;

- учебно-образовательный;

- смешанный.

7. Качество бизнес-плана:

- точный;

-

8. Характер и степень участия государства:

- с участием государства;

- без участия государства;

- частный;

- государственный.

9. Ограниченность ресурсов:

10. Ёмкость рынка.

Для привлечения иностранных инвестиций нужно учитывать 12 основных критериев:

1) характеристики местного рынка;

2) доступность рынка, т.е. законы, нормативные положения, обеспечивающие доступ на местный рынок;

3) рабочая сила;

4) валютный риск - отношение местной валюты к основным твердым валютам;

5) защита прав интеллектуальной собственности;

6) возможность возврата капитала;

7) торговая политика;

8) налоговая политика;

9) государственное регулирование;

10) политическая стабильность, т.е. сохранение условий достаточно длительное время;

11) макроэкономическая политика;

12) инфраструктура и услуги.

План финансового оздоровления фирмы.

Данный тип бизнес-плана имеет особый статус. Во-первых, этот бизнес-план выполняется предприятием, находящимся в состоянии неплатежеспособности, и предполагает финансовое оздоровление предприятия, его санацию.

План финансового оздоровления направлен на восстановление платежеспособности и поддержку эффективной деятельности предприятия с учетом предоставления государственной финансовой поддержки для проведения санационных мероприятий.

Бизнес-план финансового оздоровления четко формализован и конкретизирован. Данный тип бизнес-плана самый большой, но и самый сложный. На практике многие внешние управляющие испытывают большие сложности по его составлению.

При осуществлении плана финансового оздоровления, как правило, фирмы сталкиваются с проблемами реорганизации производства и реструктуризации капитала. Все следует осуществлять на основе последних научных разработок по оценке бизнеса и реорганизации предприятий, реструктуризации его капитала.

Контрольные вопросы и задания:

1. Назовите 5 основных признаков предпринимательской деятельности.

2. Охарактеризуйте процесс планирования. Что такое бизнес-планирование?

3. Назовите основные существующие типы бизнес-планов.

4. Какова примерная структура внутреннего бизнес-плана?

5. Опишите классификацию инвестиционных бизнес-планов.

Наши рекомендации