Эволюция понятий «предприниматель» и «предпринимательство»

Лекция №1

Тема: Сущность и функции предпринимательства


1. Эволюция понятий «предприниматель» и «предпринимательство» 1

2. История предпринимательства как науки 4

3. Концептуальные оценки значения предпринимательства для общества 6

4. Сущность и признаки предпринимательства 8

5. Цели, задачи и функции предпринимательства 10

Эволюция понятий «предприниматель» и «предпринимательство»


Хотя вся история человеческого общества, так или иначе, связана с предпринимательством, само понятие появилось не сразу. В римском праве вместо понятия "предпринимательство" использовались такие термины как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая. Еще в 17 веке (1576г) предпринимателем считалось лицо, заключающее контракт с монархом с целью выполнения различных работ. В английской транскрипции до настоящего времени для обозначения предпринимательства используется понятие «бизнес» - дело.

Достаточно простое и весьма емкое определение предпринимательства дает В.И. Даль. «Предпринимать» означает «затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступать к совершению чего-либо значительного»: отсюда «предприниматель» - «предпринявший» что-либо.

Й. Шумпетерв книге «Теория экономического развития» (1912 г.) впервые стал рассматривать организаторскую деятельность в качестве фактора производства и дал этому фактору современное его название – предпри­нимательство.

Терминологическая сущность и содержание, вкладываемые в понятие "предпринимательство", менялись и упорядочивались в процессе развития экономической теории. В развитии теории предпринимательства можно выделить 4 направления.

1 направление возникло в XVIII веке и связано с концентрацией внимания на такой черте предпринимателя, как способности нести риск.

Первым ученым, разработавшим концепцию предпринимательства является Ричард Кантильон (1725),по определению которого предприниматель - человек, принимающий решения и удовлетворяющий свои потребности в условиях неопределенности и риска. К последователям этого течения можно отнести:

Адама Смита считающего, что предпринимателем может собственник капитала, который ради реализации какой-то коммерческой идеи идетнаэкономический риск и получение прибыли,

Тюненаотмечающего, что предприниматель должен обладать особыми качествами (уметь рисковать, принимать нестандартные решения и отвечать за свои действия) и потому может претендовать на незапланированный (непредсказуемый) доход.

2 направление связано с выделением такой отличительной черты предпринимателя как инновационность. Основоположником данного направления является Йозеф Шумпетер. Он считал, что главное в предпринимательстве - инновационная деятельность, т.е."...делать не то, что другие" и "...не так, как делают другие". По его мнению, в основе экономического развития лежит стремление предпринимателя использовать новую комбинацию факторов, осуществлять «созидательное разрушение», ломая прежние формы производственной и организационной жизни общества, ускоряя процессы уже конструктивно созревшие в обществе.

3 направление связано сосредочением внимания на личных качествахпредпринимателя (способности реагировать на изменения ситуации, самостоятельности в выборе решения, наличием управленческих способностей). Представителями данного направления являются Мизес и Хайек. Они считали, что делом предпринимателя являются не просто эксперименты с новыми технологическими методами, а отбор наиболее эффективных методов, пригодных для потребителей в настоящий момент времени.

По мнению Фридриха Хайека: предпринимательство связано с личной свободой, которая дает человеку возможность рационально распоряжаться своими способностями, знаниями, информацией. Предприниматель стремиться оптимально использовать эти компоненты, учитывая ситуацию на рынке

4 направление связано с переносом акцента в предпринимательской деятельности на управленческий акцент и в частности на внутрифирменное предпринимательство или интрапренерство. Термин интрапренер введен в оборот американским исследователем Гиффордом Пиншо.Появление интрапренерства связано с тем, что многие крупные предприятия переходят на предпринимательскую форму организации производства, для которой обязательным условием является наличие свободы творчества. Т.е. подразделения предприятия получают свободу действий, реализации собственных идей, а также интракапитал - капитал, необходимый для реализации идей.

Дата Автор определения Содержание определения
1 направление
1725 Ричард Кантильон – основоположник теории предпринимательства Предприниматель – человек, принимающий решения и удовлетворяющий свои потребности в условиях неопределенности и риска
1776 Адам Смит Предприниматель – собственник капитала, который ради реализации какой-то коммерческой идеи идет наэкономический риск и получение прибыли
1911 И. фон Тюнен Предприниматель – обладатель особых качеств (умеющий рисковать, принимать нестандартные решения и отвечать за свои действия) и потому претендующий на незапланированный (непредсказуемый) доход. Предприниматель должен получать доход как за риск, так и за предпринимательское искусство.
2 направление
1911 Иозеф Шумпетер Главное в предпринимательстве - инновационная деятельность, "...делать не то, что другие" и "...не так, как делают другие", способность осуществлять новые комбинации факторов производства, осуществлять «созидательное разрушение».
1915 Вильям Ростоу Среди факторов экономического роста важную роль играет склонность предпринимателей к инновациям и материальным усовершенствованиям
3 направление
1929 Фридрих Хайек Предпринимательство связано с личной свободой, которая дает человеку возможность рационально распоряжаться своими способностями, знаниями, информацией. Предприниматель стремиться оптимально использовать эти компоненты, учитывая ситуацию на рынке
1936 Джон Мейнард Кейнс Предприниматель – своеобразный социально–психологический тип хозяйственника, для которого главное "... не столько новаторство Шумпетера, сколько набор определенных психологических качеств". Основные предпринимательские качества: умение соотнести потребление и сбережения, способность к риску, дух активности, уверенность в перспективах и др. Основные мотивы предпринимательской деятельности – стремление к лучшему, к независимости, желание оставить наследникам состояние.
4 направление
1983 Гиффорд Пиншо Интрапренерство – внутрифирменное предпринимательство. Интрапренер действует в условиях существующего предприятия, получает свободу действий и интракапитал для реализации идей, лежащих в основе внутрифирменного предпринимательства


Теоретически предлагается при определении понятия предпринимательства разграничивать предпринимательство как явление и предпринимательство как процесс, деятельность особого вида.

Предпринимательство как явлениеотражает всю со­вокупность отношений (экономических, социальных, орга­низационных, личностных и других), связанных с орга­низацией предпринимателями своего дела, с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и получе­нием желаемого результата в виде прибыли (дохода). Эти отношения объективно возникают у предпринимателей (как хозяйствующих субъектов) друг с другом, с потребителя­ми, с бан­ками и другими субъектами рынка, с наемными работни­ками (сотрудниками) и, наконец, с государством в лице соответствующих органов исполнительной власти и местного самоуправ­ления. Предпринимательство как экономическое явление отражает товарный характер отношений предпринимате­лей с другими хозяйствующими субъектами на основе дей­ствия экономических законов рыночной экономики (спро­са и предложения, конкуренции, стоимости и др.) и всех инструментов товарного производства и обращения. Эта совокупность отношений может быть изучена с различных сторон: спрос, предложение, ценообразование, маркетинг, налогообложение и т.п.

Предпринимательство как процесспредставляет со­бой сложную «цепочку» целенаправленных действий пред­принимателей начиная с момента возникновения (зарож­дения) предпринимательской идеи и заканчивая воплоще­нием ее в конкретный предпринимательский проект. Предпринимательство– это процесс создания новых товаров, работ, услуг, обладающих ценностью для потре­бителей; процесс удовлетворения постоянно растущих по­требностей; процесс, осуществляемый на основе постоян­ного комбинирования факторов производства, эффектив­ного использования имеющихся ресурсов для достижения наилучших результатов. Этот процесс является непре­рывным, постоянно возобновляется, поскольку постоян­но изменяются потребности, которые предприниматели удовлетворяют. Этот процесс требует больших затрат всех факторов производства, часто обречен на временную не­удачу, но в итоге приносит предпринимателю личное удов­летворение достигнутый им денежный доход (прибыль). Следовательно, предпринимательство как процесс вклю­чает в себя поиск новых творческих идей, их анализ и оценку с точки зрения потребностей рынка и экономиче­ской выгоды, формирование целей по реализации идей, во­площение идей в новом предприятии, в создании нового, в освоении производства новых продуктов, в совершенство­вании организации производства, т.е. в реализации и во­площении идей в конкретный результат (продукт, товар, технологию и т.д.), приносящий предпринимателю прибыль. В таком виде предпринимательство составляет самостоятельный объект научного исследования и отдельную дисциплину.

Поскольку процесс предпринимательской деятельности является центральным элементом в общей массе предпринимательских отношений, постольку жесткое разграничить предпринимательство как явление и как процесс невозможно. Поэтому многие аспекты организации предпринимательской деятельности тесно связаны с другими отраслями экономической науки.

Наши рекомендации