II. Организация ремесла и ремесленной деятельности в Республике Беларусь

Оглавление

Оглавление. 1

Список сокращений. 2

I. Введение. 3

II. Организация ремесла и ремесленной деятельности в Республике Беларусь. 6

III. Характеристика ремесленной деятельности. 9

IV. Виды ремесленной деятельности. 13

V. Начало осуществления ремесленной деятельности. Оплата ремесленного сбора. 16

VI. Общие вопросы осуществления ремесленной деятельности. 19

1. Ведение книги учета проверок. Проведение проверок контролирующими органами. 19

2. Рекламирование товаров (услуг, работ) ремесленника. 21

3. Аренда помещений ремесленником.. 23

VII. Особенности реализации товаров ремесленниками. 25

4. Особенности реализации товаров ремесленником через магазины комиссионной и розничной торговли 25

5. Особенности реализации товаров на рынках. 27

6. Торговля с помощью интернет-ресурсов. 27

VIII. Ремесленная деятельность и защита прав потребителя. 29

IX. Социальное обеспечение. 32

X. Содействие безработным в организации ремесленной деятельности. 36

XI. Ответственность за нарушения порядка осуществления ремесленной деятельности. 40

XII. Особенности налогообложения в области ремесленной и предпринимательской деятельности 43

XIII. Организация ремесленной деятельности в зарубежных странах. 52

XIV. Организация ремесленной деятельности в Российской Федерации. 56

XV. Заключение. 59

Приложения. 62

Справочная информация. 77

Список сокращений

Условные сокращения, принятые в данном пособии:

Конституция, Конституция Республики Беларусь – Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994 N 2875-XII "Конституция Республики Беларусь";

ГК–Кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 N 218-З "Гражданский кодекс Республики Беларусь";

НК (общая часть) - Кодекс Республики Беларусь от 19.12.2002 N 166-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть)";

НК, НК (особенная часть) - Кодекс Республики Беларусь от 29.12.2009 N 71-З "Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть)";

КоАП - Кодекс Республики Беларусь от 21.04.2003 N 194-З "Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях";

ПИКоАП - Кодекс Республики Беларусь от 20.12.2006 N 194-З "Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях";

ТК, Трудовой кодекс - Кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 N 296-З "Трудовой кодекс Республики Беларусь";

Указ № 225, Указ о ремесленной деятельности - Указ Президента Республики Беларусь от 16.05.2005 N 225 «О некоторых вопросах осуществления физическими лицами ремесленной деятельности»;

Закон «О торговле», Закон о торговле - Закон Республики Беларусь от 28 июля 2003 г. N 231-З «О торговле»;

Положение о содействии безработным - Положение о содействии безработным в организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.03.2008 N 342;

Ремесленник - физическое лицо, осуществляющее предусмотренные законодательными актами виды ремесленной деятельности по заявительному принципу без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

Ремесленный сбор – сбор за осуществление ремесленной деятельности;

ИМНС – инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

I. Введение

Время не стоит на месте и на сегодняшний день в экономически и социально развитых странах массовое (серийное) производство занимает доминирующее положение и в большей степени вытеснило ручное производство, или по-другому – ремесло, из общего процесса производства товаров. Преимущества массового производства, казалось бы, очевидны – высокий уровень производительности труда, малая трудоемкость, низкая себестоимость продукции, сокращение времени производства изделий. В тоже время массовое и серийное производство имеет ряд существенных недостатков. Главными из них являются ориентация не на конкретного потребителя и его требования, а на средние стандарты, а также трудности перестройки производства, связанные с применением значительного количества специального оборудования.

Вместе с тем в наши дни как никогда у современного общества вырос интерес к ручному труду и ремеслу. Причин на это множество, и главной из них на наш взгляд является то, что решающее значение в ручном производстве является личность ремесленника и уровень его мастерства, которое позволяет производить высококачественные, а часто и высокохудожественные товары.

Согласно единой терминологии Европейского союза, Всемирной торговой организации (ВТО) и ООН ремесленная деятельность — это вид профессиональной деятельности по производству товаров, работ, оказанию услуг преимущественно потребительского назначения мелкими партиями, штучно, в том числе по индивидуальным заказам, с использованием особых знаний, специальных технологий, навыков, умений, традиций, секретов[1].

Именно нацеленность на конкретного потребителя, оперативность реагирования на изменения спроса способствуют тому, что во всем мире повышается конкурентоспособность ремесленных организаций. Активность малого бизнеса возрастает и все больше ниш в самых различных областях производства заполняется ремесленниками.

Немаловажным является и то, что с возрастанием роли ручного труда возрождается и интерес к культурным традициям страны проживания. Создание условий для существования и развития национальных ремесленных традиций, приобщение к народному искусству и традициям широкого круга населения, возрождение традиционных и уникальных технологий и создание новых, поддержка сохранение творческой индивидуальности и самобытности - все это является важными направлениями развития культурных традиций в нашей стране.

Помимо всего прочего ремесленное дело является одним из важных составляющих современной социально-экономической сферы любого государства. Не смотря на то, что на сегодняшний день ремесленничество уже не занимает такое главенствующее положение в процессе производства и реализации товаров, как это было ранее, значение ремесленного дела по-прежнему актуально. Развитие ремесла и появление лиц, занимающихся ремесленной деятельностью и организующих свои мастерские, способствует развитию экономики страны, а также является одним из факторов повышения занятости населения.

Ремесленное предприятие – это наименее рискованный вид предпринимательства. Ремесленник не так обременен капиталом и другими факторами производства, как крупный производитель, он имеет возможность быстро свернуть свое дело, распродать капитал, движимое и недвижимое имущество, уйти из данной сферы деятельности. Все это делает ремесленничество вполне доступной областью приложения своего труда достаточно большой части населения, обладающей специальными навыками. Это особенно важно в настоящее время, когда в результате экономического кризиса многие люди становятся безработными. Государство использует многие рычаги воздействия на занятость населения с целью ее повышения и одним из них, еще далеко не полностью задействованным, является воздействие на занятость путем развития ремесленной деятельности[2].

В этой связи нельзя не отметить положительную тенденцию устойчивого роста количества физических лиц, осуществляющих ремесленную деятельность в Беларуси.

В год принятия Указа Президента Республики Беларусь от 16 мая 2005 г. № 225 «О некоторых вопросах осуществления физическими лицами ремесленной деятельности», а именно, на 1 ноября 2005 года количество лиц, уплативших сбор за осуществление ремесленной деятельности, составило всего 234 человека. Но уже в 2007 году сбор за осуществление ремесленной деятельности уплатили 1 644 физических лица, в 2008 году - 2 385, в 2009 году - 3 395, а в 2010 году - 4 319 человек. На 1 января 2012 года количество зарегистрированных в соответствии с Указом № 225 физических лиц увеличилось в сравнении с предыдущим годом на 1 066 и составило 5 385 человек.

Положительная динамика сохраняется и в настоящее время.

По результатам оперативного мониторинга, по состоянию на 1 июля 2012 года в стране осуществляют свою деятельность 6 740 ремесленников, что значительно превышает аналогичный показатель за соответствующий период прошлого года (на отчетную дату насчитывалось 4 596 ремесленников), а также 2011 год в целом.

Развитие данного направления самозанятости населения наблюдается в каждой из областей и столице республики.

В первом полугодии текущего года наибольшее количество физических лиц, уплативших сбор за осуществление ремесленной деятельности, насчитывается в г. Минске (1 435 человек) и Витебской области (1 221 человек), наименьшее – в Могилевской области (670 человек)[3].

Наименование региона Количество физических лиц, уплативших сбор за осуществление ремесленной деятельности
в 2010 году в 2011 году по состоянию
на 1 июля 2011 г. на 1 июля 2012 г.
         
Брестская область
Витебская область 1 023
Гомельская область
Гродненская область
Минская область
Могилевская область
г. Минск 1 006
Всего по республике 4 319 5 385

Актуальность рассматриваемой темы подтверждается еще и тем, что в целях стимулирования развития ремесленного творчества в республике, легализации и развития отношений в сфере осуществления физическими лицами ремесленной деятельности, повышения самозанятости населения, установленный на уровне Президента перечень видов ремесленной деятельности ежегодно дополняется новыми видами с учетом предложений заинтересованных государственных органов и граждан. Министерство экономики Республики Беларусь, приступая к очередной подготовке проекта Указа Президента Республики Беларусь по расширению перечня видов ремесленной деятельности, приглашает всех заинтересованных принимать участие и направлять в адрес министерства предложения с обоснованием целесообразности их реализации. На момент написания данного пособия последнее расширение перечня видов ремесленной деятельности произошло в сентябре 2012 года Данное обстоятельство, несомненно, послужит дополнительным основанием для дальнейшего роста количества ремесленников в нашей стране.

Законодательных актов, непосредственно регулирующих ремесленную деятельность, в Республики Беларусь немного. Помимо Указа Президента Республики Беларусь от 16.05.2005 N 225 «О некоторых вопросах осуществления физическими лицами ремесленной деятельности», Налогового кодекса и Гражданского кодекса Республики Беларусь, отдельные нормы, имеющие отношение к ремесленникам, содержатся также в ряде нормативных правовых актах, довольно разрозненных по содержанию. Цель настоящего пособия – помочь ремесленникам, а также лицам, только намеревающимся ими стать, уяснить содержание существующих норм законодательства, а также попытаться ответить на вопросы, которые могут возникнуть у них на практике, и прямых ответов на которые в действующих нормативных правовых актах нет.

При написании настоящего пособия основной упор делался автором на доступность и максимальную практичность изложения.

Пособие содержит как правовой анализ законодательства Республики Беларусь по названной тематике, так и характеристику организации ремесленной в зарубежных странах и Российской Федерации.

Пособие адресовано широкому кругу читателей, занимающихся и планирующих заниматься ремесленной деятельностью, юристам, адвокатам, экономистам, специалистам по организации малого бизнеса, студентам юридических и экономических специальностей.

II. Организация ремесла и ремесленной деятельности в Республике Беларусь.

Правовое регулирование ремесел и ремесленной деятельности в Республике Беларусь имеет свои особенности. В белорусском законодательстве упоминаются такие термины как «ремесло» и «ремесленная деятельность», причем данные термины несут не тождественную смысловую нагрузку и употребляются в различных значениях применительно к конкретным правоотношениям.

Так, отдельные нормы, характеризующие ремесло и народные промыслы в Республике Беларусь, содержатся в актах законодательства Республики Беларусь разного уровня:

-Закон Республики Беларусь от 09.07.1999 N 282-З «Аб народным мастацтве, народных промыслах (рамёствах) у Рэспублiцы Беларусь»;

- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13.12.2000 N 1908 «Об утверждении Государственного реестра изделий народных промыслов (ремесел)»;

- Указ Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 N 81 «Об утверждении перечня изделий народных промыслов (ремесел) признанного художественного достоинства, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость»;

- Положение Министерства культуры Республики Беларусь от 18.01.1999 «Аб Цэнтры (Доме) рамёстваў»;

- Постановление Министерства культуры Республики Беларусь от 13.12.2000 N 26 «Аб зацвярджэннi Палажэння аб Нацыянальным банку даных у галiне народнага мастацтва, народных промыслаў (рамёстваў)»;

- Постановление Управления делами Президента Республики Беларусь от 04.06.2007 N 4 «Об экспертной комиссии по отнесению продукции предприятий народных промыслов (ремесел) к изделиям народных промыслов и ремесел».

Закон Республики Беларусь "Аб народным мастацтве, народных промыслах (рамёствах) у Рэспублiцы Беларусь" определяет народные промыслы (ремесла) как производство предметов декоративного и утилитарного назначения, исторически сформированное в определенной местности и неразрывно связанное с самобытными художественными и ремесленными традициями определенной местности, а предприятия народных промыслов (ремесел) как коммерческую организацию любой формы собственности и организационно-правовой формы, которая занимается производством продукции народных промыслов (ремесел) на основе использования традиционных художественно-технических приемов по обработке натуральных материалов.

Согласно положениям указанного Закона, граждане могут заниматься деятельностью в сфере народного искусства, народных промыслов (ремесел) профессионально и на любительской основе. Гражданам предоставляются права на создание общественных объединений в сфере народного искусства, народных промыслов (ремесел). Законом определены понятия мастера народных промыслов (ремесел) и народного мастера в сфере народного искусства, порядок получения такого статуса и их права.

Отдельная глава Закона посвящена государственной поддержке предприятий народных промыслов (ремесел). В частности Законом декларируется, что предприятия народных промыслов (ремесел) обеспечиваются финансовой и другими видами государственной поддержки путем:

создания специальных условий для использования этими предприятиями финансовых, материально-технических разработок и технологий;

содействия внешнеэкономической и иной связанной с ней деятельностью, включая расширение и развитие торговых, научно-технических, производственных и информационных связей предприятий с аналогичными предприятиями зарубежных стран;

организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для этих предприятий. Устанавливается обязанность сохранения профиля работы предприятия в случае смены его собственника.

Так, в соответствии с подпунктом 1.15 пункта 1 статьи 94 Налогового кодекса Республики Беларусь освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации на территории Республики Беларусь изделий народных промыслов (ремесел) признанного художественного достоинства по перечню таких изделий, утверждаемому Президентом Республики Беларусь. Перечень изделий народных промыслов (ремесел) признанного художественного достоинства, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. N 81 (далее - Перечень).

Отнесение продукции предприятий народных промыслов (ремесел) к изделиям народных промыслов (ремесел) производится по решению экспертной комиссии на основании утвержденного Советом Министров Республики Беларусь Государственного реестра изделий народных промыслов (ремесел), с учетом ассортимента, вида ремесла, сырья, доли ручного и механизированного труда[4].

Экспертная комиссия по отнесению продукции предприятий народных промыслов (ремесел) к изделиям народных промыслов и ремесел (далее - экспертная комиссия) создается Управлением делами Президента Республики Беларусь при государственном производственно-торговом объединении "Белхудожпромыслы"[5].

С учетом вышеизложенного изделия, указанные в Перечне, освобождаются от обложения НДС при их реализации только в том случае, если указанные изделия являются изделиями народных промыслов (ремесел) признанного художественного достоинства, то есть признаны в качестве таковых в установленном порядке вышеуказанной экспертной комиссией.

Термин «ремесленная деятельность», как уже было отмечено выше, употребляется белорусским законодателем применительно к правоотношениям иного рода и имеет существенное практическое значение. Ремесленная деятельность в отличие от деятельности в сфере народных промыслов (ремесел) предполагает самостоятельный порядок её начала и осуществления, а также особый режим налогообложения.

Правовое урегулирование и определение понятия ремесленной деятельности содержится в ряде законодательных актов Республики Беларусь:

Þ Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее по тексту – ГК);

Þ Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее по тексту – НК);

Þ Указ Президента Республики Беларусь от 16.05.2005 N 225 «О некоторых вопросах осуществления физическими лицами ремесленной деятельности» (далее по тексту – Указ № 225).

В соответствии с законодательными актами, ремесленная деятельность - это не являющаяся предпринимательской деятельность физических лиц по изготовлению и реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг с применением ручного труда и инструмента, в том числе электрического, осуществляемая самостоятельно, без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам и направленная на удовлетворение бытовых потребностей граждан.

Подробная характеристика ремесленной деятельности и ее признаков содержится в следующей главе.


Наши рекомендации