Участники налоговых правоотношений и их правовой статус

1. Понятие и классификация субъектов налогового права.

2. Налоговая юрисдикция и налоговое резидентство

3. Правовой статус налогоплательщиков и плательщиков сборов

4. Правовой статус налоговых агентов и сборщиков налогов

5. Правовой статус налоговых представителей

6. Банки как субъекты налогового права

1. Понятие и классификация субъектов налогового права

Законодательство о налогах и сбо­рах не содержит исчерпывающего перечня лиц, вступающих в налоговые отношения, однако субъектов налогового права, возможно, классифицировать по следующим основаниям.

Налоговый кодекс РФ фиксирует понятие «участники отно­шений, регулируемых законодательством о налогах и сборах» ст. 9 НК РФ, к числу которых относятся:

· налогоплательщики — организации и физические лица;

· налоговые агенты,

· налоговые органы — Министерство РФ по налогам и сбо­рам и его подразделения в Российской Федерации;

· таможенные органы — Государственный таможенный ко­митет РФ и его подразделения;

· сборщики налогов и сборов — государственные органы ис­полнительной власти и исполнительные органы местного само­управления, другие уполномоченные ими органы и должност­ные лица, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и(или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщи­ками и плательщиками сборов;

· финансовые органы — Министерство финансов РФ, мини­стерства финансов республик, финансовые управления (депар­таменты, отделы) администраций субъектов РФ;

· органы государственных внебюджетных фондов,

· иные уполномоченные органы — органы, наделенные ком­петенцией относительно решения вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов, преду­смотренных НК РФ.

Правовой статус участников налоговых отношений, пере­численных в ст. 9 НК РФ, регулируется всей совокупностью нормативных правовых актов о налогах и сборах, включая ре­гиональное налоговое законодательство и правовые акты орга­нов местного самоуправления.

Налоговый кодекс РФ наделяет статусом участников нало­говых отношений только две категории.

К числу субъектов относятся:

· Эксперты, свидете­ли, специалисты, понятые и переводчики, принимающие уча­стие в процессе налоговой проверки (ст. 90, 95—98 НК РФ).

· Налоговые отношения, складывающиеся по поводу учета нало­гоплательщиков, требуют присутствия регистрационных орга­нов, выполняющих определенные функции (ст. 85, 86 НК РФ).

· Отношения, возникающие относительно расчетных операций по перечислению налогов и сборов, реализуются при участии банков (ст. ~60 НК РФ).

· Налогоплательщик имеет право всту­пать в налоговые отношения через законного или уполномо­ченного представителя (ст. 27, 29 НК РФ).

2.Налоговая юрисдикция и налоговое резидентство

Налоговое законодательство распространяет сферу своего применения не на граждан, а на резидентов данной страны (т. е. лиц, постоянно пребывающих или проживающих в дан­ной стране). Поэтому любые внутренние налоговые нормы уже имеют международный характер, поскольку охватывают и гра­ждан, и организации других стран, которые находятся на тер­ритории данной страны или осуществляют там определенные виды деятельности.

Первый критерий резидентство предусматривает, что все резиденты дан­ной страны подлежат в ней налогообложению в отношении аб­солютно всех своих доходов, извлекаемых как на территории этой страны, так и за ее пределами (так называемая неограни­ченная налоговая ответственность), а нерезиденты — только в отношении доходов, получаемых из источников в этой стране (ограниченная налоговая ответственность).

Критерий территориальности, напротив, устанавливает, что налогообложению в данной стране подлежат доходы, извлекае­мые только на ее территории; соответственно любые доходы, получаемые или извлекаемые за рубежом, освобождаются от налогов в этой стране.

Первый критерий учитывает исключительно пребывание (проживание) налогоплательщика на национальной террито­рии,

второй — национальную принадлежность источника до­хода.

Любой из этих двух критериев при условии его единообраз­ного применения исключал бы всякую возможность междуна­родного двойного обложения, т. е. обложения одного и того же объекта (дохода, имущества, сделки и т. д.) в один и тот же пе­риод времени аналогичными видами налогов в двух или более странах. Однако вопрос о том, устраняется ли двойное обложе­ние путем применения первого или второго критерия, вовсе не безразличен с позиции национальных интересов каждой страны. Так, для стран, граждане и компании которых получают значительные суммы доходов от их зарубежной деятельности и от капиталов, помещенных за рубежом, несомненно, желатель­нее разграничить налоговые юрисдикции в международном масштабе на основе критерия резидентство, а для стран, в эко­номике которых значительное место занимают иностранные капиталы, особый интерес приобретает использование крите­рия территориальности. Поэтому развитые страны предпочита­ют основывать свои налоговые отношения с другими странами на основе критерия резидентства, а развивающиеся страны за­щищают свое право обложения иностранных компаний и част­ных лиц на основе критерия территориальности.

3. Правовой статус налогоплательщиков и плательщиков сборов

Придание ст. 11 НК РФ понятию «налогоплательщик» статуса «специфического» означает, что данная категория присуща в первую очередь налоговому праву. Иными отраслями права или законодательства понятие «налогоплательщик» может использоваться только в том значении, которое ему придает НКРФ.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых НК РФ возложена обязанность, уплачивать соответствующие налоги или сборы.

К числу налогоплательщиков-организаций относятся фи­лиалы и иные обособленные подразделения иностранных орга­низаций, расположенные на территории Российской Федера­ции, при условии, что налоговым законодательством на них возложена обязанность, уплачивать конкретные налоги.

Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций самостоятельными налогоплательщиками не явля­ются, поскольку на основании ч. 2 ст. 19 НК РФ они только исполняют налоговые обязанности головных организаций в месте своего нахождения.

Налогоплательщиками — физическими лицами могут быть граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. На правовой статус налогоплательщика не влияет его возраст, поскольку обязанность по уплате налога возникает в момент приобретения объекта налогообложения.

Среди налогоплательщиков — физических лиц выделяются особые категории субъектов — индивидуальные предпринима­тели и налоговые резиденты Российской Федерации.

Индивидуальными предпринимателями являются физиче­ские лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К числу индивидуальных пред­принимателей НК РФ также относит частных нотариусов, ча­стных охранников и частных детективов. В то же время инди­видуальные предприниматели приобретают правовой статус налогоплательщика независимо от наличия гражданско-право­вого статуса предпринимателя. Так, п. 2 ст. 11 указывает, что физические лица, осуществляющие предпринимательскую дея­тельность без образования юридического лица, но не зарегист­рировавшиеся в этом качестве в нарушение требований граж­данского законодательства, при исполнении налоговых обя­занностей не вправе ссылаться на то, что не являются и индивидуальными предпринимателями.

Налоговыми резидентами Российской Федерации призна­ются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.

Основой правового статуса налогоплательщика является на­логовая правосубъектность, т. е. предусмотренная нормами права возможность или способность быть субъектом налогового права.

Перечень прав и обязанностей российских налогоплатель­щиков и плательщиков сборов содержится в ст. 21—25 НК РФ, что отражает позицию физического лица или организации от­носительно государства. Практическая реализация правового статуса налогоплательщика происходит в процессе вступления организации или физического лица в различные правоотноше­ния.

Перечень обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов) установлен ст. 23 НК РФ. Видовое многообразие этих обязанностей предполагает их классификацию по различным ос­нованиям. Установленный ст. 23 НК РФ перечень обязанностей не яв­ляется исчерпывающим. Налогоплательщики могут нести и иные обязанности, установленные федеральным законодатель­ством.

Невыполнение или ненадлежащее выполнение налогопла­тельщиком возложенных на него обязанностей образует соот­ветствующий состав налогового правонарушения.

4. Правовой статус налоговых агентов и сборщиков налогов

В соответствии с НК РФ ст. 24 налоговые агенты — это лица, на которых в соответствии с действующим законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет или внебюджетные фонды причитающихся налогов.

Налоговые агенты, согласно ст. 24 НК РФ, имеют следую­щий ряд обязанностей:

· правильно и своевременно исчислить, удержать из денеж­ных средств, выплачиваемых налогоплательщиками, и перечислить в бюджеты или внебюджетные фонды соответствующие налоги;

· в течение одного месяца письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог с налогоплательщика и о сумме возникшей недоимки;

· вести учет выплаченных налогоплательщику доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты или внебюджетные фонды налогов, в том числе отдельно по каждому налогоплателыцику;

· представлять в налоговый орган по месту своего учета до­кументы, необходимые для осуществления контроля за пра­вильностью исчисления и удержания налогов у налогоплатель­щиков, а также перечислять удержанные налоги в бюджеты и внебюджетные фонды.

Сборщиками налогов и сборов являются государственные орга­ны, органы местного самоуправления, другие уполномоченные орга­ны и должностные лица, осуществляющие в силу прямого указа­ния НК РФ прием от налогоплательщиков средств в уплату нало­гов (сборов) и перечисление их в бюджет.

Правовой статус сборщиков определяется НК РФ, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними зако­нодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправ­ления.

Общее в правовом статусе сборщиков налогов и налоговых агентов заключается в отсутствии возможности пользоваться правами налоговых органов. Так, сборщики налогов не имеют нрава:

· взыскивать с налогоплательщика финансовые санкции,

· применять меры обеспечения исполнения налоговой обязанности,

· осуществлять производство по делам о налоговых правона­рушениях и т. д.

Одновременно и налоговые агенты и сборщики налогов являются субъектами, подконтрольными налоговым органам.

5. Правовой статус налоговых представителей

Налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые аген­ты могут участвовать в налоговых правоотношениях лично либо через своих представителей.

Представителями в налоговых отношениях могут быть физические лица и организации (независимо от организационно-правовой формы). Существуют организации, специализирующиеся на представительстве в налоговых отношениях.

Состав законных представителей налогоплательщика — физического лица аналогичен перечню представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Относительно несовершеннолетних детей налоговыми представителями выступают их родители, по отношению к опе­каемым или подопечным — опекуны или попечители.

Законными представителями организации выступают ее органы, поскольку юридическое лицо приобретает права и принимает обязанности через свои органы, действующие на основании закона, иных нормативных правовых актов или учреди тельных документов. Законным представителем организации может выступать и другое юридическое лицо, отношения с которым оформляются контрактом или договором поручительства. В данной ситуации законным представителем, реально участвующим в налоговых правоотношениях за своего клиента, будет только руководитель организации-представителя. Сотрудники организации представителя могут действовать лишь на основании доверенности, оформленной в порядке пе­редоверия.

На основании анализа норм гл. 25 НК РФ можно сделать вывод, что «постоянное представительство» — это филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельно­сти организации, через которое организация регулярно осуще­ствляет предпринимательскую деятельность на территории Рос­сийской Федерации.

6. Банки как субъекты налогового права

В ст. 11 НК РФ под банками (банком) понимаются коммер­ческие банки и другие кредитные организации, имеющие ли­цензию Центробанка России.

*Кредитная организация. Наиболее общим из рассматривае­мых является понятие «кредитная организация». По своему объему оно исчерпывающим образом включает непересекаю­щиеся понятия «банк» и «небанковская кредитная организа­ция». Иными словами, для того чтобы определить, сколько в России кредитных организаций, нужно сложить число банков и небанковских кредитных организаций.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» кредитная организация — юридиче­ское лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центробанка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные названным Законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

*Банк. Основную роль в банковской системе страны выпол­няют коммерческие банки. Впервые в современной российской юридической науке понятие «банк» было определено в Законе РСФСР от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельно­сти в РСФСР»: коммерческое учреждение, являющееся юриди­ческим лицом, которому в соответствии с названным Законом и на основании лицензии (разрешения), выдаваемой Централь­ным банком РСФСР, предоставлено право привлекать денеж­ные средства от юридических и физических лиц и от своего имени размещать их на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществлять иные банковские операции (ст. 1).

Таким образом, именно практика применения банковского законодательства в России привела к необходимости выработки научно обоснованной концепции, которая позволила бы преодолеть имеющиеся недостатки. И центральной проблемой стал вопрос о юридическом определении понятия «банк», которое позволило бы уяснить место коммерческого банка среди других субъектов права и выявить особенности его правовой природы.

*Небанковская кредитная организация — организация, имею­щая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные названным Федеральным законом. Допусти­мые сочетания банковских операций устанавливаются Банком России.

Небанковские кредитные организации выполняют доволь­но широкий набор функций по обеспечению кредитно-фи­нансового сегмента общественного производства и воспроиз­водства.

Существование небанковских кредитных организаций поми­мо и наряду с банками обусловлено тем, что в силу объектив­ных причин кредитные организации вынуждены распределять «финансово-кредитные обязанности» между собой.

Тема № 3. Исполнение налоговой обязанности по уплате налогов и сборов.

1. Понятие, основания возникновения и прекращения налоговой обязанности

2. Исполнение налоговой обязанности.

3. Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности

4. Зачет и возврат излишне уплаченных налогов, сборов или пени

5. Изменение срока уплаты налога, сбора или пени

1. Понятие, основания возникновения и прекращения налоговой обязанности

Налоговая обязанность представляет одну из важнейших категорий налогового права, относительно которой складывается большинство налоговых правоотношений.

Налоговая обязанность в широком аспекте включает комплекс мер должного поведения налогоплательщика, определенных ст. 23 НК РФ. Сущность исполнения налоговой обязанности заключается в уплате налога или сбора. Содержание налоговой обязанности составляют императивные нормы-требования государства об уплате соответствующих налогов или сборов. Однако механизм ос реализации допускает и элементы диспозитивности, разрешая, в частности, договорные процедуры между налогоплательщиком и уполномоченным органом государства.

Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным нормативным правовым актом о налогах и с борах.

Исполнение налоговой обязанности четко определено вре­менными рамками. Сроки уплаты налогов и сборов устанавли­ваются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение срока допускается только по правилам, установленным НК. При уплате налогов со сложным юридическим составом (т. е.) когда расчет налоговой базы производится налоговым органом) налоговая обязанность возникает не ранее даты получения на­логового уведомления. Нарушение срока уплаты налога влечет начисление пени.

Срок уплаты налога является одним из обязательных эле­ментов закона о налоге и должен быть определен по каждому налогу или сбору. Вместе с тем в определенных случаях налого­вые органы имеют право изменять сроки уплаты налогов, но только в порядке, предусмотренном НК РФ. Например, при создании, ликвидации или реорганизации юридического лица в отношении тех налогов, по которым налоговый период составляет календарный месяц или квартал, возможно изменение сроков уплаты по согласованию с налоговым органом.

Согласно п. 2 ст. 45 НК РФ основанием для прекращения налоговой обязанности является наступление одного из следующих обстоятельств:

· уплата налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;

· возникновение обстоятельств, с которыми налоговое за­конодательство связывает прекращение обязанности по уплате данного налога или сбора;

· смерть налогоплательщика или признание его умершим в установленном порядке. Задолженность по имущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, пога­шается в пределах стоимости наследственного имущества;

· ликвидация юридического лица — налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов бюджетами (внебюджетными фондами).

Кроме названных обстоятельств самостоятельными юриди­ческими фактами, на основании которых прекращается налого­вая обязанность, являются:

· списание безнадежных долгов по налогам и сборам в порядке ст. 59 НК РФ;

· уплата налога за на­логоплательщика его поручителем в порядке ст. 74 НК РФ.

2. Исполнение налоговой обязанности

Налоговая, как и любая другая обязанность, прекращается надлежащим исполнением. Исполнением налоговой обязанно­сти считается уплата налога в полной сумме и в установленный срок.

По общему правилу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Рос­сийским налоговым законодательством не допускается уплата налогов третьими лицами, поэтому различные «налоговые оговорки», перевод долга по налоговым платежам и подобные со­глашения являются ничтожными и не влекут правовых послед­ствий.

Срок исполнения налоговой обязанности устанавливается налоговым законодательством применительно к конкретному налогу. Налогоплательщику не запрещается уплачивать соот­ветствующие налоги досрочно, т. е. после возникновения нало­говой обязанности, но до наступления установленного срока. Налоговый кодекс РФ также различает уплату налога:

· как действие самого налогоплательщика и реальное перечисление налога в бюджет

· как действие банка, обслуживающего плательщика налога (сбора).

Принудительное исполнение налоговой обязанности (взы­скание налога) производится по решению налогового органа посредством направления в банк, в котором открыты счета на­логоплательщика или налогового агента, инкассового поруче­ния на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств. До принятия решения о принудительном взыскании налоговой не­доимки налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика об образовавшейся задолженности перед казной и предложить добровольно погасить недостающие налоговые платежи. Одна­ко налоговым законодательством не установлен предельный срок, в течение которого налоговый орган может «ожидать» добровольного исполнения налоговой обязанности. Истечение дополнительного срока уплаты налога служит основанием для принятия налоговым органом решения о принудительном (бес­спорном) взыскании налога. Данное решение должно быть вы­несено не позднее 60 дней с момента истечения дополнитель­ного срока на уплату налога. Пропуск налоговым органом этого срока влечет невозможность бесспорного взыскания налога, и дальнейшее принудительное исполнение налоговой обязанно­сти возможно только в судебном порядке.

Обязательным правилом бесспорного взыскания налоговой недоимки является необходимость уведомления налогоплатель­щика со стороны налоговых органов о вынесенном решении в 5-дневный срок с момента его принятия.

Направленное в банк инкассовое поручение на перечисле­ние налога в соответствующий бюджет должно быть исполнено не позднее одного операционного дня в очередности, установ­ленной ст. 855 ГК РФ.

Налоговый орган вправе выставить инкассовое поручение, как на рублевый, так и на валютный счет налогоплательщика. Недопустимо обращать взыскание на ссудные, депозитные и бюджетные счета налогоплательщиков или налоговых агентов.

В случае недостаточности или отсутствия денежных средств, находящихся на банковском счете, для погашения недоимки, налоговый орган вправе принять одно из двух решений:

· об­ращать взыскание на банковский счет по мере поступления на него денежных средств;

· взыскать налог за счет иного имуще­ства налогоплательщика или налогового агента.

Взыскание налога или сбора за счет иного имущества нало­гоплательщика осуществляется в различных правовых режи­мах, зависящих от организационно-правового статуса частного субъекта.

Налог за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации взыскивается на основании решения, вынесенного руководителем (его заместителем) нало­гового органа. Данное решение подписывается руководителем (его заместителем) налогового органа, заверяется гербовой пе­чатью и в течение трех дней направляется судебному приставу-исполнителю, который осуществляет исполнительное произ­водство по общим правилам, предусмотренным Федеральным законом «Об исполнительном производстве», но с учетом осо­бенностей, предусмотренных налоговым законодательством.

Налоговым кодексом устанавливается двухмесячный срок для совершения судебным приставом исполнительных дейст­вий, направленных на взыскание суммы налоговой недоимки.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-ор­ганизации или налогового агента-организации производится в определенной последовательности:

· В первую очередь оно обра­щается на наличные денежные средства.

· Затем подлежит взы­сканию имущество, непосредственно не участвующее в произ­водственном цикле организации — в частности, ценные бума­ги, валютные ценности, непроизводственные помещения, легковой автотранспорт, предметы дизайна служебных помеще­ний.

· В третью очередь налоговая недоимка удовлетворяется за счет готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих или не предназначенных для пря­мого участия в производстве.

При недостаточности денежных средств, вырученных по результатам обращения взыскания на перечисленное имущество, реализуются сырье и материалы, предназначенные для непосредственного участия в производст­ве, а также основные средства организации — станки, оборудо­вание, здания, сооружения. В последнюю очередь подлежит изъятию и реализации в счет погашения налоговой недоимки имущество, переданное по договору во владение, пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество. Однако обращение взыскания на такое имущество возможно при условии, что (для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога) соответствующие договоры между недоимщиком и другими лицами были рас­торгнуты или признаны недействительными в порядке, уста­новленном действующим налоговым и гражданским законода­тельством.

Относительно взыскания налога, сбора или пени за счет имущества налогоплательщика — физического лица определе­ны судебные процедуры в порядке искового производства.

Исковое заявление о взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — физического лица подается в пределах шести месяцев после истечения срока, ус­тановленного налоговым органом для добровольного исполне­ния налоговой обязанности. Подсудность в данной ситуации соответствует общему правилу:

· исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика или налогового агента, являющихся индивидуальными предпринимателями, подается в арбитражный суд;

· исковые заявления о взыскании налоговой задолженности за счет имущества иных физических лиц подаются в суд общей юрисдикции. Соответственно под­судности иска дело о взыскании налогового долга рассматрива­ется в рамках арбитражного или гражданского процессов.

Последовательность обращения взыскания на имущество налогоплательщика — физического лица соответствует очеред­ности взыскания налога за счет имущества организации.

Не подлежит взысканию имущество налогоплательщика (на­логового агента), предназначенное для повседневного личного пользования физическим лицом или членами его семьи.

Взыскание налога или сбора за счет имущества налогопла­тельщика или налогового агента осуществляется в два этапа.

1)Во-первых, имущество должно быть реализовано судебным приставом-исполнителем. При этом НК РФ запрещает должно­стным лицам налоговых органов приобретать имущество, реа­лизуемое в порядке принудительного взыскания налога.

2)Во-вторых, за счет вырученных денежных сумм должна быть пога­шена налоговая задолженность частного субъекта. Налоговая обязанность физического лица или организации считается ис­полненной только при выполнении названных условий.

3. Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности (гл.11. ст.72-77 НК РФ).

Своевременная и полная уплата налогов является конститу­ционной обязанностью каждого физического лица или органи­зации. Однако по различным причинам налогоплательщику не всегда удается выполнить финансовые обязательства перед го­сударством, а некоторые субъекты и сознательно уклоняются от участия в формировании государственной (муниципальной) казны. Тем самым государство вынуждено гарантировать посту­пление налоговых платежей посредством применения к имуще­ству налогоплательщика мер, установленных гл. 11 НК РФ.

Налоговый кодекс содержит следующий закрытый перечень способов, обеспечивающих исполнение обязанности по уплате налогов и сборов:

1)залог имущества,

2)поручительство,

3)пеня,

4)при­остановление операций по счетам в банке,

5)наложение ареста на имущество налогоплательщика.

Глава 11 НК РФ, устанавливающая правовые режимы мер обеспечения в налоговом праве, имеет общее название «Спосо­бы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов», в то время как приостановление операций по счетам в банке и наложение ареста на имущество налогоплательщика отнесены законодательством к способам обеспечения исполне­ния решения о взыскании налога. Тем самым способы обеспече­ния понимаются в широком и узком значениях.

В отличие от гражданского законодательства НК РФ не до­пускает применение иных обеспечительных способов, кроме перечисленных п. 1 ст. 72. Тем самым обеспечение налоговой обязанности иным способом, хотя и регулируемым законода­тельством (например, задатком), будет ничтожным.

4. Зачет и возврат излишне уплаченных налогов, сборов или пени

(гл.12. ст.78-79 НК РФ).

Иногда налогоплательщик исполняет свою налоговую обя­занность в несколько большем объеме, чем причитается в соот­ветствии с действующим налоговым законодательством. Пере­плата налогов, сборов или пени может произойти по различ­ным причинам, наиболее распространенными из которых являются расчетные ошибки, добросовестное заблуждение о ставках налога (сбора) или ставки рефинансирования Цен­трального банка РФ, неверная сумма недоимки, указанная на­логовым органом, и т. д.

Относительно переплаты обязательных платежей налоговое законодательство предусматривает два варианта восстановления имущественных прав налогоплательщика: зачет и возврат из­лишне уплаченных или излишне взысканных сумм.

По общему правилу и зачет, и возврат производятся налого­вым органом без начисления процентов на эту сумму.

Исклю­чение составляет п. 9 ст. 78 НК РФ, согласно которому возвра­щаемая налогоплательщику сумма налога (сбора) включает проценты за пользование чужими денежными средствами при условии, что налоговым органом нарушен месячный срок на возврат переплаченной суммы.

Факт переплаты налога может быть установлен как налого­плательщиком, так и налоговым органом. Обязанностью фис­кального органа является сообщение налогоплательщику о ка­ждом факте излишней уплаты налога и о размере суммы этой переплаты. Налоговые органы должны сообщать о переплате не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта, тамо­женные — в течение 10 дней. Практика финансовой деятельности показывает, что налого­вые органы не всегда могут достоверно установить факт пере­платы налога. В ситуациях, предполагающих переплату налога, налоговый орган вправе предложить налогоплательщику про­вести совместную выверку уплаченных налогов. Результаты со­вместной проверки финансовой деятельности налогоплатель­щика оформляются актом и подписываются соответственно на­логовым органом и налогоплательщиком.

При установлении данного факта зачет излишне уплачен­ных денежных сумм осуществляется одним из двух способов

· по письменному заявлению налогоплательщика

· либо на осно­вании решения, вынесенного налоговым органом по собствен­ной инициативе.

Зачет излишне уплаченных налогов в счет будущих плате­жей осуществляется на основании письменного заявления на­логоплательщика. Подобное заявление рассматривается налого­вым органом в пятидневный срок с момента получения, по результатам чего выносится решение. Принятие налоговым органом положительного решения возможно только при усло­вии, что будущие платежи предназначены для зачисления в тот же бюджет (внебюджетный фонд), что и переплаченная сумма. О результатах рассмотрения обращения налогоплательщика и о вынесенном решении налоговые органы обязаны проинформи­ровать заявителя не позднее двух недель со дня подачи заявле­ния о зачете.

Возврат возможен исключительно на основании письмен­ного заявления налогоплательщика. Налоговое законодательст­во определяет срок давности для подачи подобного заявле­ния — три года со дня уплаты излишней суммы налога (сбора) или пени.

5. Изменение срока уплаты налога, сбора или пени

(гл.9. ст.61-68 НК РФ).

Исполнение налоговой обязанности не всегда возможно в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах. Чтобы не допустить нарушения налогового законодательства в части образования налоговой недоимки, п. 4 ст. 21 НК РФ пре­доставляет налогоплательщикам право получать отсрочку, рас­срочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит. Механизм реализации данной нормы представляет из­менение срока исполнения налоговой обязанности и регулиру­ется гл. 9 НК РФ.

Изменение срока исполнения налоговой обязанности — это пе­ренос срока уплаты налога, сбора или пени на более поздний срок на условиях, устанавливаемых налоговым законодательством.

Правом изменить сроки исполнения налоговой обязанности по налогам и сборам, поступающим во внебюджетные фонды, обладают органы соответствующих внебюджетных фондов.

Второй стороной в этих правоотношениях выступает нало­гоплательщик. Законодательство о налогах и сборах не устанав­ливает каких-либо ограничений по видам налогов, примени­тельно к которым возможно изменение сроков их уплаты.

Вме­сте с тем НК РФ определяет обстоятельства, наличие хотя бы одного из которых исключает изменение срока уплаты налога. Срок уплаты налога не может быть изменен, если в отношении заинтересованного лица:

· возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сбо­рах;

· проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении, связанном с нарушением законодательства о налогах и сборах;

· имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется изменением срока для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жительство.

Также исключается возможность изменить срок исполнения налоговой обязанности, если налогоплательщик уклоняется от обеспечения отсрочки или рассрочки по уплате налога, т. е. не предоставляет в залог свое имущество или поручительство третьего лица.

Срок исполнения налоговой обязанности может быть изме­нен относительно всей суммы причитающегося налога либо только ее части. Изменение срока уплаты налога не означает отмену существующей или возникновение новой налоговой обязанности.

Формой изменения срока уплаты налога или сбора может быть:

· отсрочка,

· рассрочка,

· инвестици­онный налоговый кредит.

Тема № 4. Понятие, формы и виды налогового контроля.

1. Налоговые органы Российской Федерации.

2. Понятие, значение, формы и виды налогового контроля.

3. Налоговые проверки.

4. Налоговая тайна.

1. Налоговые органы Российской Федерации

Налоговые органы Российской Федерации составляют единую систему контроля за соблюдением законодательства Россий­ской Федерации о налогах и сборах, правильностью исчисле­ния, полнотой и своевременностью внесения в соответствую­щий бюджет налогов и других обязательных платежей, а также контроля за соблюдением валютного законодательства, осуще­ствляемого в пределах компетенции налоговых органов.

Согласно: Статья 30. Налоговые органы в Российской Федерации

1. Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

Наши рекомендации