Цели, задачи и функции предпринимательства


Цели и задачи предпринимательства могут в каждом конкретном случае различаться. Это зависит от этапа функционирования фирмы, интересов предпринимателей, внешней среды.

Главной целью предпринимательской деятельности является получение прибыли, которая в условиях конкуренции повышает вероятность успешной работы, является источником увеличения производства.

Однако предприниматель, в условиях конкуренции для получения максимальной прибыли должен предложить рынку такой товар, который пользуется спросом.

Т.о. цель предпринимательства двуединая – получение наибольшей прибыли в результате максимального удовлетворения определенных общественных потребностей

Японский бизнесмен Кадзум Татеиси: «Пчела собирает нектар не для того. Чтобы опылять цветы, Она желает получить мед, Тем не менее, в конечном счете, она служит цветам. То же самое происходит и с предприятием, которое, стремясь получить прибыль, служит интересам общества».

Законодательно сформулированы пути получения прибыли: от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Однако данные условия сформулированы весьма неудачно. Дело в том, что предпринимательская деятельность многогранна и ее направления никак не могут быть представлены закрытым перечнем. Почему, например, нужно вести речь лишь о правомочии пользования в отношении имущества? А если субъектом извлекается прибыль в процессе реализации права распоряжения имуществом (например, сдачи его в аренду)? А если патентообладатель систематически извлекает прибыль, предоставляя другим лицам право пользоваться результатом его интеллектуальной деятельности, заключая лицензионные договоры? Эти случаи не укладываются в законодательный перечень. Видимо, не имело смысла в законе перечислять возможные направления предпринимательской деятельности, так как они определяются, прежде всего, рынком.

Цели предпринимателя реализуются путем последовательного решения задач.

1. Главная и постоянная задача - изучение рыночной ситуации и оценка возможностей действующих и потенциальных конкурентов.

2. Важная задача - обеспечение оптимального сочетания стратегических и тактических вопросов:

на этапе организации: а) обоснование и выбор наиболее приемлемой организационно-правовой формы предпринимательства; б) обоснование и практическое освоение оптимального производственного направления, в) определение размера и структуры собственного дела.

на этапе деятельности предприниматель решает вопросы, связанные с выживанием при выходе на рынок (внедрение на рынок; объем производства, источники инвестиций, активизации рекламной деятельности) или с поддержанием и наращивание производства (расширение рынка сбыта, увеличение ассортимента)

4. Еще одна важная задача - поддержание ликвидности, то есть постоянного наличия денежных средств и других ликвидных активов, позволяющих осуществлять немедленные выплаты по обязательствам. Только в этом случае предприниматель в состоянии наращивать объем производства, проводит активную инновационную политику, занимает прочную позицию на рынке.

5. Соблюдение экологических и этико-социальных требований, которые предусматривают ответственность предпринимателя перед обществом, покупателями, партнерами по бизнесу и будущими поколениями.

В развитой рыночной экономике предпринимательство как интегрированная совокупность предпринимательских организаций (компаний, фирм), индивидуальных предпри­нимателей, а также сложных объединений предпринима­тельских организаций выполняет следующиефункции:1) общеэкономическую, 2) ресурсную, 3) творческо-поисковую (ин­новационную), 4) социальную, 5) организаторскую. Некоторые ученые считают, что предпринимательству свойственна и 6)политическая функция, которую осуществляют, как пра­вило, ассоциации (союзы) предпринимателей.

Определяющей в развитой рыночной экономике явля­ется общеэкономическая функция, которая объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций и индивидуальных предпринимателей как субъектов рынков. Предпринимательская деятельность направлена на произ­водство товаров (выполнение работ, оказание услуг) и до­ведение их до конкретных потребителей: домохозяйств, других предпринимателей, государства, что в первую оче­редь и предопределяет общеэкономическую функцию. Причем предпринимательская деятельность осуществля­ется ее субъектами под воздействием всей системы эконо­мических законов рыночной экономики (спроса и предло­жения, конкуренции, стоимости и др.), что является объек­тивной основой проявления общеэкономической функции. Поступательное развитие предпринимательства является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов валового внутреннего продукта и на­ционального дохода, а этот фактор также выступает как проявление в системе хозяйственных отношений обще­экономической функции.

Важнейшей функцией предпринимательства является ресурсная. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, причем под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства. Разумеется, в первую очередь, – трудовые ресурсы (в широком понимании этого слова), землю и природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а также предпринимательский та­лант. Предприниматель как собствен­ник ресурсов заинтересован в их рациональном использо­вании и в то же время может безжалостно относиться к общественным ресурсам. Об этом свидетельствуют исто­рия развития предпринимательства и история научно-тех­нических революций, последствия которых для человека противоречивы.

Предпринимательству как новому типу антибюрокра­тического экономического хозяйствования свойственна творческо-поисковая (инновационная) функция, связан­ная не только с использованием в процессе предпринима­тельской деятельности новых идей, но и с выработкой но­вых средств и факторов для достижения поставленных целей. Творческая функция предпринимательства тесным, образом связана со всеми другими функциями и обуслов­лена уровнем экономической свободы субъектов предпри­нимательской деятельности, условиями принятия управ­ленческих решений.

В процессе становления рыночной экономики пред­принимательство приобретает социальную функцию, про­являющуюся в возможности каждого дееспособного инди­видуума быть собственником дела, с наибольшей отдачей проявлять свои индивидуальные таланты и возможности. Эта функция все более проявляется в формировании ново­го слоя людей – людей предприимчивых, тяготеющих к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельно­сти, способных создавать собственное дело, преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленной цели. В то же время увеличивается численность наемных работ­ников, которые, в свою очередь, экономически и социально зависят от того, насколько устойчива деятельность пред­принимательских фирм.

Чем эффективнее функционируют предпринимательские организации, тем существеннее поступления их средств в бюджеты различных уровней и в государственные внебюд­жетные социальные фонды. В то же время развитие пред­принимательства обеспечивает рост числа рабочих мест, сокращение уровня безработицы, повышение уровня со­циального положения наемных работников.

Важнейшей функцией предпринимательства является организаторская, которая проявляется в принятии пред­принимателями самостоятельного решения об организа­ции собственного дела, его диверсификации, во внедрении внутрифирменного предпринимательства, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских структур, в изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы и т.д. Орга­низаторская функция особенно четко проявляется в быст­ром развитии малого и среднего предпринимательства, а также в коллективном (сетевом) предпринимательстве, в создании народных предприятий.

Политическая функция бизнеса состоит в том, чтобы противостоять бюрократическим явлениям, которые порождаются государственным регулированием экономики. Бюрократические явления связаны с коррупцией, созданием препятствий для развития бизнеса, созданием монопольных преимуществ для отдельных предпринимательских структур. Преодоление таких явлений единичными предпринимательскими структурами невозможно. Поэтому формируются объединения предпринимателей, в т.ч. имеющие политические цели. Примером могут служить политические партии, которые создавались в борьбе с феодальной бюрократией промышленниками и банкирами в средние века. Они финансировали большинство буржуазных революций в Европе. В настоящее время объединения предпринимателей добиваются своих целей в основном парламентскими методами. Но не всегда их цели соответствуют общественным интересам.

Наши рекомендации