Предпринимательская идея и ее обоснование
Чтобы правильно выбрать сферу деятельности предприниматель должен иметь идею. Реальная идея – основа успешной предпринимательской деятельности. Можно обладать капиталом и всем необходимым для производства, но если нет идеи – предприниматель не состоится. Для реализации идеи и будет привлекаться капитал. Удачно сформулированная идея может определить предпринимательскую деятельность на долгий срок. В идее должно отражаться какой товар/услуга будет производиться и какая потребность клиента, на каком рынке будет удовлетворяться, т.е. предпринимательская идея – понимание присущего потребителю желания иметь тот или иной товар, четкое представление о том, как может быть удовлетворена потребность потенциального покупателя, путем каких конкретных действий.
Для успешного ведения предпринимательской деятельности постоянно требуются новые идеи. Предприниматель не может обойтись без накапливания, отбора и сравнительного анализа идей. Работа по формулированию, накоплению, отбору и анализу предпринимательских идей обусловлена стремлением предпринимателя к постоянному обновлению производства, росту производства и капитала, опасением упустить эффективную идею, желанием повышать прибыльность путем расширения производства или сокращения издержек.
Выдвижение предпринимательских идей чаще всего связано со стремлением предпринимателя производить и поставлять на рынок новый (для данного рынка или вообще для потребителя) товар. Обычно такие идеи базируются на достижениях науки и техники и чаще всего предполагают большую степень риска при их реализации.
Идеи не всегда могут быть абсолютно новыми. Важно, чтобы предприниматель первым предложил рынку товар, лежащий в их основе. В этом случае важно: показать товар лицом; предлагать не только товар, но и услуги специалистов (например, по монтажу оборудования и его обслуживанию); выбрать наиболее эффективный способ поставки товара пользователю (может быть, не продавать товар, а сдавать в аренду); определить наиболее эффективный уровень и объем расходов на разработку нового товара.
Таким образом, технология выбора предпринимательской идеи включает следующие этапы:
1. Предприниматель накапливает идеи, которые могли бы составить предмет его деятельности (изучает рынок, рыночную ситуацию, поведение потребителей, уровень развития науки, техники и технологии) и формирует банк идей. Банк идей– это перечень того, что могло бы составить (в случае необходимости) основной или дополнительный профиль предпринимательской деятельности.
2. Отбираются конкретные идеи из накопленного материала. Отбор осуществляется по разным критериям в зависимости от конкретной ситуации:
· стратегические перспективы в позиции на рынке (с товаром А можно завоевать 10% рынка, а с товаром Б – 25%);
· длительность периода внедрения идеи – период от ее возникновения до момента передачи потребителю товара (для реализация идеи А потребуется 6 мес., идеи Б – 1,5 мес.);
· необходимый капитал и возможности его получения (идея А требует 100 тыс. руб., которыми предприниматель обладает; идея Б – 1 млн руб., 900 тыс. из которых будет составлять заемный капитал);
· эффективность идеи (рентабельность);
· степень доступности оборудования, необходимого для организации производства (для реализации идеи А надо закупить оборудование за рубежом, для идеи Б оно может быть приобретено в том же регионе, где действует предприниматель);
· доступность необходимого сырья в достаточном объеме;
· наличие рабочей силы нужного профиля и достаточного уровня классификации;
· и др. показатели (более подробно п.2.);
В результате отбираются только те идеи, которые в современных условиях могут быть практически воплощены. Это не означает, что предприниматель, останавливая свой выбор на какой-то одной идее, отбрасывает все остальные. Нередко неиспользованные в данный момент идеи переходят в банк предпринимательских идей.
3. Предприниматель проводит сравнительный анализ отобранных идей. Решение о выборе лучшей идеи с точки зрения предпринимателя осуществляется в соответствии с теми целями, которые он ставит перед собой.
Когда идея выбрана, предприниматель составляет общую схему ее реализации. Схема составляется в таком виде, чтобы была возможность ее осмыслить, время от времени возвращаясь к ней. Пример схемы реализации идеи по изготовлению продукции дан на рисунке 1. Когда общая схема реализации идеи продумана, предприниматель должен еще раз проверить цепочку необходимых действий – все ли в нее включено. Редко у предпринимателя сразу находятся решения по всем позициям схемы. В таком случае он обозначает на схеме ту позицию, которая требует дополнительного решения, и в дальнейшем неоднократно возвращается к ней, уточняет ее.
Рисунок 1. Общая схема реализации идеи по изготовлению продукции
Обозначение этапов схемы:
1– какую технологию выбрать и как организовать обеспечение производства технической документацией;
2 – как будут размещаться производственные мощности (где будет располагаться производство, в каких помещениях и на каких условиях эти помещения могут быть использованы предпринимателем – покупка, аренда и т. д.);
3– какую технику (машины, оборудование и т.д.) требуется приобрести для организации производственного процесса и где она может быть приобретена;
4 – какое сырье потребуется для организации производства, где и у кого оно может быть приобретено;
5 – какие вспомогательные материалы будут необходимы и где они могут быть приобретены;
6 – какие специалисты будут нужны для организации производственного процесса и на каких условиях эти специалисты и работники могут быть привлечены;
7 – кто конкретно будет возглавлять работу, связанную с реализацией идеи (проекта);
8 – где и на каких условиях могут быть получены средства для вложения в основной и оборотный капитал;
9 – какая система управления производством может быть избрана для проекта;
10 – кто конкретно будет отвечать за подготовку детального плана реализации проекта;
11 – как будет организовано складирование готовой продукции;
12 – какую систему сбыта готовой продукции следует избрать, кто будет ее потребителем, и на каких условиях будет осуществляться ее передача потребителю (организация собственной торговой сети, оптовые поставки в кредит или за наличные и т. д.);
13 – кто конкретно будет отвечать за реализацию готовой продукции.