Конспект лекций по «Методике преподавания экономики»

  1. Сущность и предмет методики преподавания экономики.
  1. Цели и задачи дисциплины:
  1. Роль и значение методики преподавания экономики Сущность и факторы успеха педагогического процесса.
  1. Основные слагаемые педагогического процесса.
  1. Понятие и важнейшая задача обучения.
  1. Принципы обучения экономическим дисциплинам.
  1. Сущность современных методов обучения экономическим дисциплинам.
  1. Классификация методов обучения
  1. Принцип научности и практической направленности учебного процесса
  1. Принцип доступности обучения.
  1. Формы учебного процесса. Система форм высшего экономического образования в Украине.
  1. Методика преподавания как современный механизм повышения качества экономического образования.
  1. Сущность и цели наглядности в преподавании.
  1. Формы наглядности, используемые в учебном процессе:
  1. Методические требования к наглядному обучению.
  1. Методические особенности преподавания экономических дисциплин.
  1. Современные проблемы организации экономического образования в Украине. Основные позиции Болонского процесса.
  1. Система учебных заведений и уровни подготовки специалистов по экономике.
  1. Экономическое мышление как цель экономического образования.
  1. Формирование экономического мышления.
  1. Взаимосвязь экономического мышления и поведения человека.
  1. Влияние экономической культуры на воспитание и образование.
  1. Научно-методическое обеспечение преподавания экономических дисциплин.
  1. Источники экономической информации.
  1. Особенности экономической информации
  1. Методика работы с экономическими источниками.
  1. Базовые экономические знания как инструменты экономического мышления.
  1. Методические пути развития креативности и инновацийности экономического мышления и поведения.
  1. Методические приемы активизации восприятия учебного материала студентами.
  1. Активизация обучения как педагогическая проблема.
  1. Активные и интерактивные методы обучения.
  1. Основные этапы работы преподавателя над лекцией и уроком по экономике.
  1. Особенности использования межпредметных связей при изучении экономических дисциплин.
  1. Основное назначение лекций и уроков по экономическим дисциплинам.
  1. Особенности семинарских и практических занятий как форм обучения.
  1. Методические рекомендации к проведению практических и семинарских занятий.
  1. Методическая карта урока как форма подготовки к проведению занятия.
  1. Метод конкретных ситуаций в системе экономического обучения.
  1. Дискуссия как метод группового теоретического обучения и практического решения экономических проблем.
  1. Методика проведения «мозгового штурма».
  1. Психолого-методические особенности работы в малых группах.
  1. Методика проведения тренингов в экономическом обучении.
  1. Классификация тренинговых занятий.
  1. Роль ТСО в современном учебном процессе.
  1. Сущность дистанционного обучения.
  1. Сущность и значение научно-исследовательской работы студентов (НИРС).
  1. Практическая подготовка к профессиональной экономической деятельности в высших учебных заведениях.
  1. Основы организации и руководства самостоятельной работой студентов при изучении экономических дисциплин.
  1. Консультации и их роль в управлении самостоятельной работы студентов.
  1. Контроль и оценивание как учебно-методическая проблема при изучении экономических дисциплин.
  1. Кредитно-модульная система оценивания знаний.
  1. Тест как форма обучения, контроля и оценивания знаний.
  1. Концепция экономического образования в Украине.
  1. Организация изучения экономики в средней школе.
  1. Методика преподавания экономических дисциплин в вузах.
  1. Цель подготовки специалистов по экономике.
  1. Содержание и место самостоятельной работы преподавателя экономических дисциплин.
  1. Педагогическое мастерство преподавателя экономических дисциплин.
  1. Определяющие черты личности педагога.
  1. Оценивание компетентности преподавателей экономических дисциплин.



  1. Сущность и предмет методики преподавания экономики.


Понятие «методика» означает путь исследования, теория, учение. Методика – отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения определенному учебному предмету. Методика преподавания – учение о методах обучения и воспитания. Это наука имеет свою практику, теорию, методологию.

^ Предмет методики преподавания – процесс обучения обучаемых, его закономерности. Методика разрабатывает: 1) средства, способы и организационные формы учебно-воспитательного процесса; 2) нормативные требования к деятельности педагогов.

Методика преподавания - это синтез современных исследований из комплекса экономических дисциплин, экономической и педагогической психологии и современных технологий учебы относительно конкретной отрасли знаний. Методика преподавания экономических дисциплин - это своеобразный мост между экономической информацией и психолого-педагогической подготовкой преподавателей. Поэтому преподавать ее могут те, кто имеет и экономическую, и педагогическую подготовку.

Дидактичные методы - это теоретические установки и принципы обучения, которые в зависимости от специфики каждой экономической дисциплины и стиля преподавания используются в качестве соединение методических приемов и средств преподавания информации.



  1. Цели и задачи дисциплины:


Методика преподавания - это современный механизм реализации заданий модернизации и активизации изучения экономических дисциплин в условиях создания инновационной информационной образовательной среды, движущая сила повышения качества економичческого образования в Украине. Основными задачами МПЭ являются:


  • Овладение как общими закономерностями обучения и воспитания, так и их спецификой для экономических учебных курсов;

  • Изучение путей и средств обучения экономическим дисциплинам на высоком уровне;

  • Освоение современных методик подготовки и проведения учебных занятий;

  • Углубление навыков преподавателя по руководству самостоятельной работой студентов;

  • Обеспечение единства обучения и воспитания в учебном процессе. Сущность педагогической позиции воспитателя должна быть скрыта от воспитанников, не должна выступать на первый план. Ученики не любят, когда им бесконечно говорят о пользе воспитания, морализуя каждое замечание.

  1. Роль и значение методики преподавания экономики в современных условиях возрастает. Это поясняется рядом факторов:

    • Любой специалист выступает не только исполнителем, но и творцом, следовательно он должен уметь квалифицированно и четко довести свои идеи и замыслы до подчиненных и коллег.

    • Экономическое, идеологическое, политическое настолько переплелись, что очень важно уметь выделять и разрабатывать экономичекие задачи.

    • Экономическая практика нуждается в теоретическом обосновании и теоретически подкованных специалистах.

    • Право преподавать должно подкрепляться соответствующей профессиональной психолого-педагогической подготовкой.


(Дополнительно см. вопрос 13)



  1. Сущность и факторы успеха педагогического процесса.


Педагогический процесс – синтез двух его сторон – учения и преподавания. Учение – целенаправленная деятельность обучаемых, нацеленная на усвоение системы знаний, приобретение умений и навыков для последующего применения их на практике. Преподавание – управление познавательной деятельностью обучаемых с целью усвоения ими знаний, приобретения умений и навыков (квалификации). Исходя из этого, выделяется три фактора успеха педагогического успеха: 1) чему обучают; 2) кто и как обучает; 3) кого обучают. Во-первых, успех учения зависит от доступности материала к пониманию, содержания материала, объема и системы преподавания. Во-вторых, успешность зависит от опыта, знаний, методического мастерства педагога, его личностных характеристик. В-третьих, - от контингента обучаемых (индивидуальных характеристик психического развития обучаемого, социально-психологический климат коллектива).



  1. Основные слагаемые педагогического процесса.

  1. формирование у обучаемых положительного отношения к обучению;

  2. возбуждение интереса к изучению данной учебной дисциплины;

  3. обучение умению учиться;

  4. побуждение к стремлению самостоятельно обучаться;

  5. воспитание в процессе обучения.

  1. Понятие и важнейшая задача обучения.


Обучение – социальный процесс, т.к.:


  • Обе стороны процесса – люди;

  • Одна из ведущих форм социальной деятельности человечества;

  • Это целенаправленный процесс на основе социальных потребностей человечества.


Обучение – процесс взаимосвязанной деятельности обучаемого и обучаемых. Обучающий преподает, обучаемый учится.

Основной задачей учебного процесса является овладение знаниями. Это сложный многоуровневый процесс. Три уровня овладения знаниями, обеспечивающие прочные знания:


  1. знание знакомство – использование прежде известной информации;

  2. знание-репродукция – возможность пересказа услышанного, увиденного или прочитанного без анализа и выводов;

  3. знание трансформация – самостоятельный анализ информации и формирование на основе этой информации знаний, умений, навыков.

  1. Принципы обучения экономическим дисциплинам.


При всей свободе творчества педагог должен придерживаться важнейших требований методики, выделенных как принципы обучения. ^ Принципы определяют требования к содержанию, организации и методике процесса обучения. Система принципов следующая:

- принцип научности преподавания – научное изложение материала с учетом последних достижений, аргументированный отказ от устаревших экономических концепций и взглядов;

- принцип практической направленности – учебного процесса подразумевает раскрытие особенностей развития экономики в современных условиях, использование практических наработок в области учебного курса, психологическую подготовку к будущей практической работе;

- принцип систематичности и последовательности изложения материала;

- принцип доступности обучения по глубине, объему и наглядности с учетом экономической грамотности обучаемых;

- принцип наглядности;

- принцип коллективизма и индивидуального подхода к обучению, учитывающий индивидуальные особенности обучаемых (успевающих и отстающих).



  1. Сущность современных методов обучения экономическим дисциплинам.


Цели обучения успешно и рационально достигаются, если применяются соответствующие методы обучения.

^ Метод обучения – способ совместной деятельности преподавателя и обучаемого в образовательных целях. Различают методы обучения по:

-источнику передачи знаний (словесные, наглядные, практические);

-степени участия субъектов образовательного процесса в создании учебного материала (академический, активный, интерактивный);

-способу передачи информации в учебном процессе (прямое, исследование, моделирование, совместное).



  1. Классификация методов обучения.


По источнику передачи знаний различают следующие методы:


  1. устное изложение материала – метод воздействия преподавателя на обучаемых словом (рассказ, объяснение, инструктирование, лекция);

  2. обсуждение изучаемого материала – повторение и изучение прошлого материала, а также получение новых дополнительных знаний (беседа, классно-групповое занятие, семинар, собеседование, конференция, дискуссия);

  3. наглядный метод– организация занятия с использованием иллюстративного материала (плакаты, картины, таблицы, диаграммы, схемы, графики, слайды, телепередачи);

  4. практическая работа – метод практических учебных действий, требующих знаний, умений, навыков, подготовки (упражнения, лабораторные работы, деловые игры, метод конкретных ситуаций или «кейс-метод», метод учебного проектирования);

  5. самостоятельная работа (групповая или индивидуальная).


По степени участия субъектов образовательного процесса в создании учебного материала:


  1. академический – знания, навыки передаются от преподавателя к обучаемым в готовом виде;

  2. активный – «добывание» знаний посредством самостоятельной работы обучаемого;

  3. интерактивный – получение нового учебного знания происходит посредством совместной работы участников познавательного процесса.


По способу передачи информации различают:


  1. прямое обучение – преподаватель в доступной форме последовательно излагает основные понятия, законы и принципы предмета;

  2. исследование – вовлечение обучающихся в проблемную ситуацию и самостоятельный поиск ответов;

  3. моделирование – участие в схематическом представлении реальных жизненных ситуаций;

  4. совместное обучение – работа обучающихся в группах над определенной частью учебного материала.

  1. Принцип научности и практической направленности учебного процесса реализуется по следующим направлениям:

  • Изложение смысла и практического предназначения дисциплины;

  • Научное изложение материала с учетом последних достижений и взглядов как отечественных, так и зарубежных;

  • Аргументированный отказ на основе анализа от устаревших концепций и взглядов;

  • Научная организация всего учебного процесса;

  • Раскрытие особенностей, динамики и тенденций развития экономики в современных условиях;

  • Определение места и роли данной специальности в современной экономической жизни;

  • Использование последних практических наработок в области учебного курса.

  1. Принцип доступности обучения.


До начала проведения занятий педагог обязан определить уровень общей и экономической грамотности и подготовленности слушателей, ознакомиться со всей программой обучения и местом своей дисциплины в ней.

Педагог должен излагать материал доступный обучаемым по содержанию, объему информации и наглядности с учетом их возрастных особенностей и специализации учебного заведения. При этом необходимо придерживаться требований типовой программы высшей школы, не упрощая и не усложняя уровень подачи материала.



  1. Формы учебного процесса. Система форм высшего экономического образования в Украине.


Формы учебного процесса подразделяются на:


  • Общие, используемые всеми учебными заведениями, подразделяются на: 1) учебно-плановые, отражающихся в учебном плане, расписании (лекции, уроки семинары, практические занятия, контрольные и самостоятельные работы); 2) внеплановые (конференции, симпозиумы, экскурсии, встречи с интересными людьми, факультативы, конкурсы, соревнования).

  • Специфические: работа на компьютере, производственная практика, деловые игры, работа творческих коллективов.


Система форм высшего экономического образования:


    • лекции;

    • семинары, практические занятия;

    • работа на компьютере;

    • индивидуальное собеседование;

    • рефераты, контрольные, курсовые работы;

    • самостоятельная работа студентов;

    • деловые игры;

    • теоретические конференции;

    • консультации преподавателей;

    • производственная, педагогическая, преддипломная практика;

    • зачеты, экзамены.

  1. Методика преподавания как современный механизм повышения качества экономического образования.


Методика преподавания экономических дисциплин (МПЭ) – фактор повышения качества экономического обучения и образования в целом. МПЭ синтезирует в себе не только базовые экономические знания и закономерности, но и психологические и социально-политические закономерности восприятия этих знаний.

Основная проблема МПЭ – каким образом обучить экономике разные возрастные группы населения, как интересно и результативно передать обучаемым экономические знания, навыки и умения.

Качество успеха процесса обучения зависит от того, как передать тот или иной учебный материал и насколько серьезным и профессиональным будет результат обучения. Важный методический подход в обучении проявляется в формировании у учащихся потребности учиться. В процессе обучения экономике можно организовать работу обучаемых по решению проблемных ситуаций, а также самостоятельной исследовательской деятельности.

Современная система подготовки конкурентоспособных специалистов по экономике требует усовершенствования системы оценивания навыков и умений, которые лучшим образом проявляются не при оценке качества усвоения понятийно-категориального аппарата и навыков решения типовых экономических заданий, а при проведении интерактивных занятий. Применение интерактивных методик позволяет активизировать возможности учащихся. Современная культура обучения должна помочь людям раскрыть свои таланты, не только информировать учащихся, но и научить их применять экономическую информацию в практической жизни.



  1. Сущность и цели наглядности в преподавании.


Наглядность в преподавании – комплекс педагогических мероприятий и средств, воздействующих на различные органы чувств обучаемых: на зрение, слух, обоняние, вкус осязание. Наглядное обучение построено на конкретных образах.

Цели:


  1. формирование правильных представлений об изучаемом с помощью воздействия на психику обучаемых;

  2. активизация мыслительных процессов и учебной активности.


Наглядность содействует развитию внимательности в той мере, в которой она стимулирует процесс мышления. Наглядный образ предмета может сам по себе привлечь внимание, но цель использования наглядности заключается в том... чтобы на определенном этапе познания обучаемые перешли от образа к обобщению.



  1. Формы наглядности, используемые в учебном процессе:


- внутренняя – опора на прежние, отложившиеся в сознании образы;

- внешняя – состоит из естественных или специально созданных для обучения экспонатов в натуральном или условном виде.

По видам внешняя наглядность подразделяется на натуральную, словеснообразную и изобразительную. Натуральная – использование предметов, экспонатов такими, какие они есть в действительности. Словеснообразная – использование художественных образов, ярких сравнений. Изобразительная – применение искусственно созданных пособий, заменяющих реальные предметы.

Изобразительная делится на:


  • Образные средства (портреты, фотографии, картины)

  • Условные средства (схемы, плакаты, таблицы, классная доска)

  • Экранные средства (слайды, диафильмы, кинофильмы, мультимедийные)

  • Звуковые средства (аудиозаписи)


Экранные и звуковые получили название – технические средства обучения (ТСО).



  1. Методические требования к наглядному обучению.


К требованиям наглядного обучения относятся:

1) не допускается использовать более 20 минут и 30 элементов наглядности в 2х часовой лекции по экономической дисциплине;

2) наглядность эффективна в сочетании со словом преподавателя;

3) учебный кинофрагмент сработает результативно, если будет продолжаться не менее 2 и не более 8 минут.



  1. Методические особенности преподавания экономических дисциплин.


Методическая теория выдвигает следующие особенности преподавания экономических дисциплин:


  • Необходимость аргументации и доказательности экономических процессов.

  • Привлечение статистических материалов, сравнительных таблиц и графиков

  • В процессе преподавания экономических дисциплин в качестве иллюстраций постоянно используются цифры и факты из практики.


Т.о. в преподавании экономических дисциплин используются следующие методы: Статистический (сравнительный анализ, математический, графических изображений); соцопрос (анкетирование, интервью).



  1. Современные проблемы организации экономического образования в Украине. Основные позиции Болонского процесса.


На систему образования Украины влияют мировые изменения в экономике и образовательном процессе, а также происходят изменения в характере труда (больше внимания уделяется интеллектуальному творчеству и инновационности), меняется экономическая деятельность (техническая база, и организационные формы), что предъявляет новые требования к квалификации работников, к подготовке специалистов новых профессий.

Суть Болонского процесса заключается в формировании общеевропейской системы высшего образования. В основе Болонского процесса выделяется шесть основных позиций:


  1. ^ Введение двух циклов обучения. Первый цикл для получения степени бакалавра с продолжительностью обучения 3-4 года. Второй цикл для получения степени магистра (через 1-2 лет обучения после бакалаврата) или для получения степени доктора (на условиях общей продолжительности обучения в течение 7-8 лет с научно-исследовательской разработкой по специальности).

  2. ^ Введение кредитной системы, предусматривающей введение единой системы учета учебной работы в кредитах (на смену системы учета в часах).

  3. Контроль качества образования. Оценка качества образования основывается не на продолжительности или содержания обучения, а на тех знаниях, которые приобрели ученики.

  4. Расширение мобильности студентов и преподавательского состава, а также изменение национальных законодательных актов в области трудоустройства иностранцев.

  5. Обеспечение трудоустройства выпускников на европейском рынке труда.

  6. Обеспечение привлекательности европейской системы образования. Одна из задач Болонского процесса – привлечение в Европу большого количества студентов с других континентов мира.


Современные требования к качеству экономического образования и присоединение к европейскому образовательному простору связано с изменением системы образовательного процесса. Присоединение Украины к Болонскому процессу выдвигает необходимость продумать стратегию и тактику этого перехода. При этом эксперименте необходимо сохранить все позитивное, что имеется в отечественной культуре обучения.

В условиях конкуренции государственных и частных ВУЗов возрастают требования к качеству подготовки специалистов.



  1. Система учебных заведений и уровни подготовки специалистов по экономике.


Уровни обучения экономике с учетом возрастных особенностей учеников и студентов, обсуждаются в Концепции экономического образования. Обучение на каждом уровне направлено на изучение экономики, но отличается заданиями, содержанием базы знаний, методикой преподавания.

Система образования в Украине – комплекс учебных заведений, научных, научно-методических предприятий, государственных и местных органов управления образованием и органов самоуправления в области самообразования.

В Украине установлены следующие образовательные уровни


  • Полная общеобразовательная школа – дает основы экономических знаний (среднее образование);

  • Учебные заведения 1го и 2го уровня аккредитации – училища, техникумы, колледжи – выпуск младших специалистов (прфессионально-техническое образование);

  • Учебные заведения 3го и 4го уровня аккредитации – колледжи, институты, университеты – выпуск бакалавров, магистров (высшее образование);

  • Аспирантура – подготовка кандидатов экономических наук;

  • Докторантура – доктор экономических наук.

  1. Экономическое мышление как цель экономического образования.


Экономика меняется с изменением нашего мышления.

А.Энштейн.

Все граждане обладают определенным экономическим мышлением, т.е. совокупностью взглядов на экономику, ибо каждый человек прямо или косвенно связан с хозяйственной деятельностью и ее результатами. Экономическое мышление подразделяется на два основных типа – 1) обыденное мышление, формирующееся на основе жизненных наблюдений человека; 2) научное – предполагает высокий уровень познания закономерностей развития экономики.

Экономическое мышление формирует экономическое мировоззрение и отношение как положительное, так и отрицательное к процессам происходящим в экономике, что влияет на поведение человека.

Как известно, рыночная экономика нуждается в людях с новым способом экономического мышления. Если смотреть на экономическое мышление как на цель економического образования, то следует отметить, что система образования включает в себя набор знаний и навыков, опыт творческого мышления и социально-экономического общения. На основе развития экономически развитой личности, выявляется ее способность к саморазвитию, самообразованию, умению получать новые знания и использовать их в социально-економичних условиях, которые постоянно изменяются. Поэтому экономическое мышление - не просто багаж экономических знаний, а способность их усвоить, использовать в практической жизни, иначе говоря, это - формирование модели экономического поведения.

Украинское общество испытывает потребность в высококвалифицированных специалистах в области экономики, поэтому экономическое образование нацелено на подготовку специалистов, способных анализировать экономическую информацию, разрешать проблемные экономические ситуации, разрабатывать экономические концепции и использовать экономические знания на практике.

Наши рекомендации