Вопрос 2. Безналичные расчеты предприятия.
Безналичные расчеты – это денежные расчеты, осуществляемые путем записей по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя. Безналичные расчеты организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований, предъявляемых к их организации.
Безналичные расчёты, заменяя оборот наличных денег, уменьшают потребности в них, ускоряют оборот средств, сокращают издержки производства, способствуют накоплению и аккумулированию денежных средств, облегчают их перераспределение через финансово–кредитную систему.
Для осуществления операций по основной деятельности клиенту банка – предприятию открывается расчетный счет.
Расчетные счета открываются юридическим лицам, осуществляющим коммерческую деятельность независимо от формы их собственности.
Владелец расчетного счета имеет полную экономическую и юридическую самостоятельность, выступает самостоятельным плательщиком всех причитающихся с него платежей в бюджет, самостоятельно вступает в кредитные взаимоотношения с банком и может совершать любые операции, связанные с производственной и инвестиционной деятельностью, не противоречащие действующему законодательству.
Филиалам, представительствам, отделениям и другим обособленным подразделениям предприятия, расположенным вне места его нахождения как юридического лица, открываются субрасчетные счета, которые используются, как правило, для аккумулирования выручки с целью последующего перечисления на основной расчетный счет предприятия.
Открытие расчетного счета в банке сопровождается заключением между предприятием и банком договора банковского счета, в котором фиксируются взаимные права и обязательства сторон, их ответственность за проведение операций по счету.
При этом банк берет на себя обязанность по комплексному расчетно–кассовому обслуживанию клиента, в частности:
· проведение расчетов клиента;
· выдачу ему денежных и расчетных чековых книжек;
· обеспечение сохранности денежных средств, поступивших на счет и др.
Предприятие, в свою очередь, обязуется:
· оформлять свои платежно–расчетные операции в соответствии с нормативными документами;
· предоставлять в банк в установленные сроки бухгалтерскую и статистическую отчетность;
· уведомлять банк в установленные сроки об изменении своего правового статуса, замене лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, изменении своего юридического адреса и т. п.
Платежи по счету осуществляются в пределах имеющихся на них сумм.
Способы исполнения через банк денежных обязательств предприятий – формы расчетов – представляют собой совокупность взаимосвязанных элементов, к числу которых относятся способ платежа и соответствующий ему документооборот.
В соответствии с действующим российским законодательством выделяются следующие формы безналичных расчетов:
· расчеты платежными поручениями;
· расчеты по аккредитиву;
· расчеты чеками;
· расчеты по инкассо;
· расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
Форма расчетов между плательщиком и получателем средств определяется ими самими в хозяйственных договорах. Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов, которые представляют собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или, в установленных случаях, электронного платежного документа распоряжение:
· плательщика – о списании денежных средств со своего счета и перечислении их на счет получателя;
· получателя (взыскателя) – на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление их на счет, указанный получателем платежа.
К расчетным документам относятся:
· платежные поручения;
· платежные требования–поручения;
· инкассовые поручения
· аккредитивы;
· чеки.
Рассмотрим специфику осуществления безналичных расчетов по некоторым из форм безналичных расчетов.
Платежное поручение – письменное распоряжениепредприятия–владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку перевести указанную в данном распоряжении сумму лицу, обозначенному в качестве получателя денежных средств на его (получателя) счет, открытый в этом или другом банке. Расчеты с использованием платежных поручений – наиболее распространенная на практике форма безналичных расчетов, современные банковские технологии позволяют проводить электронные платежи «день в день». Основной отличительный признак этой формы безналичных расчетов заключается в том, что инициатива платежа исходит от плательщика.
При расчетах платежными поручениями банк, принявший поручение к исполнению, обязуется не только списать требуемую сумму со счета клиента, но и обеспечить ее перевод на счет получателя. Т.е. платежное поручение считается надлежаще исполненным банком, когда денежные средства поступят на счет получателя.
С помощью платежных поручений совершаются расчеты как по товарным, так и по нетоварным операциям. При этом все нетоварные платежи совершаются исключительно платежными поручениями.
Платежное требование–поручение – это расчетный документ, требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных ему расчетных и отгрузочных документов стоимость поставляемой по договору продукции, выполненных работ, услуг. Это также достаточно распространенная форма безналичных расчетов. Ее особенность состоит в том, что инициатива в осуществлении платежа исходит от получателя платежа, а не от предприятия, обязанного произвести денежный расчет за уже отгруженные товары (работы, услуги). Для применения данной формы расчетов стороны сделки о приобретении товаров (работ, услуг) должны предусмотреть возможность ее использования в договоре.
Платежное требование–поручение как фopмa paсчeтoв yдoбнa пoкyпaтeлю, пocкoлькy oнa пpoизвoдитcя тoлькo пocлe oтгpyзки тoвapa. B cлyчae, ecли пoлyчeнный тoвap нe cooтвeтcтвyeт кaким–либo xapaктepиcтикaм, yкaзaнным в дoгoвope, пoкyпaтeль имeeт пpaвo oткaзaтьcя oт aкцeптa тpeбoвaния.
Для пpoдaвцa плaтeжнoe тpeбoвaниe–пopyчeниe имeeт двa cyщecтвeнныx нeдocтaткa:
· oтcpочкa пoлyчeния плaтeжa;
· пoкyпaтeль мoжeт oткaзaтьcя oт oплaты тoвapa или к мoмeнтy pacчeтoв oкaзaтьcя нeплaтeжecпocoбным.
Поэтому данную фopмy pacчeтoв peкoмeндyeтcя иcпoльзoвaть тoлькo тoгдa, кoгдa пocтaвщик тoвapa yвepeн в xopoшeм финaнcoвoм пoлoжeнии пoкyпaтeля.
Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.
Инкассовые поручения применяются:
· в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством;
· для взыскания по исполнительным документам;
· в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.
Действующее законодательство предусматривает, что списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента. Вместе с тем имеется ряд платежей, которые могут производиться без согласия плательщика. В настоящее время это платежи:
· на основании исполнительных листов судов, приказов арбитража, исполнительных надписей, учиненных нотариусом;
· на основании распоряжений финансовых и налоговых органов о взимании недоимок, пени, штрафов по платежам в бюджет;
· платежи за ряд коммунальных услуг потребителей – юридических лиц (кроме жилищно–коммунальных предприятий и бюджетных организаций), а именно: платежи за услуги связи, за отпускаемую электроэнергию и тепловую энергию, услуги водоснабжения и водоотведения;
· платежи, совершаемые в безакцептном порядке со счета клиента в случаях, предусмотренных договором банковского счета. Например, платежи банку за расчетно–кассовое обслуживание клиента, платежи в погашение банковских кредитов и процентов но нему и другие платежи по требованиям кредиторов.
Принудительное списание средств со счета плательщика производится на основании распоряжений взыскателей платежей, либо инкассовых поручений получателей платежей.
Аккредитив – поручение банка плательщика, банку получателя средств, производить по распоряжению и за счет средств клиента платежи физическому или юридическому лицу в пределах обозначенной суммы и на условиях, указанных в поручении. Аккредитивная форма расчетов применяется в расчетах только между юридическими лицами – за отгруженные товары, выполненные работы, оказанные услуги.
Это форма расчетов, которая является обещанием банка выплатить поставщику товара (продавцу) за счет покупателя определенную сумму в согласованной валюте, если продавец представит в установленный срок документы, предусмотренные в аккредитиве. Через банк, который здесь действует как посредник между продавцом и покупателем, после ряда операций осуществляется платеж: против представления соответствующих документов продавец получает от банка предусмотренную в аккредитиве сумму.
Аккредитив считается, с одной стороны, сложной и дорогой для предприятия формой безналичных расчетов. С другой стороны, – самой безопасной формой расчетов между предприятиями, особенно при установлении новых партнерских отношений или при осуществлении предприятием внешнеэкономической деятельности. Расчет аккредитивами идет, как правило, под контролем банков и практически исключает невыполнение условий по заключенным контрактам, как поставщика продукции, так и покупателя. Благодаря аккредитиву продавец не зависит от платежеспособности покупателя и его готовности платить, а сразу же после отгрузки товара может получить за него деньги.
Расчет по одному аккредитиву осуществляется только с одним получателем средств. Срок действия аккредитива и его сумма со стороны банка не регламентируются, а устанавливаются в договоре между поставщиком и покупателем. В отличие от других форм безналичных расчетов аккредитивная форма гарантирует платеж поставщику либо за счет депонированных собственных средств покупателя, либо за счет средств его банка.
Банками могут открываться следующие виды аккредитивов:
· покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные);
· отзывные или безотзывные.
Покрытым считается аккредитив, при котором плательщик предварительно депонирует средства для расчетов с поставщиком. Непокрытый – это аккредитив, по которому платежи поставщику гарантирует банк. В этом случае плательщик обращается в свой банк с ходатайством выставить для него гарантированно аккредитив. Указанное ходатайство банк–эмитент удовлетворяет, как правило, в отношении платежеспособных, первоклассных клиентов и при условии установления между ним и исполняющим банком прямых корреспондентских отношений.
Каждый аккредитив должен ясно указывать, является ли он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания считается, что аккредитив отзывной. Особенность отзывного аккредитива в том, что он может быть изменен или аннулирован банком–эмитентом (по указанию покупателя) без предварительного согласования с поставщиком. Однако исполняющий банк обязан оплатить документы, выставленные поставщиком и принятые его банком до получения последним уведомления об изменении или аннулировании аккредитива. Безотзывной аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт.
Необходимо заметить, что доля аккредитивной формы в расчетах значительно скромнее по сравнению с платежными поручениями и платежными требованиями–поручениями. Однако именно аккредитив незаменим в случае, когда покупатель и продавец совершают разовую сделку и имеют ограниченную информацию о финансовом состоянии, платежеспособности и добросовестности контрагента по сделке.
Чек как форма безналичного расчета представляет собой ценную бумагу, содержащую ничем не обусловленное распоряжение предприятия–чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы предприятию–чекодержателю.
Чек оплачивается плательщиком за счет денежных средств чекодателя. Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для его предъявления к оплате.
Различают денежные чеки и расчетные чеки. Денежные чеки применяются для выдачи наличных денег в банке, например, на заработную плату, хозяйственные нужды, командировочные расходы, закупки сельхозпродукции и т. д.
Расчетные чеки применяются для безналичных расчетов, и представляют собой ничем не обусловленный приказ чекодателя своему банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Расчетный чек, как и платежное поручение, оформляется плательщиком, но в отличие от платежного поручения чек передается плательщиком поставщику в момент совершения хозяйственной операции, который и предъявляет чек в свой банк для оплаты. Чек действителен в течение 10 дней (не считая дня выписки).
Вексельная форма расчетов представляет собой расчеты между предприятиями за товары и услуги с отсрочкой платежа на основе специального документа – векселя.
Вексель – расчетный документ, представляющий безусловное письменное долговое обязательство строго установленной законом формы, дающее его владельцу (векселедержателю) бесспорное право при наступлении срока требовать от должника уплаты обозначенной в векселе денежной суммы.
Закон различает два вида векселей: простые и переводные.
Простой вексель (соло–вексель) – документ, содержащий простое и ничем не обусловленное обязательство векселедателя (должника) уплатить определенную сумму денег в определенный срок и в определенном месте получателю средств (или по его приказу. Простой вексель выписывает сам плательщик и по существу он является его долговой распиской.
Переводной вексель (тратта) – документ, содержащий безусловный приказ векселедателя (кредитора) плательщику об уплате указанной в векселе денежной суммы третьему лицу или по его приказу.
Предприятие может выполнять с векселями следующие операции:
· использовать вексель в качестве расчетного или накопительного инструмента;
· продавать и покупать векселя;
· акцептовать и авалировать векселя;
· получать вексельные кредиты;
· использовать векселя в качестве залога;
· проводить операции отступного, новаций, мены, уступки прав требований и др.
Взаимозачет – периодический расчет по зачету встречных требований предприятий. Такой взаимозачет применяется, когда несколько предприятий имеют постоянные хозяйственные связи по взаимному отпуску товарно–материальных ценностей. К оплате через банк предъявляется только сумма не зачтенного долга. Для осуществления расчетов между предприятиями составляется соглашение, в котором на одно из них возлагается учет расчетных и зачтенных операций. Это предприятие согласовывает со своими контрагентами порядок расчетов и периодичность проведения зачета платежей. Оно обязано не позднее чем на следующий день по истечении расчетного периода на сумму сальдо, представляемого к зачету представить платежное поручение на перечисление средств получателю или платежное требование, если сумма причитается в его пользу.
Для того чтобы провести зачет взаимных требований (полностью или частично), нужно выполнить три условия:
· встречные требования должны быть однородны;
· срок исполнения требований наступил либо не указан или определен моментом востребования;
· должно быть заявление одной из сторон о зачете.
Однако на практике большинство предприятий составляют двусторонний акт (соглашение) о зачете взаимных требований. Он не имеет унифицированной формы, и стороны могут разработать его самостоятельно.
Товарообменные операции – это сделки, предусматривающие обмен исключительно товарами. В качестве товара в товарообменной сделке может выступать любое имущество организации (основные средства, материалы, готовая продукция, товары и т. д.). Отношения сторон при осуществлении товарообменных сделок регулируются главой 31 ГК РФ «Мена». По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. Обмениваемыми товарами могут быть любые вещи, кроме тех, которые изъяты из оборота или ограничены в обороте. Не могут стать объектом договора мены услуги, работы, права на интеллектуальную собственность или долги организации (дебиторская и кредиторская задолженности).
Контрольные вопросы:
1. Какие виды банковских счетов могут открывать российские предприятия?
2. Почему безналичные расчеты между юридическими лицами более распространены, чем платежи наличными?
3. Может ли предприятие производить реализацию готовой продукции, товаров, услуг населению за наличный расчет?
4. Из какого документа предприятие как клиент банка может получить информацию о состоянии своего счета и движении средств по нему?
5. Какая форма расчетов является наиболее распространенной в России?
6. Примет ли банк платежное поручение от юридического лица, составленное в произвольной форме?
7. В чем преимущества и недостатки аккредитивной формы расчетов?
8. В чем состоят отличия векселей от других форм расчетов?
9. В чем преимущества и недостатки взаимозачетов?
10. Выгодны ли предприятиям товарообменные операции?
Тема 10. Расходы, доходы и финансовые результаты предприятий
Содержание темы:
1. Затраты и расходы предприятия: понятие и виды.
2. Состав затрат на производство и реализацию продукции, виды себестоимости.
3. Доходы предприятия, их классификация.
4. Прибыль: экономическое содержание, функции, классификация.
5. Виды прибыли и взаимосвязь между ними.
6. Планирование, распределение и использование прибыли.
7. Показатели эффективности деятельности предприятия.
Цель и задачи изучения темы: раскрытие механизмов и видов основных финансовых результатов деятельности предприятия, рассмотрение экономического содержания категорий расходы, доходы и прибыль предприятия.