Тема 1. Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности

ЛЕКЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ»

Тема 1. Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности

Цель создания и функционирования предприятия

На всех этапах развития экономики основным звеном является предприятие. Именно на предприятии осуществляется производство продукции, оказываются различного рода услуги, происходит непосредственная связь работника со средствами производства. Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей. Ключевой фигурой рыночных отношений выступает предприниматель. При этом субъектом предпринимательской деятельности может быть как отдельный гражданин, так и объединение граждан.

Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Основные направления организации современного предприятия:

- научная организация производства;

- научная организация труда;

- научная организация управления.

Научная организация производства имеет цель создать оптимальную технологическую систему на предприятии. Это надежно и эффективно функционирующие производственное оборудование и технология, упорядоченные технико-организационные взаимосвязи работников.

Научная организация труда (НОТ) – построение здоровых формальных отношений в коллективе работников, включающее систему мер по созданию условий для высокопроизводительного, эффективного творческого труда. Но возможности НОТ ограничены технологическим состоянием предприятия, его финансовыми и экономическими активами.

Научная организация управления – это система технических, экономических и гуманитарных средств, обеспечивающих целенаправленность воздействия на материальную и человеческую подсистемы предприятия. Она способствует их взаимодействию в целях достижения наилучшего материально-технологического и экономического эффекта.

После принятия решения о создании нового предприятия предстоит пройти ряд обязательных этапов (рис. 1).

Тема 1. Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности - student2.ru

Рис. 1. Порядок создания нового предприятия

За рубежом сложились определенные разновидности, типы предприятий:

- инкубаторы;

- надомный бизнес;

- блошиные рынки;

- предприятия, выполняющие заказы почтой;

- передвижные, или временные, предприятия;

- продажа товаров на вечеринках и во время демонстраций товара.

Инкубатор обеспечивает другим, как правило, малым предприятиям, необходимое состояние делового климата: помещение, оборудование, консультативный совет из специалистов и экспертов и др.

Надомный бизнес должен быть «тихим», не нарушающим правил общежития в данном районе, например, настройка пианино, тренерская работа, работа экскурсовода, услуги по консультированию и т.д.

Блошиные рынки широко распространены в России, хотя называть их так нередко не решаются. Участвовать в этом бизнесе могут как мелкие производители, так и розничные и оптовые торговцы.

Бизнес услуги – почтой. Здесь для получения достаточного количества заказов, обеспечивающих гарантированную прибыль, необходимо охватить значительное число людей.

Передвижные, или временные, предприятия торгуют одеждой, обувью, галантереей, парфюмерией, произведениями искусства и др. Здесь же предлагаются горячие закуски, пироги и прочая снедь. Как правило, эти сооружения арендуются на незначительный или на неопределенный срок.

Торговля на вечеринках и по образцам. По сравнению с другими видами предпринимательской деятельности здесь требуется относительно меньше хлопот и затрат.

Тема 2. Нормативные акты, регламентирующие деятельность предприятий

Тема 3. Среда функционирования предприятия

Франчайзинг

Франчайзинг – система взаимовыгодных партнерских отношений крупного и мелкого предпринимательства, объединяющая элементы аренды, купли-продажи, подряда, представительства. Это самостоятельная форма договорных отношений хозяйствующих субъектов, имеющих статус юридического лица.

Взаимодействие крупного (корпорации, фирмы и т.п.) и мелкого предприятий осуществляется на основе договора франчайзинга, заключаемого между крупным предприятием – франчайзером и мелким – франчайзи (оператором). При этом франчайзер (обычно крупная родительская компания) обязуется снабжать мелкую фирму или бизнесмена, действующих в рамках оговоренной территории, своими товарами, рекламными услугами, отработанными технологиями бизнеса. За это фирма – франчайзи обязуется предоставить компании – франчайзеру услуги в области менеджмента и маркетинга с учетом местных условий, а также инвестировать в эту компанию какую-то часть своего капитала. Франчайзи обязуется иметь деловые контакты исключительно с компанией-франчайзером, а также вести бизнес в соответствии с ее предписаниями.

Почти всегда франчайзи выплачивает единовременный взнос за право пользования на рынке именем и торговой маркой франчайзера. Кроме этого взноса франчайзи и капиталовложений в основные фонды, сделанные им, франчайзер может назначить регулярную плату за рекламу торговой марки, используемую оператором. Плата, как правило, устанавливается в пределах 1-5% выручки. Франчайзер устанавливает также размер отчислений от объема текущих продаж франчайзи, составляющий в среднем 2-3%, но бывает и значительно выше.

Франчайзинг имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества: фирма-франчайзи приобретает некоторую гарантию своего существования, экономит средства на маркетинговых исследованиях, консультациях и других услугах профессионалов; имеет гарантию поставок сырья, материалов, полуфабрикатов; открывает свое дело с меньшим риском; получает советы и поддержку от своего партнера – крупной фирмы.

Весьма очевидна заинтересованность крупных фирм в развитии франчайзинга. Они расширяют сферу сбыта своей продукции, проникая на небольшие рынки, и, следовательно, имеют информацию для быстрого реагирования на изменение спроса, привлекают дополнительный капитал, устанавливают строгий оперативный контроль за качеством продукции и услуг, производимых и реализуемых оператором.

Недостатки: необходимость учета интересов партнера – крупной компании и других держателей акций; необходимость регулярных отчислений не от прибыли, а от объема продаж, что может поставить держателя лицензии в трудные финансовые условия; наличие права у продавца лицензии проверять финансовую документацию, обязательность придерживаться методов ведения бизнеса, изложенных в инструкции партнерской компании, что может ограничивать возможности маневра; выкуп (по требованию компании партнера) всего необходимого оборудования и материалов может ограничить в действиях держателя лицензии.

Международная ассоциация франчайзинга (МАФ) выделяет следующие факторы, которые, по мнению экспертов этой влиятельной организации, создают предпосылки для стремительного роста франшизных систем в начале нового столетия.

1. Выравнивание темпов роста объемов продаж во франшизных сетях традиционных направлений, таких, как быстрое питание, минимаркеты, отели, мотели, аренда автомобилей.

2. Продолжение быстрого роста и агрессивной экспансии сектора услуг в национальных экономиках и мировой экономике в целом.

3. Активные процессы слияний и поглощений, при которых небольшие сети объединяются друг с другом, но в конечном счете поглощаются гигантами бизнеса.

4. Усиление тенденции присоединения независимых малых предпринимателей к франшизным сетям.

5. Глобализация. Франшизные компании, преимущественно американские, в конце XX в. начали активно выходить на мировые рынки.

6. Формирование зрелых концепций и систем управления.

Оборотные средства

Оборотные средства – активы, которые представляют собой совокупность оборотных фондов и фондов обращения в стоимостной форме.

Оборотные производственные фонды – часть средств производства, вещественные элементы которых в процессе труда расходуются в каждом производственном цикле, а их стоимость переносится на продукт труда целиком и сразу. Состоят из трех частей:

1. Производственные запасы – предметы труда, подготовленные для запуска в производственный процесс: сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, горючее, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, тара и тарные материалы, запасные части для ремонта основных фондов.

2. Незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления – предметы труда, вступившие в производственный процесс: материалы, детали, узлы и изделия, находящиеся в процессе обработки или сборки, полуфабрикаты собственного изготовления, не законченные полностью производством в одних цехах предприятия и подлежащие дальнейшей обработке в других цехах того же предприятия.

3. Расходы будущих периодов – невещественные элементы оборотных фондов, включающие затраты на подготовку и освоение новой продукции, которые производятся в данном периоде (квартал, год), но относятся на продукцию будущего периода (например, затраты на конструирование и разработку технологии новых видов изделий, на перестановку оборудования и др.).

Фонды обращения включают готовую продукцию на складах, товары в пути, деньги в кассе и на счетах в банке, дебиторская задолженность.

Соотношение между отдельными элементами оборотных средств, выраженное в процентах, называется структурой оборотных средств.

Наибольшую часть оборотных средств промышленных предприятий составляют товарно-материальные ценности (ТМЦ). Их удельный вес – 75-87%.

По источникам формирования оборотные средства делятся на собственные и заемные.

Собственные оборотные средства – средства, постоянно находящиеся в распоряжении предприятия и формируемые за счет собственных ресурсов (прибыль и др.).

Заемные оборотные средства – кредиты банка, кредиторская задолженность (коммерческий кредит) и прочие пассивы.

Управление персоналом

Управление персоналом – часть менеджмента, связанная с трудовыми ресурсами предприятия и их отношениями внутри фирмы.

Основными целями управления персоналом являются:

- удовлетворение потребности предприятия в кадрах;

- обеспечение рациональной расстановки, профессионально-квалификационного и должностного продвижения кадров;

- эффективное использование трудового потенциала предприятия.

Основными принципами использования персонала фирмы являются:

- соответствие численности работников объему выполняемых работ;

- соответствие квалификации работника степени сложности его трудовых функций;

- обусловленность структуры персонала предприятия объективными факторами производства;

- максимальная эффективность использования рабочего времени;

- создание условий для постоянного повышения квалификации и расширения производственного профиля работников.

Развитие и движение персонала связано с разработкой и реализацией кадровой политики, включающей:

- планирование, привлечение, наем и размещение рабочей силы;

- профессиональное обучение, подготовку и переподготовку работников;

- планирование карьеры, продвижение по службе и высвобождение персонала;

- условия труда и его оплаты, создание благоприятного психологического климата в коллективе.

Производительность труда

Производительность труда – количество продукции, произведенной в единицу рабочего времени.

Тема 1. Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности - student2.ru ,

где q – объем произведенной продукции или выполненной работы; Т – время, затраченное на производство всей продукции, нормо-часов.

Основными показателями производительности труда на уровне предприятия являются показатели выработки (В) и трудоемкости (Тр) продукции.

В зависимости от единицы измерения объема производства различают три метода определения выработки – натуральный, стоимостной и нормированного рабочего времени.

В натуральном выражении выработка измеряется в тоннах, метрах и т. д. Если предприятие выпускает несколько видов однородной продукции, то выработка может быть выражена в условно-натуральных единицах.

В стоимостном выражении выработку на предприятии можно определять по показателям валовой, товарной, реализуемой и чистой продукции в зависимости от области применения данного показателя.

На рабочих местах, в бригадах, участках и цехах, производящих разнородную и незавершенную продукцию, которую невозможно измерить ни в натуральных, ни в стоимостных единицах, показатель выработки определяется в нормо-часах.

Трудоемкость – затраты рабочего времени на производство единицы продукции в натуральном выражении по всей номенклатуре выпускаемой продукции и услуг.

Тема 1. Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности - student2.ru .

В зависимости от состава затрат, включаемых в трудоемкость продукции, выделяют технологическую, производственную и полную трудоемкость, трудоемкость обслуживания производства и управления производством.

Технологическая трудоемкость отражает все затраты труда основных рабочих – сдельщиков и повременщиков.

Производственная трудоемкость включает все затраты труда основных и вспомогательных рабочих.

Трудоемкость обслуживания производства – затраты труда вспомогательных рабочих.

Трудоемкость управления производством – затраты труда служащих.

В составе полной трудоемкости отражаются затраты труда всех категорий промышленно-производственного персонала предприятия.

Налогообложение предприятия

Налогообложение – система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством. Налоги – обязательные, безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Налогообложение предприятий регулируется Налоговым кодексом РФ, федеральными законами о налогах и сборах, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления. Основными налогами, уплачиваемыми предприятиями, являются:

федеральные налоги

- налог на добавленную стоимость (НДС),

- акцизы,

- налог на доходы физических лиц (НДФЛ),

- налог на прибыль,

- государственная пошлина;

региональный налог

- налог на имущество организаций.

Одним из важнейших по размеру ставки и объему поступлений в бюджет является НДС. Добавленная стоимость – разность между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Это косвенный налог. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене товаров и оплачиваются покупателем при покупке. Предприятия, реализующие товары, лишь перечисляют налоговые суммы государству. Объектом обложения НДС являются реализация товаров (работ, услуг), выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, ввоз товаров на таможенную территорию РФ. Плательщиками налога являются организации и ИП.

Также косвенным налогом являются акцизы. Акцизами облагаются товары со значительной разницей между ценой реализации и себестоимостью (винно-водочные изделия, этиловый спирт, табачные изделия, легковые автомобили и т. п.).

НДФЛ– налог на доходы физических лиц (подоходный налог). Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством. Основная налоговая ставка для резидентов РФ составляет на 01.09.2008 – 13 %. НДФЛ включает в себя множество выплат, в том числе в пенсионный фонд, фонд социального страхования и т.д.

Основное влияние на формирование финансовых ресурсов предприятия и их использование оказывает налог на прибыль. Объектом налогообложения является валовая прибыль, представляющая собой сумму:

1) прибыли от реализации продукции (работ, услуг);

2) прибыли от прочей реализации (ОПФ, иного имущества);

3) доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по ним.

Государственная пошлина – сбор, взимаемый с лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам.

Налог на имущество организаций: объектом налогообложения являются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе предприятия. Основные средства и нематериальные активы для целей налогообложения учитываются по остаточной стоимости. Максимальная ставка – 2,2%. Налог относится на финансовые результаты деятельности.

Управление запасами

Предметом изучения логистики являются материальные потоки – динамическая совокупность товарно-материальных ценностей на всех этапах логистической цепи. Материальный поток в данный, конкретный момент времени представляет собой материальный запас – статическую совокупность товарно-материальных ценностей.

Материальные запасы являются одним из наиболее дорогих активов большинства фирм и отвлекают до 40% всех финансовых ресурсов. Несмотря на значительные суммы, расходуемые на поддержание запасов, ни одно предприятие не может без них обойтись. Это связано с возможными потерями от:

- недозагрузки или простоев производственных мощностей;

- возможных потерь потенциальных потребителей из-за отсутствия в достаточном количестве готовой продукции.

Товарно-материальные запасы всегда считались фактором, обеспечивающим безопасность и устойчивость предприятия в целом.

Однако за необоснованно большими запасами зачастую скрывается неумение эффективно организовать производственные процессы. Это своего рода плата за собственную неорганизованность, неритмичность, недостаточную компетентность. Поэтому главная цель управления запасами – планирование и поддержание их минимально достаточного количества.

Выделяют две основные группы запасов – производственные и товарные запасы. Производственные запасы – предметы труда, поступившие к потребителю, но еще не использованные и не подвергнутые переработке. Они предназначены для производственного потребления и должны обеспечивать бесперебойность производственного процесса. Производственные запасы учитываются в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях.

Товарные запасы – запасы готовой продукции, а также запасы в каналах распределения. Они необходимы для бесперебойного обеспечения потребителей материальными ресурсами.

В свою очередь, производственные и товарные запасы подразделяются на текущие, подготовительные, гарантийные, сезонные и переходящие.

Текущие запасы обеспечивают непрерывность производственного или торгового процесса между двумя поставками.

Подготовительные запасы (или буферные запасы) выделяются из производственных запасов при необходимости дополнительной их подготовки перед использованием в производстве (например, сушка леса). Подготовительные запасы товарных средств производства формируются в случае необходимости подготовить материальные ресурсы к отпуску потребителям (например, для развеса и упаковки).

Гарантийные запасы (или страховые запасы) предназначены для непрерывного снабжения потребителя в случае непредвиденных обстоятельств: отклонения в периодичности и в величине партий поставок от запланированных, изменения интенсивности потребления, задержки поставок в пути. В отличие от текущих запасов размер гарантийных запасов – величина постоянная.

Сезонные запасы образуются при сезонном характере производства продуктов, их потребления или транспортировки. Сезонные запасы должны обеспечить нормальную работу организации во время сезонного перерыва в производстве, потреблении или транспортировке продукции.

Переходящие запасы – остатки материальных ресурсов на конец отчетного периода. Они предназначаются для обеспечения непрерывности производства и потребления в отчетном и следующем за отчетным периоде до очередной поставки.

Системы управления запасами

Для обеспечения потребителя материальными ресурсами в необходимом количестве и в необходимое время решаются следующие основные задачи:

- выбор системы поставок запасов;

- определение размеров всех видов запасов;

- определение интервалов времени пополнения запасов;

- учет запасов.

На практике применяются две основные системы поставок запасов – система поставок с фиксированным размером заказа и система поставок с фиксированным интервалом времени между заказами.

Система поставок с фиксированным размером заказа. Графическая иллюстрация системы поставок с фиксированным размером заказа приведена на рис.

Тема 1. Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности - student2.ru

Критерием оптимальности явлется минимум совокупных затрат на хранение запасов и повторение заказа. Данный критерий учитывает два фактора, действующих на величину названных совокупных затрат:

1) затраты, связанные с хранением (аренда, заработная плата персонала, потери от естественной убыли и т. д.); 2) затраты, связанные оформлением и получением заказа с фиксированным размером запаса.

Оптимизацию данных затрат позволяет сделать формула Уилсона – модель экономичного размера заказа (Economic Order Quantity — EOQ):

Тема 1. Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности - student2.ru ,

где EOQ – оптимальный размер заказа; D – потребность в запасе; S – операционные издержки по заказу; Н – стоимость хранения запаса в течение периода.

Также вычисляется временной период, когда следует возобновлять рассчитанное оптимальное количество ROP (reorder point):

Тема 1. Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности - student2.ru ,

где L – число дней до получения заказа.

Пример. Пусть ежегодный спрос D = 900 изделий, стоимость доставки изделий 45 руб. на изделие, расходы на содержание изделий на складе (в % к стоимости изделия) 25%, расходы на оформление заказа составили S = 50 руб. на заказ, время на поставку L = 10 дней. Оптимальная партия поставок

Тема 1. Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности - student2.ru изделий.

Период повторного заказа: Тема 1. Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности - student2.ru дней.

Система поставок с фиксированным интервалом времени между заказами. В конце каждого периода проверяется уровень запасов и исходя из этого определяется необходимый размер следующей партии поставок. Размер заказываемой партии товара (G) рассчитывается как разность между необходимым количеством запасов (Зн) и фактическими остатками с учетом времени на выполнение заказа и текущего потребления запасов (Зф):

G = Зн – Зф.

Расчет интервала времени между поставками (Т) определяется следующим образом:

Тема 1. Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности - student2.ru .

Микрологистические системы

Закупочная логистика

Функции логистики в области снабжения следующие:

- определение потребностей предприятия в материально-технических ресурсах;

- установление рациональных хозяйственных связей с поставщиками;

- организация закупок и завоза материально-технических ресурсов;

- организация хранения материалов и подготовка их к производственному потреблению;

- управление производственными запасами на складах предприятия;

- разработка программ экономии материальных ресурсов и контроль за их выполнением;

- контроль за кредиторской задолженностью поставщиков;

- соблюдение требований производства по качеству сырья и комплектующих изделий.

Существует ряд перспективных методов снабжения:

1) открытые заказы – техника поставок, при которой заказ в процессе выполнения может быть скорректирован. Выполняемый заказ является контрактом на закупку определенного количества товаров, но без права их отгрузки до получения соответствующего требования от заказчика;

2) закупки без счетов-фактур – один постоянный поставщик снабжает заказчика всеми материалами, необходимыми для производства конкретного продукта. Оплата закупок осуществляется на основе простого расчета количества материалов, используемых заказчиком при производстве продукции за отчетный период;

3) закупки без запасов – запасы для потребителя поддерживает поставщик;

4) закупки по стандарту – техника поставок, при которой их содержание и порядок осуществления регламентируются стандартами. Экономическая целесообразность достигается за счет формализации процедур и сокращения параметров поставок.

Производственная логистика

Управление производственными процедурами, или операционный менеджмент представляет собой ключевую логистическую функцию. Его задачей является управление материальными потоками на стадиях переработки предметов труда в готовую продукцию. При этом решаются задачи объемно-календарного планирования, минимизации уровня материальных ресурсов, сокращения продолжительности производственного цикла и т.п. Выделяют следующие функции логистики в области производства:

- планирование и диспетчеризация производства на основе прогноза потребности в готовой продукции и имеющихся заказов потребителей;

- разработка планов-графиков производственных заданий подразделениям предприятия;

- разработка графиков запуска-выпуска продукции, согласованных со службами снабжения и сбыта;

- установление нормативов незавершенного производства и контроль за их соблюдением;

- оперативное управление производством и организация выполнения производственных заданий;

- контроль за количеством и качеством готовой продукции;

- контроль за себестоимостью производства готовой продукции.

Для решения логистических задач необходима организация производства в соответствии со следующими принципами:

- ритмичности, согласованной работы всех производственных структур;

- непрерывности технологических процессов;

- организации работ с минимальной трудоемкостью;

- обеспечения гибкости производственных структур;

- обеспечения плановости.

Основными современными методами решения этих задач являются:

1) упорядочение движения предметов труда в производстве. Без надлежащей организации движения предметов труда по технологическим маршрутам невозможно планирование времени окончания работ. Напротив, если известны направления движения ресурсов и его средняя скорость, то можно установить время выполнения заказа. Упорядоченное движение изделий в производстве достигается путем стандартизации и унификации технологических маршрутных карт прохождения предметов труда;

2) синхронизация производственных циклов. Синхронизация необходима для сведения к минимуму потерь рабочего времени и простоев оборудования, а также к резкому уменьшению незавершенного производства вследствие сокращения сроков межоперационного и межцехового пролеживания запасов.

Логистика распределения

Сбытовая логистика, или логистика распределения, – неотъемлемая часть логистики, обеспечивающая наиболее эффективную организацию распределения производимой продукции. Она охватывает всю цепь системы распределения – складирование, транспортировку, продажи. В целостной стратегии сбыта продукции (работ, услуг) фирмы можно выделить две основополагающие стороны. Во-первых, это изучение потребностей рынка, чем собственно занимается маркетинг, и, во-вторых, это методы наиболее полного удовлетворения указанных потребностей путем организации распределительной сети.

Основная цель логистической системы распределения – доставить товар в нужное место и в нужное время. Выделяют следующие функции логистики в области сбыта:

- стратегическое, текущее и оперативное планирование сбыта;

- выбор каналов товародвижения готовой продукции;

- нормирование запасов готовой продукции и организация их хранения;

- разработка планов перевозки (отпуска) готовой продукции и организация их выполнения;

- организация работы собственной товаропроводящей сети;

- заключение договоров поставки с покупателями и контроль за их выполнением;

- участие в разработке планов-графиков запуска-выпуска готовой продукции;

- разработка сметы затрат по сбыту и контроль за ее соблюдением.

Решение задачи организации каналов распределения играет главную роль. Канал распределения – путь, по которому товары движутся от производителя к потребителю.

При формировании канала распределения товара на первое место выдвигается решение о структуре канала, т.е. о числе уровней канала и конкретном составе его участников. При выявлении возможных вариантов каналов распределения необходимо определиться с типом используемых посредников. Классификацию посредников можно провести по сочетанию двух признаков: а) от чьего имени работает посредник; б) за чей счет посредник ведет свои операции (см. табл.).

Классификация посредников

Тип посредника Признак классификации
Дилер От своего имени и за свой счет
Дистрибьютор От чужого имени и за свой счет
Комиссионер От своего имени и за чужой счет
Агент, брокер От чужого имени и за чужой счет

1) Дилеры – оптовые, реже розничные посредники, которые ведут операции от своего имени и за свой счет. Товар приобретается ими по договору поставки. Таким образом, дилер становится собственником продукции после полной оплаты поставки. Различают два вида дилеров. Эксклюзивные дилеры являются единственными представителями производителя в данном регионе и наделены исключительными правами по реализации его продукции. Дилеры, сотрудничающие с производителем на условиях франшизы (предприятие, созданное на основе франчайзинга), именуются авторизованными.

2) Дистрибьюторы – оптовые и розничные посредники, ведущие операции от имени производителя и за свой счет. Как правило, производитель предоставляет дистрибьютору право торговать своей продукцией на определенной территории в течение определенного срока. Таким образом, дистрибьютор не является собственником продукции. Дистрибьютор может действовать и от своего имени. В этом случае в рамках договора на предоставление права продажи заключается договор поставки. В логистической цепи дистрибьюторы обычно занимают положение между производителем и дилерами.

3) Комиссионеры – оптовые и розничные посредники, ведущие операции от своего имени и за счет производителя. Комиссионер не является собственником продаваемой продукции. Производитель (или комитент в данной операции) остается собственником продукции до ее передачи и оплаты конечным потребителем. Договор о поставке продукции заключается от имени комиссионера. Таким образом, комиссионер является посредником только для комитента, а не для конечного потребителя, деньги которого перечисляются на счет комиссионера. При этом риск случайной порчи и гибели продукции лежит на комитенте. Комиссионер обязан обеспечить сохранность товара. Он отвечает за утрату или повреждение продукции по своей вине. Вознаграждение комиссионеру выплачивается обычно в виде процентов от суммы проведенной операции или как разница между ценой, назначенной комитентом, и ценой реализации.

4) Агенты – посредники, выступающие в качестве представителя или помощника другого основного по отношению к нему лица (принципала). Агент заключает сделки от имени, по поручению и за счет принципала. За свои услуги агенты получают вознаграждение по тарифам или в виде процентов от суммы проведенной операции.

5) Брокеры – посредники при заключении сделок, сводящие контрагентов друг с другом. Брокеры не являются собственниками продукции, как дилеры или дистрибьюторы, и не распоряжаются продукцией, как комиссионеры или агенты. Брокеры выполняют лишь отдельные поручения. Их доходы формируются как определенный процент от сделки или фиксированная стоимость выполненной операции.

Складирование

Склад – место хранения запасов. Основное назначение склада – концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного выполнения заказов потребителей. К основным функциям склада можно отнести:

- преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом;

- хранение, выравнивание временной разницы между выпуском продукции и ее потреблением;

- объединение небольших партий грузов до полной загрузки транспортных средств;

- предоставление дополнительных услуг (подготовка товаров для продажи – фасовка, распаковка и т.д.; входной контроль; транспортно-экспедиторские услуги и т.п.).

Существует несколько основных проблем, успешное решение которых может гарантировать эффективное функционирование складского хозяйства. К ним относятся: 1) выбор между собственным складом и складом общего пользования; 2) определение числа складов и размещение складской сети; 3) определение размера и месторасположения склада; 4) выбор системы и организация процесса складирования.

Транспортная логистика

Для идеальной работы всех звеньев логистической системы необходимо организовать действенную систему физического перемещения ТМЦ от поставщика к потребителю. Стратегия развития транспортных систем должна базироваться на следующих принципах:

1) гибкость – транспортные организации должны гарантировать круглосуточную доставку грузов различными партиями в различные районы;

2) интегрированность – взаимосвязь с другими транспортными фирмами для осуществления смешанных перевозок (воздушные – морские – железнодорожные – автомобильные);

3) оказание дополнительных услуг – экспедирование грузов, охрана, временное складирование и т. д.

Информационное обеспечение

Формирование интегрированной информационной системы снабжения, производства и сбыта фирмы – сложный, многоплановый процесс, в котором используются достижения современных информационных технологий, новейшие компьютерные системы, что делает возможным успешное управление физическими процессами на основе применения адекватной информационной техники, методов и форм информационного обеспечения логистической цепи в целом.

ЛЕКЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ»

Тема 1. Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности

Наши рекомендации