Контроль как одна из функций управления маркетингом
Контроль — заключительная фаза цикла управления маркетингом и принятия управленческих решений.
Различают следующие виды контроля маркетинговой деятельности строительных организаций:
1. Контроль текущей маркетинговой деятельности и ее возмож
ностей.
2. Контроль прибыльности маркетинговых затрат и их анализ.
3. Контроль выполнения маркетинговых стратегий.
4. Проведение ситуационного анализа в маркетинге.
Роль ситуационного анализа в маркетинге строительства, как эффективного средства контроля всей хозяйственной деятельности предприятия очень значима. Объективный анализ «в разрезе» позволяет представить весь механизм предприятия и принять необходимые корректирующие меры в стратегии маркетинга.
Контроль текущей маркетинговой деятельности предусматривает анализ состояния сбыта, предложения на рынке, соотношения «затраты-объем сбыта» и наблюдение за реакцией потребителей. Подробный контроль дает возможность определить и своевременно принять корректирующие меры для предупреждения отрицательного воздействия выявленных негативных ситуаций на объемы сбыта.
Контроль прибыльности маркетинговых затрат позволяет не допускать значительного перерасхода средств при достижении маркетинговых целей. Эта непростая задача предполагает контроль рентабельности маркетинговой деятельности предприятия в целом и применительно к отдельным ассортиментным группам, целевым рынкам и сегментам; каналам товародвижения, средствам рекламы, коммерческому персоналу. Ценность такого вида анализа в том, что он позволяет связать текущие затраты с конкретными направлениями маркетинговой деятельности и своевременно принять соответствующие меры.
Контроль выполнения маркетинговых стратегий — это регулярное исследование маркетинговой среды предприятия и оперативной деятельности для выявления возникающих проблем и открывающихся возможностей, а также выдачи рекомендаций относительно плана действий по совершенствованию маркетинговой деятельности. Ревизия маркетинговой деятельности проводится силами внутреннего или внешнего аудита.
Контрольные вопросы
1. Какова особенность строительной продукции, как товара?
2. Что включают в себя маркетинговые исследования рынка
строительной продукции?
3. Что такое подрядные торги (тендер)?
4. Что такое прямой сбыт?
5. Что такое непрямой сбыт?
6. Как вы понимаете концепцию маркетинга?
7. Что такое матрица Бостонской группы?
8. Роль кооперирования в строительном рынке.
9. Какие виды маркетинговых стратегий в строительном рынке вы знаете?
10. Как вы понимаете целевой маркетинг в строительстве?
11. Какие виды специализаций существуют в строительстве и
их значение в реализации маркетинговых стратегий?
12. Какие показатели эффективности выбранной стратегии в
строительстве вы знаете?
13. Особенности сегментирования рынка в строительстве.
14. Особенности позиционирования строительной продукции
на рынке.
15. Какие внешние факторы, влияющие на конкурентность
строительной продукции вы знаете?
16. Внутренние факторы, влияющие на конкурентность строительной продукции.
17. Функции сбытового маркетинга в строительстве.
18. Функция личных продаж в строительстве, какие маркетин
говые цели она позволяет реализовать?
19. Из каких этапов состоит реализация подрядных торгов в
строительстве?
20. Какова роль гарантийных обязательств подрядчика при заключении строительных контрактов по выигранным торгам?
21. Какие маркетинговые коммуникации в строительстве вы
знаете?
22. Функция рекламы в строительном маркетинге.
23. Виды контроля маркетинговой деятельности в строительстве.
24. Роль ситуационного анализа в маркетинге.
25. Как построить концепцию маркетинга в строительстве?
Литература
1. Маркетинг в строительстве: Учебник/Под ред. д.э.н., проф.
И.С. Степанова и д.т.н., проф. В.Я. Шайтанова. — М.: Юрайт, 2001.
2. Маркетинг в схемах, рисунках: Учеб. пособие. / П.С. Завья
лов. - М.: ИНФРА-М, 2002.
3. Котлер Ф., Амстронг Г., Сондек Дж., Вонг В. Основы мар
кетинга: Пер. с англ. — 2-е европ. изд. — СПБ.: Издательский дом
«Вильяме», 2003.
4. Д. Джаббер. Принципы и практика маркетинга: Учеб. посо
бие: Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2000.
В результате изучения раздела студент должен: иметь представление о маркетинговой деятельности в области строительства;
знать цель и задачи проведения конкурсных торгов (тендеров).
Раздел 9
ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
И БИЗНЕС-ПЛАН ПРЕДПРИЯТИЯ
(ОРГАНИЗАЦИИ)
Глава 28 ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ ПЛАНИРОВАНИЯ
Планирование — необходимая функция процесса управления. Роль этой функции состоит в определении последовательности действий субъекта управления для достижения поставленной цели в установленные сроки. Главной задачей планирования в строительном производстве является обеспечение согласованного с различными участниками производственного процесса порядка возведения или реконструкции зданий, сооружений и других строительных объектов.
Планирование как основной элемент управления различается по масштабам, периодам и ступеням иерархии должностных лиц, принимающих решение (менеджеров). За разработку и реализацию долгосрочного, или стратегического, плана (периодом от 3 до Ю лет) отвечает высшее звено менеджмента строительной организации. Среднее звено управления (начальники цехов, участков) решает задачи реализации текущего планирования (сроком до I года), а низшим звеном (прорабы, мастера) принимаются решения и реализуются задачи оперативно-календари ого планирования (сроком до месяца).
ЭЛЕМЕНТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Чем больше интервал планирования, тем выше степень неопределенности параметров плана. При разработке стратегического плана решается триединая задача, т.е. определяется ответ на три вопроса: 1) где находится предприятие в настоящее время; 2) куда необходимо двигаться; 3) что необходимо сделать.
Следовательно, можно выделить три блока при разработке и реализации стратегического плана: диагностический (или аналитический), целевой (или проблемный), деятельный.
В первый блок включаются:
анализ состояния внешней и внутренней среды предприятия в настоящее время;
прогноз состояния внешней и внутренней среды предприятия на срок от 3 до 5 лет.
Во второй блок входят:
формирование философии и миссии предприятия;
определение целей и выявление существующих проблем.
Третий блок охватывает:
разработку стратегии развития предприятия;
выбор стратегии;
механизм реализации стратегии;
стратегический контроль с элементами анализа (оценки) результатов и введения необходимых корректив стратегии.
Стратегия выступает основным элементом стратегического планирования. Совокупность факторов внешней среды можно назвать условиями, или состоянием, внешней среды. В зависимости от этих условий предприятие как открытая система может адаптироваться и в дальнейшем развиваться или обанкротиться. Следовательно, внешняя среда ставит ограничения, рамки, барьеры на пути деятельности предприятия. Анализ факторов внешней среды позволяет определить, какие из них затрудняют нормальное функционирование предприятия. Следовательно, руководству предприятия необходимо принимать решения с учетом оптимального сочетания факторов внешней среды. В российской экономике к числу факторов внешней среды, оказывающих существенное влияние на развитие предприятия, относят:
ограниченность внутреннего спроса на производство строительных работ при силовом давлении зарубежных конкурентов (например, турецких) или конкурентов их других регионов России;
неурегулированность отношений собственности; фрагментарность и противоречивость законодательства; значительную криминализацию и теневой оборот в экономике, а также коррупцию в структурах власти;
хронические неплатежи за выполненные строительные работы; неразвитость инфраструктуры рынка;
недостоверность информации о конъюнктуре рынка строительных работ, заказчиках, подрядчиках, ценах на строительные работы и т.п.;
слабая финансово-кредитная система;
монополизация факторов производства и каналов движения строительных материалов и конструкций;
недобросовестная конкуренция.
Эти и многие другие экономические проблемы требуют своего решения.
Анализ рынка строительной отрасли занимает ведущее место в проводимом анализе внешней среды. Многие западные экономисты предлагают анализировать рынок на основе формирования панели заказчиков строительных работ. Результаты считаются положительными в случае высокого уровня повторных заказов. Этот анализ дает возможность оценить конкурентную среду и потребительские предпочтения.
Следующее направление анализа — это оценка возможностей использования внутренних ресурсов предприятия, или так называемый анализ внутренней среды. К показателям внутренней среды предприятия относят:
качество и ассортиментное разнообразие строительных работ;
научно-технический потенциал и технологический уровень выполняемых работ;
уровень издержек производства;
длительность производственного цикла строительных работ;
уровень использования производственной мощности предприятия;
объем строительно-монтажных работ;
расходы на НИОКР;
систему маркетинга и сбыта готовой продукции;
портфель заказов;
уровень подготовки персонала предприятия и его квалификацию;
систему экономических показателей предприятия (прибыль, рентабельность, величина активов предприятия, текущая задолженность, качество системы финансового контроля и т.п.).
Следующим этапом разработки стратегии предприятия, который базируется на результатах внешней и внутренней среды, является прогнозирование. На основе прогнозов вырабатывается стратегия предприятия. Прогнозирование осуществляется через анализ области возможного. Под прогнозом понимают вероятную оценку состояния какого-либо объекта, процесса или явления в определенный момент в будущем и альтернативных путей достижения каких-либо результатов.
Существуют различные методы прогнозирования. Рассмотрим основные из них:
сравнительный метод. Сравнение проводится по аналогии;
метод экспертных оценок. Применяется в случае, когда существуют затруднения в получении информации. В этом случае по-
лагаются на опыт экспертов-профессионалов. Они своим видением, интуицией могут предсказать развитие событий. Применяются индивидуальные и коллективные оценки. Коллективные оценки подразделяются на два вида: метод «прямой мозговой атаки»; метод «дельфи». Метод «прямой мозговой атаки» предусматривает проведение заседания экспертов, где вырабатывается основа прогноза. Метод «дельфи» назван в честь Дельфийского оракз'ла из мифов Древней Греции, который предсказывал будущее. Этот метод предусматривает заочное обсуждение проблем в виде письменных оценок прогноза, которые потом обобщаются;
метод экстраполяции. Сущность метода заключается в том, что изучают объект прогноза в прошлом и настоящем. Осуществляется поиск закономерностей в развитии. Этот метод применяют, когда объект прогнозирования имеет относительно плавное развитие;
метод моделирования. При этом методе разрабатываются модели, представляющие собой формализованную (математическую) модель поведения экономической системы. Здесь широко применяются методы экономике-математического моделирования, метод теории игр, динамические модели, имитационные модели и т.п. После составления прогнозов приступают к разработке второго блока — целевого (или проблемного), который начинается с формирования «философии» и «миссии» предприятия.
«Философия» предприятия — это изложение принципов успеха в сжатой, максимально конкретной форме.
«Миссия» предприятия — это высшие ценности организации, включающие цели предприятия, принципы взаимоотношений работников предприятия, стиль руководства, взаимосвязи с заказчиками и общественными организациями.
Следующий элемент в разработке стратегии — целеполагание. Типология строительных целей предприятия весьма разнообразна. Цели, в отличие от «миссий», выражают конкретные направления в отдельных сферах деятельности предприятия, т.е. желательный результат, который необходимо достичь через определенное время. Предприятия являются, как правило, многоцелевыми системами.
После определения целей наступает этап разработки третьего блока — деятельного. Он начинается с разработки вариантов стратегии, которые отличаются по временным и количественным характеристикам распределения ограниченных ресурсов. Стратегия как программный продукт может быть разработана в виде бизнес-плана. Кроме того, процедуру разработки стратегии можно пред-
ставить в виде разработки проекта. При этом производится разработка нескольких вариантов стратегии (портфель стратегий).
После того, как сделан выбор наилучшей стратегии, остальные стратегии остаются, так как они могут быть использованы в случае изменения обстоятельств.
Следующий этап представляет собой механизм реализации стратегии. Выбранная стратегия доводится до конкретных исполнителей, которые разрабатывают тактические планы. Эти планы обсуждаются совместно на всех уровнях управления и в результате обсуждения решаются спорные вопросы. В готовом виде стратегия и разработанные на ее основе тактические планы становятся нормативными документами, т.е. руководством к действию.
Механизм реализации стратегии не отделим от стратегического контроля. Методом стратегического контроля служит методология контроллинга. Контроллинг позволяет предвидеть экономическую ситуацию, своевременно принять меры по оптимизации отношений «затраты — результат» и тем самым получить желаемую прибыль и достичь поставленной цели.
ВИДЫ И МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
Тактические (текущие) планы устанавливаются на год с разбивкой по кварталам. Эти планы являются скользящими, т.е. на первый квартал показатели устанавливают жесткие, неизменяемые, а в последующие три квартала их корректируют. Это необходимо в связи с динамичностью процессов, происходящих в российской экономике.
Точное распределение производственных заданий по срокам их исполнения, объемам расходов и конечным результатам определяется в оперативно-календарных планах. В целом стратегическое, тактическое (текущее) и оперативно-календарное планирование взаимосвязаны и представляют собой единую систему планирования. Экономическая практика выработала три метода планирования: ретроградный метод (по схеме «сверху-вниз»), прогрессивный метод (по схеме «снизу-в верх») и комбинированный метод, который является сочетанием предыдущих двух.
Ретроградный метод представляет собой централизованное планирование, т.е. план с определенными показателями спускается руководством в службы предприятия. Этот метод слабо учитывает реальную обстановку на местах и специалисты нижестоящего уровня практически не востребованы при разработке плана.
Прогрессивный метод основан на децентрализованном планировании, когда планы составляются на низших уровнях управле-
ния и направляются на рассмотрение и утверждение их руководством. Одним из недостатков этого метода является то, что необходима вертикальная интеграция и координация четких планов при составлении общего плана, также появляются слабые места в горизонтальной координации планов.
Комбинированный метод(встречное планирование) пытается, сочетая элементы ретроградного и прогрессивного планирования, преодолеть слабые места обоих видов планирования.
Комбинированное планирование начинается централизованным движением сверху-вниз и заканчивается обратным децентрализованным направлением. Централизованное планирование заключается в составлении глобального плана на базе поставленных целей, который детализируется и спускается на низшие уровни управления. Затем начинается децентрализованное планирование от рабочих мест к руководству предприятия. Процесс планирования считается законченным, когда децентрализованное планирование приведет к детализированному общему плану и точному определению поставленных целей.
СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПЛАНА
Главными разделами тактических (текущих) и оперативно-календарных планов являются:
план строительного производства;
план технического развития;
план повышения экономической эффективности производства;
план капитальных вложений и капитального строительства;
план материально-технического обеспечения и комплектации;
план по труду и кадрам;
план работы подсобных производств;
план работы строительных машин и механизмов;
план работы автотранспорта;
план по издержкам производства;
финансовый план;
план социального развития коллектива предприятия;
план мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов.
Центральный раздел плана развития предприятия — план строительного производства, в который входят: сроки ввода в действие строительных объектов, общий и выполняемый собственными силами объем строительных работ по технологическим этапам и комплексам работ (с распределением общего объема работ по заказчикам)» сроки окончания технологических этапов.
План технического развития включает мероприятия, обеспечивающие повышение технического уровня и качества строительства, внедрение прогрессивной технологии, механизации процесса строительных работ, научной организации труда, снижение материалоемкости строительства, повышение производительности труда и т.п.
План повышения экономической эффективности производства содержит как обобщающие показатели эффективности строительного производства, так и показатели использования труда рабочих, основных фондов, оборотных средств, инвестиций, материальных ресурсов.
План капитальных вложений и капитального строительства предусматривает затраты строительной организации на расширение и реконструкцию ее производственной мощности и на мероприятия по строительству объектов соцкультбыта и жилья для работников предприятия.
План материально-технического обеспечения и комплектации представляет собой систему материальных расчетов, отражающих производство строительно-монтажных работ в натуральном выражении. Потребности в материальных ресурсах, их распределение и использование должны определяться на основе норм расходов сырья, материалов, топлива и энергии.
План по труду и кадрам. При его разработке необходимо предусматривать систематическое повышение производительности труда, что позволяет увеличить объемы производства и повысить его эффективность. Кроме этого, план содержит величину фонда заработной платы, а также расчет дополнительной потребности в рабочих и служащих.
План работы подсобньрс производств включает показатели производственных программ, затрат труда и заработной платы, а также плановой себестоимости продукции. К подсобным производствам относятся полигоны, бетонорастворные узлы, карьеры и другие хозяйства, оказывающие основному производству услуги по снабжению паром, теплом, водой, ремонтно-механическими материалами и т.п. Планы их работы составляются так же, как и для строительной организации. Потребность в материалах включается в план обеспечения материальными ресурсами строительной организации.
План работы строительных машин и механизмов разрабатывается с целью определения потребности в этих машинах для выполнения строительно-монтажных работ собственными силами, для подсобных производств и для оказания услуг субподрядным организациям.
При планировании ведется выбор строительных машин исходя из соответствия их технических характеристик условиям выполнения строительно-монтажных работ, а также времени их работы. При этом потребность в строительных машинах определяется в зависимости от объемов механизированных работ и норм выработки машин.
План работы автотранспорта разрабатывается на основе определения объемов перевозок строительных конструкций, изделий, деталей, материалов и оборудования.
План по издержкам производства предусматривает рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Цель планирования себестоимости строительно-монтажных работ — это экономически обоснованное определение величины затрат на производство строительных работ.
Финансовый тан устанавливает следующие финансовые показатели: расчет потребности в собственных оборотных средствах^ задание по ускорению их оборачиваемости; взаимодействие строительного предприятия с государственным бюджетом; создание и использование основных производственных фондов; планирование прибыли и рентабельности; поступление средств за счет получения долгосрочных и среднесрочных кредитов; выплата процентов банкам по кредитам; финансовые результаты от других видов деятельности.
План социального развития коллектива предприятия предусматривает мероприятия по решению задач социального развития, улучшения условий труда, отдыха, быта, спорта и др., что должно способствовать развитию предприятия и повышению его эффективности.
План мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов направлен на внедрение малоотходных и безотходных технологических процессов, обеспечение полного и комплексного использования природных ресурсов, сырья и материалов, что позволяет снижать вредное воздействие на окружающую среду.
Необходимость технико-экономического обоснования планов и повышение эффективности производства строительно-монтажных работ сформировали систему показателей плана. Эти показатели подразделяются на количественные и качественные, объемные и удельные.
Количественные показатели плана выражаются абсолютными величинами. К ним относятся: объем строительно-монтажных работ, численность работающих, фонд заработной платы, величина прибыли, размер затрат материальных ресурсов и т.п.
Качественные показатели плана — это относительные величины. Они выражают экономическую эффективность производства. К ним относятся: рост производительности труда, снижение себестоимости продукции, рентабельность, фондоотдача, качество продукции и т.п.
Объемные показатели плана определяют величины объема производства и отдельных процессов. Например, объем смонтированных железобетонных или металлических конструкций в кубических метрах или тоннах, объем материальных ресурсов в натуральном измерении и т.п.
Удельные показатели плана определяют отношение двух или нескольких взаимосвязанных показателей. Например, количество кирпича и раствора на кубометр кирпичной кладки; расход строительных материалов на километр автомобильной дороги и т.п. Для расчета показателей плана применяются натуральные, трудовые и стоимостные измерители.
Натуральные измерители используются при планировании объемных иудельных показателей. Применение натуральных измерителей показателей плана ограничивается невозможностью обобщения при их различии. Например, кубометр бетона сложно сравнить с тонной металлоконструкций.
Трудовые измерители применяются при измерении трудоемкости продукции, производительности труда, размера оплаты труда и т.п.
Стоимостные (денежные) измерители позволяют обобщить различные показатели с целью их сравнения или определения динамики развития. Стоимостные показатели взаимоувязывают все разделы плана. В стоимостных показателях планируют объем строительно-монтажных работ, величину прибыли, фонд заработной платы, себестоимость строительного производства и т.п.
ОПЕРАТИВНО-КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Оперативно-календарное планирование осуществляется исходя из контрольных цифр показателей годового тактического (текущего) плана с использованием календарного плана производства строительных работ на зданиях и сооружениях.
Сначала разрабатываются показатели плана по конструктивным элементам и видам работ каждого технологи1! еского этапа. Состав операций при разработке этих показателей зависит от вида календарных планов. Из календарных графиков по каждому объекту в план включаются работы, находящиеся в границах планируемого периода, а также работы, которые были выполнены в предыдущий период.
На основе показателей оперативно-календарного плана, определяется потребность в технологических комплектах материальных ресурсов по каждому комплексу работ, а также потребность в строительных машинах и автотранспортных средствах. Кроме этого, в оперативно-календарном плане указываются объемы строительства, их сметная стоимость, фонд заработной платы рабочих, численность рабочих, нормы выработки на одного рабочего, сроки окончания технологического этапа строительства объектов. Проекты оперативно-календарных планов согласовываются с субподрядными организациями и организациями-поставщиками ресурсов. После необходимой корректировки оперативно-календарные планы строительной организации детализируются для каждого строительного участка или строительной бригады.
В оперативно-календарных планах возведение объектов увязывается со сроками выполнения как строительных, так и монтажных работ, включая монтаж технологического оборудования. Чтобы сократить продолжительность возведения объектов, при составлении оперативно-календарного плана обычно стремятся совместить несколько видов работ, при этом необходимо обеспечивать устойчивость отдельных частей и элементов конструкций, создавать безопасные и наиболее удобные условия для работы бригад, а также сохранять качество ранее выполненных работ, устраивая технологические перерывы. Для описания сложных технологических и организационных взаимосвязей при строительстве крупных объектов в условиях рыночной экономики используется имитационное моделирование. Его сущность состоит в построении алгоритма, описывающего поведение отдельных элементов производственного процесса, а также взаимодействие между ними с учетом факторов вероятностного характера. Это позволяет выбирать последовательность выполнения технологических комплексов работ в соответствии с выбранным критерием эффективности.
Глава 29
РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)
НАЗНАЧЕНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА
Бизнес-планирование — это упорядоченная схема действий менеджеров всех структурных подразделений предприятия по достижению стратегических целей. Практически, бизнес-планирова-
ние можно определить как: поиск путей повышения эффективности производства; механизм координации деятельности подразделений предприятия по принятию управленческих решений; один из методов бюджетирования финансовых потоков по центрам ответственности и предприятию в целом.
Любой бизнес-план, это прежде всего, документ, в котором подробно обосновывается концепция реального инвестиционного проекта и рассчитываются его основные параметры. Он содержит ответы на главные вопросы:
• масштабы производственной и коммерческой деятельности;
• материально-сырьевые, технические и кадровые ресурсы;
• потребности в капитальных вложениях и их источники;
• срок окупаемости и риски, связанные с данным проектом;
• стратегия финансирования.
Важное место в бизнес-плане отводится стратегии маркетинга, изучению рынка и его ёмкости (спроса), степени конкурентной среды, методам ценообразования. Содержит схемы позиционирования товаров и услуг, а также сегментирования их рынков и отвечает на главные вопросы: что надо производить; как повысить качество товаров, работ и услуг; снизить себестоимость и получить доход; скорее окупить затраты.
Любой бизнес-план представляет собой стандартный документ, позволяющий на одном понятийном языке представить свой бизнес лаконично и привлекательно для инвесторов.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ БИЗНЕС-ПЛАНА
1. Резюме.
2. Информация о фирме.
3. Предлагаемый к производству товар.
4. Организация производительного процесса: выявление потребностей.
5. Основные конкуренты.
6. Планируемые продажи.
7. Результаты маркетингового исследования.
8. Операционные затраты.
9. Производственный план.
10.Организация сбыта.
11.Предполагаемые административные и общие расходы.
12.Капитал и организационно-правовая форма фирмы.
13.Прогноз потока наличности в 200_ г.
14. Ожидаемый отчет о прибыли. Сводный баланс активов и
пассивов предприятия.
15. Формирование минимально допустимой цены.
16. Стратегия финансирования.
МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА ПРЕДПРИЯТИЯ
Титульный лист: | |
Тема: | Бизнес-план (проекта, участка, цеха ...и.т.д.) |
Адрес: | |
Дата: | |
Составитель: | |
Проверил: |