Маркетинговые коммуникации в строительстве
Маркетинговые коммуникации строительных предприятий — это комплексное воздействие предприятий на внутреннюю и внешнюю среду для создания стабильной прибыльной деятельности на строительном рынке. Обе эти составляющие одинаково важны и взаимодополняемы.
Главные элементы системы маркетинговой коммуникации — формирование спроса и стимулирование сбыта. Основные комплексы маркетинговой коммуникации, соответствующие конкретным рынкам и товарам: реклама, личные продажи, связи с общественностью, стимулирование продаж.
Реклама — это платная форма массовой маркетинговой коммуникации, предназначенная для прямой или косвенной поддержки строительных предприятий. Маркетинговая и рекламная деятельность в строительстве часто осуществляются разрозненно, и это значительно снижает их совокупную эффективность.
Реклама, проводимая изолированно от маркетинга, не способна в полной мере сыграть свою главную роль, как средство создания нового рынка для конкретного предприятия. В таких случаях реклама является бесполезным и дорогим удовольствием, ухудшающим финансовые показатели деятельности предприятия. Строительное предприятие лишается благоприятных перспектив рыночной деятельности, теряет реальные возможности создать будущую клиентуру для новых проектов, товаров и услуг. В таких случаях не срабатывает коммуникативный эффект рекламы.
Как составная часть маркетинга реклама может принимать различные формы, однако это глубоко продуманный и научно организованный процесс, в котором принимают участие маркетологи, психологи, социологи, дизайнеры и т.д. Основная цель этой команды обусловлена пониманием решения задачи маркетинга в определенной приоритетности и последовательности, рассчитанных на тот или иной период.
Функции рекламы при осуществлении маркетинга сводятся к следующим стадиям:
A) на стадии подготовки рынка — информирование потреби
телей о новых товарах, формирование сегмента потенциальных
покупателей;
Б) на стадии внедрения нового товара — активизация продаж, информация о географии торговли этим товаром, расширение числа покупателей;
B) на стадии массовой продажи — стабилизация групп покупателей, поддержание оптимального уровня продаж, обеспечение
конкурентноспособности товаров (услуг);
Г) на стадии переключения спроса — функция демаркетинга (угасание рекламы) — переориентация потребителей.
Личная продажа — это коммуникация с выходом на конкретных клиентов, цель которой — заинтересовать клиента принять немедленное решение и одновременно получить информацию для предприятия. Стратегия личных продаж (или прямых продаж) является наиболее эффективным средством побудить потенциального потребителя к покупкам. Типичные функции торгового персонала строительного предприятия сводятся к следующим:
A) собственно продажи — выявление потенциальных покупателей, изучение их потребностей, обсуждение условий продажи,
заключение сделки;
Б) оказание услуг клиентам — сервис, ремонт и др.;
B) сбор и обработка информации — поведение конкурентов,
изменения потребностей и предпочтений на строительном рынке
услуг и товаров.
Главная задача маркетинговой коммуникации личных продаж выступать источником информации, позволяющим ускорить адаптацию предприятий к происходящим и предстоящим изменениям строительного рынка, участие в стратегическом маркетинге.
Связи с общественностью — это целенаправленные действия, создающие атмосферу взаимного понимания между предприятием и различными субъектами рынка строительных товаров и услуг. Связи с общественностью, как систему деловой коммуникации, называют рекламой престижа (public relations). Эта маркетинговая коммуникация направлена на поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания с общественностью. Отсутствие деловой коммуникации в строительной индустрии заметно осложняет взаимосвязи предприятий с окружающей средой. Поэтому главная задача строительных маркетинговых коммуникаций — совершенствование существующих и разработка новых способов налаживания информационного потока и общения (внутреннего и внешнего).
Стимулирование продаж — это локальные, временные меры, дополняющие рекламу и личные продажи в целях повышения спроса. В строительстве стимулирование продаж имеет двойную направленность — на потребителей и на промежуточное звено (посредников, агентов, дилеров, оптовиков). Стимулирование продаж по отношению к потребителям строительной продукции выражается в предложении коммерческой выгоды, тем, кто приобретает товар (услугу) на оговоренных условиях. Стимулирование продаж строительной продукции посредством промежуточного звена — это побуждение посредников продавать продукцию с максимальной энергией и предприимчивостью, расширять круг покупателей.