Региональный налог на имущество

Объект налогообложения — основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе предприятия, а налогооблагаемая база — среднегодовая стоимость имущества. Она рассчитывается как У4 от полусуммы стоимости имущества на начало и конец отчетного периода плюс сумма стоимости иму­щества на 1-е число каждого квартала внутри отчетного периода.

Налог исчисляется и уплачивается в бюджет ежеквартально. Уплата налога проводится по квартальным расчетам в 5-дневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам — в 10-дневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за год. Платежное поручение на перечисление налога должно быть сдано в банк до наступления срока платежа.

Конкретные ставки налога на имущество строительных пред­приятий (но не более 2% налогооблагаемой базы) устанавливают органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ. От налога на имущество освобождаются объекты жилищно-ком­мунальной и социально-культурной сферы, а также объекты ох­раны природы, пожарной безопасности и гражданской обороны, имущество для занятий детей физической культурой и спортом.

МЕСТНЫЙ НАЛОГ НА ЗЕМЛЮ

Земельный налог уплачивают строительные предприятия за зем­лю, находящуюся в их собственности, владении или пользовании. Ставки налога устанавливаются в виде стабильных платежей на единицу земельной площади в расчете на год. Земельный налог относится на себестоимость строительной продукции.

Формами платы являются земельный налог или арендная пла­та, вносимые в 2 срока: до 15 сентября и до 15 ноября ежегодно.

Контроль за своевременным начислением и уплатой налогов осуществляют территориальные налоговые инспекции.

Действующим законодательством государственным налоговым инспекциям предоставлено право:

• применять к предприятиям финансовые санкции в виде взыс­кания всей суммы сокрытой или заниженной прибыли (дохода),
либо суммы налога за иной сокрытый (неучтенный) объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы, а при повторном
нарушении — штрафа в двойном размере, а также в виде взыскания 10% причитающихся сумм налогов или других обязательных платежей за отсутствие учета прибыли (дохода) или ведение его с нарушением установленного порядка, либо за не предоставление или несвоевременное предоставление налоговых деклараций, от­четов, расчетов и других документов, необходимых для исчисле­ния и уплаты налогов и взносов, других обязательных платежей в бюджет;

• налагать административные штрафы от 2 до 5 минимальных
размеров оплаты труда на должностных лиц предприятий, виновных в сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии (неучете) иных объектов налогообложения, а также в отсутствии бухгалтерского учета и "ведении его с нарушением установленно­го порядка и искажении бухгалтерских отчетов, несвоевременном представлении бухгалтерских отчетов, расчетов и других докумен­тов, связанных с исчислением и уплатой налогов в бюджет.

Глава 25

Упрощенная система налогообложения ДЛЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СТРОИТЕЛЬНОМ

Бизнесе

Право выбора системы налогообложения, включая переход к упрощенной системе, предоставляется малым предприятиям в строительстве (МПС) на добровольной основе, в порядке, преду­смотренном федеральным законом. Действие упрощенной систе­мы налогообложения, учета и отчетности распространяется на МПС, имеющие следующие критерии своей деятельности:

1) предельную (среднесписочную) численность работающих (включая работающих по договорам подряда гражданско-право­вого характера) — до 15 человек;

2) предельный размер годовой выручки — 100 тысяч минимальных месячных размеров оплаты труда;

3) максимальный размер доли учредителей — юридических лиц
(не являющихся малыми предприятиями) в уставном капитале не
выше 25%.

Объектом обложения в упрощенной системе налогообложения является либо совокупный доход, либо валовая выручка, получен­ные за отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев, год).

Совокупный доход исчисляется как разница между валовой вы­ручкой и стоимостью использованных в процессе строительного производства материалов, комплектующих изделий, приобретен­ных товаров, топлива, эксплуатационных расходов, текущего ре­монта, затрат на аренду помещений, используемых для производ­ственной деятельности, затрат на аренду строительных машин, механизмов, инструментов; оборудования, транспортных средств, расходов на уплату процентов за пользование кредитными ресур­сами банков (в пределах действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ плюс 3%), оказанных услуг, а также сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам, на­лога на приобретение автотранспортных средств, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды, уплаченных таможенных платежей, государственных пошлин и лицензионных сборов.

Валовая выручка исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации строительно-монтажных работ (услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереа­лизационных доходов.

Для субъектов МГТС, применяющих упрощенную систему на­логообложения, учета и отчетности, устанавливаются следующие ставки единого налога на совокупный доход, подлежащий зачис­лению:

• в федеральный бюджет — в размере 10% от совокупного до­
хода;

• в бюджет РФ и местный бюджет — в суммарном размере не
более 20% от совокупного дохода.

В случае, когда объектом налогообложения МГТС является ва­ловая выручка, устанавливаются следующие ставки единого нало­га, подлежащего зачислению:

• в федеральный бюджет — в размере 3,33% от суммы валовой
выручки;

• в бюджет субъекта РФ и местный бюджет — в размере не бо­
лее 6,67% от валовой выручки.

Официальный документ, удостоверяющий право применения МПСупрощенной системы налогообложения, учета и отчетнос­ти является патент. Патент выдается сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки организаций на налоговый учет. Форма патента устанавливается ГНС и является единой на всей территории РФ.

Годовая стоимость патента для субъектов малого предприни­мательства, подпадающих под действие настоящего федерально­го закона, устанавливается с учетом ставок налога решением ор­ганов государственной власти субъекта РФ в зависимости от вида деятельности. Выплата годовой стоимости патента осуществляет­ся МПС ежеквартально с соответствующим распределением пла­тежей, устанавливаемым органами государственной власти субъек­та РФ. Оплата стоимости патента засчитывается в счет обязатель­ства по уплате единого налога МПС.

Патент выдастся на основании письменного заявления, пода­ваемого не позднее чем за один месяц до начала очередного квар­тала, при соблюдении следующих условий:

• если общее число работников, занятых в МПС, не превыша­
ет предельной численности, установленной в соответствии с на­
стоящим федеральным законом (не более 15 человек);

• если МПС не имеет просроченной задолженности по уплате
налогов и иных платежей за предыдущий отчетный период;

• если МПС своевременно сданы необходимые расчеты по нало­
гам и бухгалтерская отчетность за предыдущий отчетный период.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается сущность налоговой системы?

2. Функции налогов и их воздействие на экономическое пове­
дение предприятий.

3. Участники налоговых отношений и их функции.

4. Какова нормативно-правовая база налоговой системы?

5. По каким признакам классифицируются налоги?

6. Какие Федеральные налоги и сборы взимаются с предприя­
тий?

7. Какие региональные налоги и сборы выплачиваются пред­
приятиями?

8. Какие налоги и сборы классифицируются местными нало­
гами?

9. Какие элементы налогообложения являются обязательными
при установлении налога в нормативно-правовом акте?

10. Какие объекты налогообложения вы знаете?

11. Что такое налоговая ставка?

12. Какие способы исчисления налогов действуют в РФ?

13. Какие основные налоги, затрагивающие предприниматель­
скую деятельность строительных предприятий, вы знаете?

14. Как рассчитывается НДС в строительстве?

15. Какие обороты в строительстве не облагаются НДС?

16. Как рассчитать прибыль от реализации СМР для налого­
обложения прибыли?

17. Какие ставки налога на прибыль, зачисляемые в федераль­
ный, региональный и местный бюджет, вы знаете?

18. Что является объектом налогообложения имущества стро­
ительных предприятий?

19. Конкретные ставки налога на имущество строительных
предприятий.

20. Условия уплаты земельного налога строительными предпри­
ятиями.

21. Ответственность налогоплательщика за налоговые правона­
рушения.

22. В чем сущность действия упрощенной системы налогооб­
ложения на МПС?

9. Экономика строительства: Учебник/Под ред. И.С. Степано­
ва. — М.: Юрайт, 2002.

10. Комментарий к налоговому кодексу. Для строительных
организаций (с учетом изменений действующих в 2003 году) //
Российский налоговый курьер. № 4. 2003.

В результате изучения раздела студент должен:

иметь представление о принципах построения налоговой систе­мы, Налоговом кодексе Российской Федерации и методах исчисле­ния налогов;

знать категории налогов;

уметь рассчитывать налоги, используя нормативную литера­туру.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 1).
Ось-89, 2003.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2).
Ось-89, 2004.

3. Закон РФ от 13.12.1991 г. № 2030-1 «О налоге на имущество
предприятий».

4. Инструкция № 33 «О порядке исчисления и уплаты в бюд
жет налога на имущество предприятий», утвержденная ГНС
08.06.1995 г.

5. Адамов Н.А. Учетная политика, как элемент планирования
в строительстве. Строительство: налогообложение, бухучет // Со­
временная экономика и право. 2002. № 4.

6. Захарьин В.Р. Налоговый учет затрат на производство. — М.:
Дело и сервис, 2001.

7. Самойлов И.В. Учет давальческих материалов. Строитель­
ство: налогообложение, бухучет // Современная экономика и пра­
во. 2002. № 4.

8. Ткач В.И., Бреславцева Н.А. Бухгалтерский учет в строитель­
стве (с элементами налогообложения). — М.: ПРИОР, 2002.

Глава 26

Наши рекомендации