Цель создания и функционирования организации (предприятия)

Предприятием называют обособленную специализированную коммерческую организацию, производящую необходимые потре­бителям товары и услуги, основной целью деятельности которой является извлечение прибыли для своих владельцев. Предприя­тие — это первичное звено экономической системы. Предприя­тие как хозяйствующий субъект экономики является юридичес­ким лицом. Основным признаком юридического лица, в соответ­ствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, является обособленное имущество, которым наделяется организация и ко­торым она отвечает по своим обязательствам. Поэтому предпри­ятие рассматривается как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.

«В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права» (Гражданский кодекс Российской Федерации ч. 1, ст. 132).

Предприятие может продаваться и покупаться, сдаваться в аренду, быть объектом залога как в целом, так и частями. Оно функционирует как единый организм, как система взаимосвязан­ных структур, работа которых подчинена единой цели.

Характерными чертами предприятия является организацион­ное, производственно-технологическое и экономическое единство. Это выражается в том, что все подразделения предприятия под­чинены единым органам управления, оборудование и другие сред-





ства производства взаимосвязаны в едином технологическом про­цессе, а результаты работы — объем реализуемой продукции, масса прибыли, уровень рентабельности и т.д., измеряются общими для всего предприятия экономическими показателями.

Предприятие необходимо рассматривать не только как техно­логическую и экономическую структурную единицу экономичес­кой системы, но еще и как социальную единицу. Решающую роль в результатах работы предприятия играет его профессионально организованный персонал. Работники предприятия тесно связа­ны между собой различными социальными и экономическими интересами, что и определяет цели создания и функционирова­ния предприятия.

Так уж устроен мир, что человек всегда будет стремиться к благосостоянию, а по мере достижения определенного уровня благосостояния будет стремиться к его улучшению. В этом смыс­ле благосостояние граждан — высшая цель экономической поли­тики развитых государств, а работа экономического механизма должна обеспечивать достижение этой цели. Поэтому и целью работы предприятия как главной «детали» экономического меха­низма необходимо считать рост благосостояния населения, а из­влечение прибыли владельцами предприятия — средством для достижения этой цели. Это не противоречит современной эконо­мической системе потому, что в основе работы экономического механизма лежат взаимодействия населения и бизнеса, населения и предприятия. Благосостояние населения напрямую зависит от того, как это взаимодействие организовано. Из всех «кирпичиков», уже сотни лет закладываемых в здание экономической науки уче­ными, некоторые, изготовленные великим А. Смитом, и сейчас выглядят современно.

Речь идет о частном интересе:

1. Процветание общества возможно только при индивидуаль­
ном благополучии каждого из его членов.

2. Преследуя частный интерес, люди удовлетворяют потребно­
сти благополучия друг друга.

3. Частный интерес преодолевает сотни досадных препятствий,
которыми безумие человеческих законов затрудняет его деятель­
ность.

Когда гражданин или группа граждан учреждают предприятие и становятся их владельцами, они преследуют частный интерес. Они хотят получать доходы и повышать свое благосостояние. Для. этого они должны производить нужные людям товары и создавать рабочие места для других граждан — наемных работников. Основ­ной доход владельца предприятия — прибыль. Рост прибыли свя-

зан с ростом объема продаж. Для роста объема продаж должны выпускаться нужные людям товары. Для того, чтобы население покупало у предпринимателей нужные ему товары, доходы насе­ления, состоящего в основном из наемных работников, тоже дол­жны расти. А доходы наемных работников — это в первую оче­редь заработная плата. Получается такая схема взаимодействия (рис. 1), которая и лежит в основе экономического механизма.

цель создания и функционирования организации (предприятия) - student2.ru

Рис. 1.

Если по каким-либо причинам люди перестанут покупать то­вары {упали доходы, насытились товарами длительного пользова­ния, задумались о «черном» дне и стали откладывать на будущее, сократив расходы, и т.п.) — это немедленно скажется на работе предприятий, у которых потеряется смысл и возможность увели­чивать производство. Темпы роста либо замедлятся, либо вообще произойдет сокращение производства. А это неизбежно скажется на доходах, они тоже сократятся, что вызовет новую волну сокра­щения объемов производства. Вся история развития современной экономики показала, что именно от взаимодействия населения и предприятий во многом зависит уровень благосостояния самого населения. При этом следует иметь в виду, что и владельцы пред­приятий, особенно с учетом развития малого предприниматель­ства, тоже составляют весьма значительную часть населения.

Из этого следует, что экономическая активность ведет к рос­ту доходов населения — в первую очередь зарплаты и прибыли. В этом и заключается смысл предприятия как социальной едини­цы. Предприятие обязано выплачивать персоналу достойную за­работную плату не только потому, что к этому обязывает его вла­дельцев Трудовой кодекс, а еще и потому, что это выгодно, хотя многие предприниматели у нас в России пока этого еще не поня­ли. Поэтому вся экономическая политика государства должна быть направлена на то, чтобы поощрять взаимодействие предприятия и населения, создавать условия для развития бизнеса и роста до­ходов.

Доходы населения — в первую очередь зарплата и прибыль, составляют"до 90% так называемой добавленной стоимости или валового внутреннего продукта (ВВП). Именно доходы населения и бизнеса являются той базой, которая облагается прямыми и кос­венными налогами и формирует бюджет государства. А через свой бюджет государство обеспечивает социальные интересы населе­ния: безопасность, образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение и т.д.

Современная экономика — это непрерывный инвестиционный процесс. Без инвестиций нет экономического роста. А для инвес­тиций необходимы финансовые средства. Источником же инвес­тиций опять-таки являются доходы населения и бизнеса, не по­траченные на непосредственное потребление, а сбереженные и вложенные в развитие производства. При этом предприятие дол­жно так организовать свою финансово-хозяйственную деятель­ность, чтобы обеспечить инвесторам доходы на вложенный капи­тал в виде дивиденда или процента. Кстати, доходы инвесторов — это тоже доходы населения и бизнеса, повышающие благосостоя­ние лиц, получающих такие доходы.

Таким образом, основные цели работы предприятия — извлече­ние прибыли для владельцев, производство товаров и услуг и обес­печение населения доходами — в современной экономике не проти­воречат друг другу и при правильной экономической политике госу­дарства ведут к всеобщему благосостоянию.

2.2. ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ

Предприятие — это составная часть единого экономического механизма, обеспечивающего работу всей экономической систе­мы. Экономический механизм, или механизм рынка, создавался столетиями. Его работа подчинена строгим и объективным зако­нам, понимание характера действия которых позволяет успешно решать экономические проблемы. Как и любой другой механизм, созданный природой или человеком, экономический механизм требует для своей нормальной работы определенных условий. Стоит только изменить эти условия, как он сразу начнет давать сбои или вообще откажет. Одновременно с созданием и совершен­ствованием экономического механизма создавалась и та внешняя среда, без которой он работать не в состоянии. Для обслуживания рынка возникали и совершенствовались различные учреждения — биржи, банки, инвестиционные и страховые компании, реклам­ные агентства и т.д., таким образом сложилась мощная инфра-

структура. Если в этой инфраструктуре нарушаются какие-либо связи, механизм рынка чутко на это реагирует и эффективность его работы снижается.

Итак, экономический механизм органически связан с той сре­дой, в которой он развивался и которая развивалась вместе с ним.

По уровню развития внешней экономической среды, в кото­рой работают предприятия, дореволюционная Россия мало чем отличалась от развитых стран Европы и Америки. К началу XX в. в нашей стране сложилась хорошо развитая инфраструктура рын­ка. Когда же рыночная экономика была заменена на плановую социалистическую, естественно, исчезла и рыночная среда. Появи­лись новые, неведомые до той поры, учреждения для контроля за экономикой, в основном планово-распорядительные и снабженчес-ко-сбытовые. Исчезли и специалисты, знающие как работает ры­ночный механизм и умеющие в его условиях организовывать ра­боту предприятия.

В этом-то и заключается вся сложность возврата к рынку, т.е. воссоздания естественной для нормальной работы предприятия внешней среды как в России, так и в других странах, у которых был перерыв в нормальном развитии рынка. Надо не только за­ново создать сам рыночный механизм, но и воссоздать ту вне­шнюю среду, без которой он не заработает. Для этого потребует­ся выполнить как минимум пять условий:

1. Стабилизация финансовой системы.

2. Создание конкурентной среды.

3. Создание экономико-правовой среды.

4. Развитие рыночной инфраструктуры.

5. Воспитание у населения рыночного сознания.

Многим кажется, что рыночные преобразования последних десяти-двенадцати лет проходили в нашей стране хаотично и бес­системно. Это не так. Несмотря на трудности политического харак­тера, наша страна достигла за столь короткое время впечатляющих успехов в деле воссоздания рыночной экономики. Практически выполнено первое условие — стабилизировалась и заработала фи­нансовая система. Если в начале 90-х годов инфляция составляла до 40% в месяц, то сейчас приближается к 10% в год. Экономи­ко-правовая среда в целом восстановлена и развивается. За пос­ледние пять лет приняты Гражданский, Налоговый и Трудовой кодексы, законы, регулирующие деятельность предприятий, рын­ка ценных бумаг и сотни других законов, позволяющих работать предприятиям в правовом поле. Созданы и организации рыноч­ной инфраструктуры — банки, биржи, инвестиционные компании, торговые системы и т.д.

Из пяти перечисленных выше условий среды предприятия только пятае — воспитание у населения рыночного сознания, выполняется крайне медленно и непоследовательно. Даже более или менее успешно работающие предприниматели слабо понима­ют смысл происходящих экономических процессов и, как ни па­радоксально, негативно воспринимают принципы рыночной эко­номики. А ведь именно правильное понимание самого характера воздействия внешней хозяйственной среды на работу предприя­тия и адекватное взаимодействие с этой средой делает работу пред­приятия успешной и эффективной.

Внешняя среда, в которой работает современное предприятие, это совокупность разнообразных и многоплановых структур, из которых складывается экономическая жизнь общества. В нее вхо­дят политическая и правовая системы государства, состояние на­уки и современных технологий, экономическая ситуация (конку­ренция и состояние рынков), географическое расположение пред­приятия, социально-культурная среда и уровень международного сотрудничества.

Политические решения правительства активно влияют на де­ловую активность предпринимателей и могут коренным образом изменять экономическую ситуацию.

Правовая система государства не менее важна для успешной работы предприятия. Если правовая основа экономической дея­тельности развита слабо, плохо работают суды, а партнерами не исполняются обязательства, то создается крайне неблагоприятная обстановка для развития цивилизованного рынка, возрастают рис­ки и потери.

Экономическое состояние государства определяется в конеч­ном итоге уровнем доходов и расходов населения, состоянием спроса и характером взаимодействия населения и предприятия. А это наиболее значимый фактор для успешной работы самого пред­приятия. Чем выше уровень доходов, тем активнее население по­купает товары, тем больше возможностей для развития предпри­ятия. Кроме того, экономическое состояние общества влияет на инвестиционную активность, возможность получения доходов на вложенный капитал.

Одна из самых важных проблем для российской экономики сегодня — это технологическая отсталость. Почти все наши веду­щие предприятия были построены в 30—50 годы и оснащены силь­но устаревшими фондами. Если в ближайшие годы не произой­дет существенных изменений в научно-технологической сфере, возможности для эффективного роста будут полностью исчерпа­ны.

Европа, США и Япония провозгласили переход к экономике, основанной на научных знаниях. От 80 до 95% экономического роста обеспечивается за счет внедрения новых технологий. Годо­вой оборот на рынке новых технологий и наукоемкой продукции составляет сегодня 3 триллиона долл. Это значительно превыша­ет годовой оборот на рынке сырья, включая нефть и газ. На этом рынке наша доля составляет 0,3%, США — 39, Японии — 3 и Гер­мании— 16%.

Что же касается социально-культурной среды, то здесь главным тормозом на пути экономического успеха является недостаточно развитое рыночное сознание большинства российских граждан. Люди не верят, что честным трудом можно заработать на достой­ную жизнь. Подобное отношение — питательная среда для кор­рупции. Маленький, но гарантированный доход не за результаты труда, а за посещение предприятия выдается за социальную защи­щенность, стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Поэто­му большинство граждан психологически не готовы к деловой активности и предпринимательству.

Внутренняя среда деятельности предприятия характеризуется наличием и использованием производственных ресурсов и каче­ством менеджмента.

По одной из классификаций ресурсы предприятия подразде­ляются на естественные, материальные, информационные, трудо­вые, предпринимательские и капитал. Подробная характеристи­ка перечисленных ресурсов будет приведена в последующих раз­делах нашего учебника.

В зависимости от видов готовой продукции предприятие ис­пользует различные ресурсы в различных соотношениях и коли­чествах. Одно из главных правил рыночной экономики заключа­ется в том, что все ресурсы должны иметь своего хозяина, а вла­делец ресурсов вправе рассчитывать на вознаграждение и возмещение со стороны предприятия, пользующегося этими ре­сурсами или приобретающего их у владельца. Расходы предприя­тия на покупку ресурсов называются издержками производства, но одновременно становятся доходами владельцев этих ресурсов. Экономика устроена так, что все издержки производства непре­менно становятся чьими-то доходами. Например, расходы пред­приятия на оплату трудовых ресурсов автоматически становятся доходами наемных работников, заключивших с предприятием трудовой договор, а расходы на выплату процента — доходами кредиторов. Таким образом происходит циклическое воспроизвод­ство израсходованных ресурсов. Рациональному использованию ресурсов, которые всегда ограничены, способствует качественный

менеджмент предприятия, основанный на умелом взаимодействии внутренних факторов предприятия с внешней экономикой среды.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ

Все многообразие действующих в экономике предприятий обычно принято классифицировать по сходным признакам, при­сущим отдельной группе. В первую очередь все предприятия в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации различаются по их организационно-правовым формам.

Важным признаком классификации предприятий является их отраслевая принадлежность. В основу этой классификации поло­жены различия выпускаемой продукции по ее назначению, спо­собам производства и характеру потребления. В зависимости от этого предприятия разделяются на сырьевые и перерабатывающие (добыча, транспортировка и переработка нефти и газа и т.п.), ма­шиностроительные, предприятия строительного комплекса, транс­порта, связи, химической промышленности, сельскохозяйствен­ные предприятия по выращиванию продовольственных и техни­ческих культур, предприятия научно-технической сферы, оптовой и розничной торговли и т.д.

Предприятия, действующие в любой из отраслей, сильно от­личаются друг от друга ио размерам и масштабам производства и делятся на крупные, средние и малые. При отнесении предпри­ятия к одной из указанных групп учитывают, в первую очередь, численность персонала, а также стоимостный объем выпускаемой продукции и стоимость средств производства.

К средним обычно относят предприятия с численностью пер­сонала от 100 до 500 человек, к крупным — на которых работают более 500 человек.

Особое место в современной экономике занимают малые пред­приятия.

К ним относятся предприятия с ограниченной численностью работников в зависимости от их принадлежности к различным отраслям экономики. При этом в главных отраслях — промыш­ленности, строительстве и на транспорте, численность персонала малого предприятия не должна превышать 100 человек. В осталь­ных отраслях предельная численность малого предприятия огра­ничена до 50 работников, а в розничной торговле и бытовом об­служивании населения — до 30.

Во всем мире малое предпринимательство пользуется государ­ственной поддержкой. Для малых предприятий устанавливается упрощенная система учета и налогообложения, им полагаются

налоговые и иные льготы. Практика показала, что без малого биз­неса не решить проблему занятости населения, не создать той конкурентной среды, без которой не работает рыночная экономи­ка, не обеспечить того ассортимента товаров и услуг, который соответствует современным стандартам качества жизни населения.

К сожалению, в современной России малое предприниматель­ство испытывает со стороны государства не столько поддержку, сколько помехи и препятствия.

Предприятия классифицируют и по назначению выпускаемой продукции. Это могут быть предприятия, производящие продукцию производственно-технического назначения: оборудование, стро­ительные материалы, комплектующие детали и т.д., а также — производящие предметы потребления.

По формам собственности предприятия делятся на частные, государственные, муниципальные и кооперативные. Эти различия предприятий учитываются при отнесении их к той или иной орга­низационно-правовой форме, о чем более подробно мы расскажем в следующей теме.

Еще предприятия подразделяются по принадлежности капитала. Они могут быть национальными, иностранными и совместными.

Это основные признаки, по которым в настоящее время при­нято классифицировать предприятия. Можно отметить и ряд дру­гих: по специализации (специализированные, диверсификацион-ные, комбинированные); по методам организации производствен­ного процесса (поточный, партионный, единичный); по времени работы в течение года (круглогодично и сезонного действия).

Классификация предприятий очень важна для разработки нор­мативной и технологической документации, которая может быть типовой для однородных предприятий. В то же время в любой принятой классификации есть определенная условность. Часто отраслевая принадлежность не имеет четкого определения, поэто­му очень много предприятий имеют межотраслевую структуру и являются многопрофильными, выпускающими продукцию широ­кого ассортимента. Требования конкуренции заставляют предпри­ятия выходить за рамки узкой специализации.

Наши рекомендации