Раздел 5. издержки производства
И СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ..............................................................162
Глава 16. Классификация и калькулирование затрат
на производство и реализацию продукции.....................................................162
16.1. Понятие издержек производства.................................................. 162
16.2. Понятие предельных издержек..................................................... 163
16.3. Метод директ-костинг. Маржинальная прибыль........................ 163
16.4. Группировка издержек по статьям и элементам затрат..... 166
16.5. Методы калькулирования себестоимости продукции....166
Практическое задание № 8
«Составление калькуляции затрат на производство
и реализацию продукции»....................................................................................... 168
Глава 17. Сметная стоимость строительства
и виды себестоимости строительных работ.....................................................169
17.1. Понятие сметной стоимости строительства.................................. 169
17.2. Методы определения сметной стоимости..................................... 170
17.3. Структура сметной стоимости строительства.............................. 171
17.4. Сметная прибыль............................................................................ 175
17.5. Система ценообразования и сметного нормирования...175
17.6. Сметная документация.................................................................. 176
17.7. Сметные расчеты............................................................................ 177
17.8. Сводка затрат.................................................................................. 178
17.9. Сметная, плановая и фактическая себестоимость
строительно-монтажных работ..................................................... 178
17.10. Важнейшие пути снижения производственных затрат....179
Практическое задание № 9
«Составление локального сметного расчета»........................................................ 180
Контрольные вопросы............................................................................182
РАЗДЕЛ 6. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ)............... .....183
Глава 18. Финансовые ресурсы организации.................................................183
18.1. Сущность финансов предприятия................................................. 183
18.2. Функции финансов предприятия................................................... 184
18.3. Структура финансовых источников.............................................. 184
Глава 19. Взаимодействие организации с различными
финансовыми институтами................................................................................188
19.1. Взаимоотношение организации с банками.................................... 188
19.2. Кредитные отношения с банками и поставщиками...................... 188
19.3. Факторинг....................................................................................... 191
19.4. Лизинг.............................................................................................. 191
19.5. Виды банковских услуг.................................................................. 192
19.6. Ценные бумаги (облигации, акции)............................................... 192
19.7. Инвестиционные институты........................................................... 194
19.8. Виды рисков, анализ, прогнозирование........................................ 196
19.9. Товарная биржа............................................................................... 199
Глава 20. Показатели эффективности деятельности
организации (предприятия)...............................................................................201
20.1. Понятие эффективности................................................................. 201
20.2. Показатели рентабельности........................................................... 202
20.3. Виды прибыли................................................................................. 202
20.4. Расходы фонда накопления............................................................ 203
20.5. Особенности эффективности строительной организации...204
Контрольные вопросы............................................................................205
РАЗДЕЛ 7. ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ.............207
Глава 21. Общая характеристика налоговой системы.................................207
21.1. Понятие налогов, их функции....................................................... 207
21.2. Участники налоговых отношений................................................. 207
21.3. Налоговый кодекс Российской Федерации................................... 208
21.4. Функции налогов............................................................................ 209
Глава 22. Классификация налогов...................................................................210
22.1. Виды налогов.................................................................................. 210
22.2. Порядок исчисления налога.......................................................... 212
Глава 23. Основные налоги, затрагивающие
предпринимательскую деятельность строительных
организаций...........................................................................................................213
Глава 24. Методика расчета налогов в строительстве.................................214
24.1. Федеральный налог — НДС......................................................... 214
24.2. Федеральный налог на прибыль................................................... 219
24.3. Региональный налог на имущество.............................................. 222
24.4. Местный налог на землю............................................................... 222
Глава 25. Упрощенная система налогообложения
для малых предприятий в строительном бизнесе.....................................223
Контрольные вопросы225
РАЗДЕЛ 8. ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА228
Глава 26. Строительная продукция в системе маркетинга228
26.1. Особенности строительной продукции как товара....................... 229
26.2. Маркетинговые исследования рынка
строительной продукции230
26.3. Маркетинговая стратегия строительной организации....232
26.4. Сегментация рынка строительной продукции............................. 234
26.5. Позиционирование строительной продукции на рынке.............. 234
Глава 27. Особенности сбыта строительной продукции236
27.1. Функции сбытового маркетинга.................................................... 236
27.2. Реализация строительных контрактов через торги...................... 238
27.3. Маркетинговые коммуникации в строительстве......................... 240
27.4. Контроль как одна из функций управления................................ #'
маркетингом................................................................................... 242
Контрольные вопросы............................................................................243
РАЗДЕЛ 9. ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
И БИЗНЕС-ПЛАН ПРЕДПРИЯТИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ)..............................245
Глава 28, Основы планирования в организации..........................................245
28.1. Функции и задачи планирования................................................... 245
28.2. Элементы стратегического планирования.................................... 245
28.3. Виды и методы планирования....................................................... 249
28.4. Система показателей плана............................................................ 250
28.5. Оперативно-календарное планирование....................................... 253
Глава 29. Разработка бизнес-плана организации (предприятия)....254
29.1. Назначение бизнес-плана............................................................... 254
29.2. Методика составления бизнес-плана
(проекта, участка, цеха и т.д.)....................................................... 256
Глава 30. Инвестиционная политика организации (предприятия)...........279
30.1. Инвестиции...................................................................................... 279
30.2. Структура инвестиций.................................................................... 281
30.3. Источники привлечения капитала................................................. 282
30.4. Инвестиционное проектирование............................................ .....284
30.5. Инвестиции как источник экономического роста........................ 287
30.6. Оценка инвестиций. Социально-экономическая
эффективность инвестиций........................................................... 288
Контрольные вопросы............................................................................292
Глоссарий.............................................................................................................294
Введение
Цель предлагаемого учебника «Экономика отрасли» — сформировать у молодых специалистов представления о роли строительства в национальной экономике, раскрыть современные теоретические и практические знания в области экономики строительства. Задачи дисциплины «Экономика отрасли»: изучение особенностей строительства как отрасли материального производства;
изучение и анализ хозяйственной деятельности строительных предприятий различных организационно-правовых форм;
определение ресурсов строительного предприятия и основные направления повышения эффективности их использования;
изучение особенностей организации финансирования и кредитования капитальных вложений;
изучение особенностей ценообразования в строительстве; ознакомление с особенностями нормирования и оплаты труда; раскрытие практических аспектов стратегического планирования.
«Экономика отрасли» изучается после овладения учащимися основными техническими дисциплинами специальности. Экономика строительства тесно связана с экономическими и техническими дисциплинами: общеэкономические дисциплины — теоретическая экономика, микро- и макроэкономика, основы менеджмента, маркетинга и др.; специальные строительные дисциплины — технология и организация строительного производства, архитектура, строительные материалы и конструкции, строительные машины; общетехнические дисциплины — сопротивление материалов, строительная механика, теоретическая механика, теория машин и механизмов, детали машин. Специальные экономические дисциплины — анализ хозяйственной деятельности, финансы и кредит, бухгалтерский учет и аудит, статистика капитального строительства, экономика отрасли (наука строительной отрасли, изучающая общие экономические закономерности в области капитального строительства). Экономика отрасли связана с научными дисциплинами, изучающими законы современной экономики, с одной стороны, с другой — она базируется на достижениях специальных строительных дисциплин. В свою очередь экономика отрасли — теоретическая основа для социально-экономических дисциплин: «Финансирование и кредитование строительства», «Бюджетирование», «Финансовый менеджмент», «Бизнес-планирование», «Бухгалтерский учет и аудит» и др.
Раздел 1