Раздел 5. издержки производства

И СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ..............................................................162

Глава 16. Классификация и калькулирование затрат

на производство и реализацию продукции.....................................................162

16.1. Понятие издержек производства.................................................. 162

16.2. Понятие предельных издержек..................................................... 163

16.3. Метод директ-костинг. Маржинальная прибыль........................ 163

16.4. Группировка издержек по статьям и элементам затрат..... 166

16.5. Методы калькулирования себестоимости продукции....166

Практическое задание № 8

«Составление калькуляции затрат на производство

и реализацию продукции»....................................................................................... 168

Глава 17. Сметная стоимость строительства

и виды себестоимости строительных работ.....................................................169

17.1. Понятие сметной стоимости строительства.................................. 169

17.2. Методы определения сметной стоимости..................................... 170

17.3. Структура сметной стоимости строительства.............................. 171

17.4. Сметная прибыль............................................................................ 175

17.5. Система ценообразования и сметного нормирования...175

17.6. Сметная документация.................................................................. 176

17.7. Сметные расчеты............................................................................ 177

17.8. Сводка затрат.................................................................................. 178

17.9. Сметная, плановая и фактическая себестоимость
строительно-монтажных работ..................................................... 178

17.10. Важнейшие пути снижения производственных затрат....179

Практическое задание № 9

«Составление локального сметного расчета»........................................................ 180

Контрольные вопросы............................................................................182

РАЗДЕЛ 6. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ)............... .....183

Глава 18. Финансовые ресурсы организации.................................................183

18.1. Сущность финансов предприятия................................................. 183

18.2. Функции финансов предприятия................................................... 184

18.3. Структура финансовых источников.............................................. 184

Глава 19. Взаимодействие организации с различными
финансовыми институтами................................................................................188

19.1. Взаимоотношение организации с банками.................................... 188

19.2. Кредитные отношения с банками и поставщиками...................... 188

19.3. Факторинг....................................................................................... 191

19.4. Лизинг.............................................................................................. 191

19.5. Виды банковских услуг.................................................................. 192

19.6. Ценные бумаги (облигации, акции)............................................... 192

19.7. Инвестиционные институты........................................................... 194

19.8. Виды рисков, анализ, прогнозирование........................................ 196

19.9. Товарная биржа............................................................................... 199

Глава 20. Показатели эффективности деятельности
организации (предприятия)...............................................................................201

20.1. Понятие эффективности................................................................. 201

20.2. Показатели рентабельности........................................................... 202

20.3. Виды прибыли................................................................................. 202

20.4. Расходы фонда накопления............................................................ 203

20.5. Особенности эффективности строительной организации...204

Контрольные вопросы............................................................................205

РАЗДЕЛ 7. ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ.............207

Глава 21. Общая характеристика налоговой системы.................................207

21.1. Понятие налогов, их функции....................................................... 207

21.2. Участники налоговых отношений................................................. 207

21.3. Налоговый кодекс Российской Федерации................................... 208

21.4. Функции налогов............................................................................ 209

Глава 22. Классификация налогов...................................................................210

22.1. Виды налогов.................................................................................. 210

22.2. Порядок исчисления налога.......................................................... 212

Глава 23. Основные налоги, затрагивающие
предпринимательскую деятельность строительных
организаций...........................................................................................................213

Глава 24. Методика расчета налогов в строительстве.................................214

24.1. Федеральный налог — НДС......................................................... 214

24.2. Федеральный налог на прибыль................................................... 219

24.3. Региональный налог на имущество.............................................. 222

24.4. Местный налог на землю............................................................... 222

Глава 25. Упрощенная система налогообложения

для малых предприятий в строительном бизнесе.....................................223

Контрольные вопросы225

РАЗДЕЛ 8. ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА228

Глава 26. Строительная продукция в системе маркетинга228

26.1. Особенности строительной продукции как товара....................... 229

26.2. Маркетинговые исследования рынка

строительной продукции230

26.3. Маркетинговая стратегия строительной организации....232

26.4. Сегментация рынка строительной продукции............................. 234

26.5. Позиционирование строительной продукции на рынке.............. 234

Глава 27. Особенности сбыта строительной продукции236

27.1. Функции сбытового маркетинга.................................................... 236

27.2. Реализация строительных контрактов через торги...................... 238

27.3. Маркетинговые коммуникации в строительстве......................... 240

27.4. Контроль как одна из функций управления................................ #'
маркетингом................................................................................... 242

Контрольные вопросы............................................................................243

РАЗДЕЛ 9. ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

И БИЗНЕС-ПЛАН ПРЕДПРИЯТИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ)..............................245

Глава 28, Основы планирования в организации..........................................245

28.1. Функции и задачи планирования................................................... 245

28.2. Элементы стратегического планирования.................................... 245

28.3. Виды и методы планирования....................................................... 249

28.4. Система показателей плана............................................................ 250

28.5. Оперативно-календарное планирование....................................... 253

Глава 29. Разработка бизнес-плана организации (предприятия)....254

29.1. Назначение бизнес-плана............................................................... 254

29.2. Методика составления бизнес-плана

(проекта, участка, цеха и т.д.)....................................................... 256

Глава 30. Инвестиционная политика организации (предприятия)...........279

30.1. Инвестиции...................................................................................... 279

30.2. Структура инвестиций.................................................................... 281

30.3. Источники привлечения капитала................................................. 282

30.4. Инвестиционное проектирование............................................ .....284

30.5. Инвестиции как источник экономического роста........................ 287

30.6. Оценка инвестиций. Социально-экономическая
эффективность инвестиций........................................................... 288

Контрольные вопросы............................................................................292

Глоссарий.............................................................................................................294

Введение

Цель предлагаемого учебника «Экономика отрасли» — сформи­ровать у молодых специалистов представления о роли строитель­ства в национальной экономике, раскрыть современные теорети­ческие и практические знания в области экономики строительства. Задачи дисциплины «Экономика отрасли»: изучение особенностей строительства как отрасли материаль­ного производства;

изучение и анализ хозяйственной деятельности строительных предприятий различных организационно-правовых форм;

определение ресурсов строительного предприятия и основные направления повышения эффективности их использования;

изучение особенностей организации финансирования и креди­тования капитальных вложений;

изучение особенностей ценообразования в строительстве; ознакомление с особенностями нормирования и оплаты труда; раскрытие практических аспектов стратегического планирова­ния.

«Экономика отрасли» изучается после овладения учащимися основными техническими дисциплинами специальности. Эконо­мика строительства тесно связана с экономическими и техничес­кими дисциплинами: общеэкономические дисциплины — теоретичес­кая экономика, микро- и макроэкономика, основы менеджмен­та, маркетинга и др.; специальные строительные дисциплины — технология и организация строительного производства, архитек­тура, строительные материалы и конструкции, строительные ма­шины; общетехнические дисциплины — сопротивление материалов, строительная механика, теоретическая механика, теория машин и механизмов, детали машин. Специальные экономические дисцип­лины — анализ хозяйственной деятельности, финансы и кредит, бухгалтерский учет и аудит, статистика капитального строитель­ства, экономика отрасли (наука строительной отрасли, изучающая общие экономические закономерности в области капитального строительства). Экономика отрасли связана с научными дисцип­линами, изучающими законы современной экономики, с одной стороны, с другой — она базируется на достижениях специальных строительных дисциплин. В свою очередь экономика отрасли — теоретическая основа для социально-экономических дисциплин: «Финансирование и кредитование строительства», «Бюджетирова­ние», «Финансовый менеджмент», «Бизнес-планирование», «Бух­галтерский учет и аудит» и др.

Раздел 1

Наши рекомендации