Технологии нейролингвистического программирования (НЛП)

Первые работы по данному направлению психотерапии появились в США в период с 1975 по 1979 гг. «Отцами» НЛП являются американские психологи Д. Бэндлер и Д. Гриндер. Ряд важных положений этой методики разработал психотерапевт М. Эриксон.

НЛП является новой прогрессивной технологией эффективной коммуникации. В самом названии «нейро» указывает на отношение к нервной системе человека, «лин­гвистическое» подчеркивает роль языка коммуникации и воздействия на адресата, «программирование» указывает на целенаправленность воздействий и наличие определенной программы для достижений цели.

Сила НЛП-техники заключается в использовании глу­бинных составляющих нашей психики на сознательном и подсознательном уровнях. В книгах известных психологов (В.П. Шейнова и др.) описана система подстройки к челове­ку и установки раппорта, то есть присоединения к его языку, голосу, движению, дистанции в отношениях, необходимость рефрейминга (переосмысления отрицательных аспектов жизни в положительные) и другие техники.

ТНЛП — система средств для познания и изменения человеческого поведения и мышления. Основное положение ТНЛП — люди воспринимают, понимают, думают и вспо­минают по трем основным сенсорным типам:

1. Визуальная модальность (ВМ) — информация как комплекс зрительных образов мы говорим: вот видишь, представь, посмотрите, мне кажется, прекрасно, ярко и т.д.) (художники, архитекторы);

2. Аудиальная модальность (АМ) — информация как комплекс звуков (мы говорим: послушайте, созвучно мне, логично, тихо, громко и т.д.) (музыканты, литераторы);

3. Кинестетическая модальность (КМ) — информация как комплекс ощущений: вкус, осязание и обоняние (мы говорим: чувствуешь, легко, тяжело, тепло, притрагиваться и т.д.) (повара, «нюхачи-эксперты»).

Менеджер высшего уровня

60% ВМ + 40% АМ

(видение) (логика)

2. Менеджер среднего уровня

50% АМ + 50% ВМ

Менеджер низового уровня

60% АМ + 20% КМ + 30% ВМ

(логика) (экспертиза) (видение)

Специалист

50% АМ + 40% КМ + 10% ВМ

(логика) (экспертиза) (видение)

Я = а * (АМ) + б * (ВМ) + в * (КМ) = 100%,

где ВМ — визуальная модальность; АМ — аудиальная модальность; КМ — кинестетическая модальность.

Задание 6.7

Невербальная коммуникация

Невербальные сигналы дают около 60% информации о коллегах, партнерах, администрации. Дело не только в ко­личестве получаемой информации, но и в высокой степени доверия к ней (70-72%), которое может зародиться даже помимо воли вне контроля адресата воздействия (53%). Поэтому имеет смысл изучить эти сигналы и правильно ими пользоваться.

Информация без слов очень эффективна:

тон голоса 63% эффекта — содержание информации;

34% эффекта — тон голоса;

выражение 45% эффекта — содержание сказанного;

лица 55 % эффекта — выражение лица.

Дистанция (мера отдаленности в отношениях) имеет национальные особенности. Невербальные коммуникации имеют бессознательную основу, ими трудно манипули­ровать, однако от невербальной коммуникации зависит интерпретация информации.

Таблица 6.1 - Основные типы невербальной коммуникации

Основные типы невербальной коммуникации Примеры
1. Движение тела Жесты, лицо, зрачки, поза, осо­бенности языка
2. Личные физические качества Вес, рост, строение тела
3. Речь Качество голоса, частота голоса
4. Использование среды Дистанция в отношениях
5. Знаки внимания Знаки доброй воли
6. Физическая среда Дизайн, декорации, освещен­ность, шум
7 Время Пунктуальность, временной статус

Таблица 6.2 - Поведение победителя и неудачника

Победитель Неудачник
1 . Время остается от работы 1 . Времени не хватает
2. Решает проблему 2. Обходит ее
3. Выполняет обязательства 3. Обещает
4. Знает, где бороться и где отступать 4. Отступает без борьбы, а бо­рется без смысла
5. Умеет слушать других 5. Говорит сам
6. Учится у более способных 6. Ищет их слабые стороны
7. Убеждает и объясняет 7. Оправдывается
8. Чувствует ответственность за дело в целом 8. Не берет ответственность на себя
9. Сам задает темп работы 9. Скорости: апатическая и истерическая
10. Не боится ошибок 10. Избегает критики
1 1 . Внимание на возможностях дела 1 1 . Внимание на трудностях
12. Ищет решение проблемы 12. Ищет оправдание неудач

Конкретная ситуация и поведение в ней работника могут быть проанализированы по комплексу ответов на вопросы:

Неудачник

Чем вызвана неудача?

Что сделал неправильно?

К чему привело: упущенные выгоды.

Сделать выводы и стереть из памяти.

Победитель

Чем вызвана победа?

Что реально лично сделал для нее?

К чему привела победа?

Что мешало ранее?

Что способствовало сейчас?

Сделать критический анализ и зафиксировать в па­мяти.

Если жизнь поставит вам кассету неудачника, ос­тановитесь, оглянитесь и постарайтесь ее поменять на обратную!

Задание 6.8

Наши рекомендации