Технологии нейролингвистического программирования (НЛП)
Первые работы по данному направлению психотерапии появились в США в период с 1975 по 1979 гг. «Отцами» НЛП являются американские психологи Д. Бэндлер и Д. Гриндер. Ряд важных положений этой методики разработал психотерапевт М. Эриксон.
НЛП является новой прогрессивной технологией эффективной коммуникации. В самом названии «нейро» указывает на отношение к нервной системе человека, «лингвистическое» подчеркивает роль языка коммуникации и воздействия на адресата, «программирование» указывает на целенаправленность воздействий и наличие определенной программы для достижений цели.
Сила НЛП-техники заключается в использовании глубинных составляющих нашей психики на сознательном и подсознательном уровнях. В книгах известных психологов (В.П. Шейнова и др.) описана система подстройки к человеку и установки раппорта, то есть присоединения к его языку, голосу, движению, дистанции в отношениях, необходимость рефрейминга (переосмысления отрицательных аспектов жизни в положительные) и другие техники.
ТНЛП — система средств для познания и изменения человеческого поведения и мышления. Основное положение ТНЛП — люди воспринимают, понимают, думают и вспоминают по трем основным сенсорным типам:
1. Визуальная модальность (ВМ) — информация как комплекс зрительных образов мы говорим: вот видишь, представь, посмотрите, мне кажется, прекрасно, ярко и т.д.) (художники, архитекторы);
2. Аудиальная модальность (АМ) — информация как комплекс звуков (мы говорим: послушайте, созвучно мне, логично, тихо, громко и т.д.) (музыканты, литераторы);
3. Кинестетическая модальность (КМ) — информация как комплекс ощущений: вкус, осязание и обоняние (мы говорим: чувствуешь, легко, тяжело, тепло, притрагиваться и т.д.) (повара, «нюхачи-эксперты»).
Менеджер высшего уровня
60% ВМ + 40% АМ
(видение) (логика)
2. Менеджер среднего уровня
50% АМ + 50% ВМ
Менеджер низового уровня
60% АМ + 20% КМ + 30% ВМ
(логика) (экспертиза) (видение)
Специалист
50% АМ + 40% КМ + 10% ВМ
(логика) (экспертиза) (видение)
Я = а * (АМ) + б * (ВМ) + в * (КМ) = 100%,
где ВМ — визуальная модальность; АМ — аудиальная модальность; КМ — кинестетическая модальность.
Задание 6.7
Невербальная коммуникация
Невербальные сигналы дают около 60% информации о коллегах, партнерах, администрации. Дело не только в количестве получаемой информации, но и в высокой степени доверия к ней (70-72%), которое может зародиться даже помимо воли вне контроля адресата воздействия (53%). Поэтому имеет смысл изучить эти сигналы и правильно ими пользоваться.
Информация без слов очень эффективна:
тон голоса 63% эффекта — содержание информации;
34% эффекта — тон голоса;
выражение 45% эффекта — содержание сказанного;
лица 55 % эффекта — выражение лица.
Дистанция (мера отдаленности в отношениях) имеет национальные особенности. Невербальные коммуникации имеют бессознательную основу, ими трудно манипулировать, однако от невербальной коммуникации зависит интерпретация информации.
Таблица 6.1 - Основные типы невербальной коммуникации
Основные типы невербальной коммуникации | Примеры |
1. Движение тела | Жесты, лицо, зрачки, поза, особенности языка |
2. Личные физические качества | Вес, рост, строение тела |
3. Речь | Качество голоса, частота голоса |
4. Использование среды | Дистанция в отношениях |
5. Знаки внимания | Знаки доброй воли |
6. Физическая среда | Дизайн, декорации, освещенность, шум |
7 Время | Пунктуальность, временной статус |
Таблица 6.2 - Поведение победителя и неудачника
Победитель | Неудачник |
1 . Время остается от работы | 1 . Времени не хватает |
2. Решает проблему | 2. Обходит ее |
3. Выполняет обязательства | 3. Обещает |
4. Знает, где бороться и где отступать | 4. Отступает без борьбы, а борется без смысла |
5. Умеет слушать других | 5. Говорит сам |
6. Учится у более способных | 6. Ищет их слабые стороны |
7. Убеждает и объясняет | 7. Оправдывается |
8. Чувствует ответственность за дело в целом | 8. Не берет ответственность на себя |
9. Сам задает темп работы | 9. Скорости: апатическая и истерическая |
10. Не боится ошибок | 10. Избегает критики |
1 1 . Внимание на возможностях дела | 1 1 . Внимание на трудностях |
12. Ищет решение проблемы | 12. Ищет оправдание неудач |
Конкретная ситуация и поведение в ней работника могут быть проанализированы по комплексу ответов на вопросы:
Неудачник
Чем вызвана неудача?
Что сделал неправильно?
К чему привело: упущенные выгоды.
Сделать выводы и стереть из памяти.
Победитель
Чем вызвана победа?
Что реально лично сделал для нее?
К чему привела победа?
Что мешало ранее?
Что способствовало сейчас?
Сделать критический анализ и зафиксировать в памяти.
Если жизнь поставит вам кассету неудачника, остановитесь, оглянитесь и постарайтесь ее поменять на обратную!
Задание 6.8