Составляющих экологизации вашего бизнеса

Использование энергии

Энергия, по крайней мере в настоящее время неразрывно связана с выбросами углерода, которые вызывают настолько серьезные изменения климата, что мы ощущаем их уже сейчас.
При использовании энергии нужен комплексный подход. С одной, стороны мы сокращаем потребление энергии, с другой заменяем купленную энергию на энергию из возобновляемых источников.
Если вы никогда раньше не занимались вопросами энергоэффективности, достичь 30%-го сокращения будет легко. Некоторые эксперты, такие как Эймори Ловинс соавтор книги «Естественный капитализм: грядущая промышленная революция» считает, что потенциально вполне вероятна экономия энергии на 75%.
Есть 4 основных этапа экологизации каждого процесса: оценка, планирование, анализ и реализация. Эти этапы, фактически можно применять к каждому из указанных направлений.
В данном случае сокращение расходов энергии следовало бы начать с энергетического аудита всех производственных процессов.


Использование воды

Для любой современной компании сейчас доступен широкий спектр мер по сохранению воды от производственных процессов и организации офисного пространства до благоустройства прилегающих территорий и столовых.
Работа над максимально эффективным использованием существующих водных ресурсов может привести как к сокращению расходов по растущим тарифам на воду, так и расходам на ее очистку.
3. Переработка отходов

В мире одноразовых товаров, вопрос создания компаний с нулевыми отходами стало приоритетным во всем мире.
Можно выделить 4 аспекта, которые следует изучить для выявления главных источников отходов в своем бизнесе:
1. Перепроизводство товаров — устранение этого фактора, ключевой шаг в сокращении отходов.
2. Ненужное оборудование — храня ненужное оборудования, бизнес во многих смыслах теряет ресурсы и энергию
3. Перевозка и перемещение материалов — лишние перемещения, это лишние энергозатраты, а значит лишние выбросы.
4. Устранение дефектов в продукции.
Более качественные алгоритмы производства могут снизить количество сырья и энергии на производство дефективной продукции. Все негодные к использованию компоненты придется переработывать или утилизировать, а это дополнительные расходы.
4. Деловые поездки и перевозки

Процесс экологизации ваших поездок и перевозок следовало бы начать с измерения углеродного следа используя простой углеродный калькулятор. Сокращение выбросов от перевозок, означает снижение расходов на топливо.
В мире, где существует интернет и мобильная связь, нет необходимости обязательно физически присутствовать на всех встречах. Онлайн-конференции и электронная переписка может существенно сэкономить энергозатраты по поездкам и соответственно уменьшить выбросы.
Тем более имеет смысл создавать цифровые товары вместо материальных, это намного экологичней и прибыльней.
5. Офисное оборудование и компьютерная техника

Тут есть 2 пути:
регулярное, раз в 3 года обновление оборудования, с перепродажей старого

· энергоэффективное использования компьютерной техники в процессе эксплуатации.

По оценкам экспертов, 65% энергии потребляется (растрачивается) компьютерами, когда они полностью бездействуют.
6. Поставки и закупки

Сейчас у нас мало кто обращает внимание на экологические и социальные составляющие при закупке товаров и сырья. Но именно эти факторы могут повлиять на более рациональное их производство и добычу. Экологические товары имеют меньше упаковки, и соответственно меньше энергозатрат на их комплектацию и доставку. Меньше загрязнителей и токсических веществ, меньше расходов на их очистку и т.д…
Для этого создается технологическая карта цепочки поставок, где указываются все ресурсы, их поставщики и оценка каждого ресурса.
7. Экологическое проектирование зданий

Любой тип построек может потенциально стать экологичным или экологически устойчивым. Новые постройки могут быть изначально спроектированы и введены в эксплуатацию на экологичной основе. Существуют стандарты зеленых зданий, самые распространенные из них LEED и BREAM. Существующие постройки, многие из которых крайне неэффективны могут стать экологичными благодаря реконструкции, переоборудованию и улучшению эксплуатации.
Иногда, простое внедрение более энергоэффективных решений может привести к экономии расходов на обогрев и охлаждение зданий на 30% с тем же положительным эффектом на строительные затраты и комфорт. При комплексном подходе эти расходы можно резко сократить гораздо больше, чем на 30%.
8. Экологический дизайн товаров и услуг

Экодизайн требует глубокого взгляда на полный жизненный цикл товара от исходного материала, из которого он производится и до конца его срока службы, и требует поиска любой возможности уменьшить общее воздействие товара или услуги на окружающую среду.
Одна из целей экологичных разработок — резко увеличить отдачу от природных ресурсов, используемых нашим обществом.
Используйте принципы экодизайна для создания более устойчивого производства своих товаров и услуг.
Один из них От колыбели до колыбели, предполагает проектирование непрерывного круговорота материалов, как это происходит в природе. Или же разработка продуктов, наименее вредных для живых существ и окружающей среды.
9. Экомаркировка и сертификация

Все больше потребителей ваших товаров и услуг также понимают, что защита окружающей среды требует серьезных изменений. Потребительские опросы показали, что около 75% покупателей думают об экологических проблемах при принятии решений при покупке.
В мире перепроизводства создание сертифицированной экологически чистой продукции создает нишу, где практически нет конкуренции. Такие предприятия быстро выделяются на рынке и становятся известными, что сказывается на окупаемости и рентабельности в целом.

Концепции устойчивого развития бизнеса отвечают базисные экологические стратегии:
Стратегия достаточности –добровольное ограничение потребления и соответствующее изменение стиля жизни;
^ Стратегия чистого производства,обеспечивающая минимизацию негативного воздействия на окружающую среду отдельного предприятия путем радикального изменения технологии (чистое производство), номенклатуры выпускаемой продукции и применяемого сырья и т.п.;
^ Стратегия эко-эффективности– существенное увеличение коэффициента использования сырьевых ресурсов и коэффициента полезного действия всех технологических процессов;
^ Стратегия циркулярности –минимизация отходов и сокращение нагрузки на природу постредством формирования между предприятиями своеобразных индустриальных снабженческих цепей, реализующих кругооборот потоков сырья и отходов, который поставлен в соответствие с ассимилирующим потенциалом природы;
^ Стратегия кооперирования – согласованное сокращение отрицательного воздействия на состояние природной среды со стороны целой группы предприятий, кооперирующихся между собой в совместном решении экологических проблем, в ресурсосбережении и минимизация отходов.

Общепринятого определения социальной ответственности бизнеса в международной практике не существует, что дает повод понимать термин "социальная ответственность бизнеса" каждому по-своему.

Под социальной ответственностью бизнеса понимается и благотворительность, и меценатство, и корпоративная социальная ответственность, и социально-маркетинговые программы, и спонсорство, и филантропия и т.д.

Обобщая можно сказать, что социальная ответственность бизнеса — это влияние бизнеса на общество, ответственность тех, кто принимает бизнес-решения, перед теми, на кого прямо или косвенно эти решения влияют.

Данное определение социальной ответственности бизнеса скорее идеальное, и не может быть полностью претворено в действительность хотя бы потому, что просчитать все последствия одного решения просто невозможно. Но социальная ответственность бизнеса — это не правило, а этический принцип, который должен быть задействован в процессе принятия решения.

Социальная ответственность бизнеса носит многоуровневый характер:

1. Базовый уровень социальной ответственности бизнеса предполагает выполнение следующих обязательств: своевременная оплата налогов, выплата заработной платы, по возможности — предоставление новых рабочих мест (расширение рабочего штата).

2. Второй уровень социальной ответственности бизнеса предполагает обеспечение работников адекватными условиями не только работы, но и жизни: повышение уровня квалификации работников, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы.

Такой тип социальной ответственности бизнеса был условно назван «корпоративной ответственностью».

3. Третий, высший уровень социальной ответственности бизнеса предполагает благотворительную деятельность.

К внутренней социальной ответственности бизнеса можно отнести:

1. Безопасность труда

2. Стабильность заработной платы

3. Поддержание социально значимой заработной платы

4. Дополнительное медицинское и социальное страхование сотрудников

5. Развитие человеческих ресурсов через обучающие программы и программы подготовки и повышения квалификации

6. Оказание помощи работникам в критических ситуациях

К внешней социальной ответственности бизнеса можно отнести:

1. Спонсорство и корпоративная благотворительность

2. Содействие охране окружающей среды

3. Взаимодействие с местным сообществом и местной властью

4. Готовность участвовать в кризисных ситуациях

5. Ответственность перед потребителями товаров и услуг (выпуск качественных товаров)

Типы социальных программ:

· собственные программы компаний;

· программы партнерства с местными, региональными и федеральными органами государственного управления;

· программы партнерства с некоммерческими организациями;

· программы сотрудничества с общественными организациями и профессиональными объединениями;

· программы информационного сотрудничества со СМИ.

Мотивы социальной ответственности бизнеса:

1. Развитие собственного персонала позволяет не только избежать текучести кадров, но и привлекать лучших специалистов на рынке.

2. Рост производительности труда в компании.

3. Улучшение имиджа компании, рост репутации.

4. Реклама товара или услуги.

5. Освещение деятельности компании в СМИ.

6. Стабильность и устойчивость развития компании в долгосрочной перспективе.

7. Возможность привлечения инвестиционного капитала для социально-ответственных компаний выше, чем для других компаний.

8. Сохранение социальной стабильности в обществе в целом.

9. Налоговые льготы.

Инструменты реализации социальных программ:

1. Благотворительные пожертвования и спонсорская помощь

2. Добровольное вовлечение сотрудников компании в социальные программы

3. Корпоративное спонсорство

4. Корпоративный фонд

5. Денежные гранты

6. Социальные инвестиции

7. Социальный маркетинг

Задание№3

Порядок выполнения задания (алгоритм):

· сформулируйте кратко-, средне- и долгосрочные цели Вашей компании

· разработайте план устойчивого развития

· разработайте аспекты экологической, социальной, экономической устойчивости Вашего бизнеса.

Задание№4

Порядок выполнения задания (алгоритм):Проведите анализ реалистичности плана устойчивого развития Вашего бизнеса, используя предложенную методику.

Наши рекомендации