Потребности в денежных средствах

Чтобы верно определить потребности предприятия в денежных средствах, нужно предвидеть будущие события, способные повлиять на эти потребности. Для такого предвидения вам, в свою очередь, понадобятся точный расчет, интуиция и просто удача.

Проще всего начать с оценки суммы на приобретение материальных активов, таких как оборудование, инвентарь и недвижимость. Составьте перечень всего, что вам необходимо, и на основе существующих расценок, оценок аналитиков и уже заключенных договоров определите, сколько это будет стоить. Соответствующая документация может как включаться, так и не включаться в бизнес-план – это зависит от пожеланий потенциального кредитора или инвестора. Но чтобы быть уверенным в осуществимости своих планов, предприниматель в любом случае должен ее собрать.

Прогнозировать оборотный капитал и резерв на непредвиденные расходы сложнее. В значительной мере они могут быть рассчитаны на основе прогнозируемых денежных потоков, которые мы рассмотрим более подробно в следующей главе, посвященной финансовому плану. Следует обеспечить объем капитала, достаточный для покрытия ожидаемого дефицита денежных средств на начальном этапе, и определенную дополнительную сумму, чтобы скомпенсировать с ее помощью возможные отклонения финансовых показателей от запланированного уровня либо использовать при возникновении непредвиденной проблемы или новой возможности. Точно предсказать размер этой суммы – непростая задача, так что для предпринимателя обычно лучше ошибиться в большую сторону, чем в меньшую.

И последнее замечание: предполагаемые потребности предприятия в денежных средствах должны соответствовать остальному плану. Например, если существует достаточная вероятность, что у бизнеса появятся дополнительные возможности развития и на их появление понадобится быстро отреагировать, необходимо предусмотреть соответствующий объем резервного капитала. Аналогичным образом, если предприятие ведет разработку новой линейки продуктов и трудно предсказать, когда будет получена первая выручка, следует предусмотреть резерв при расчете потребности в оборотном капитале. Цифры в данном разделе, очевидно, должны сходиться с финансовым планом, в особенности с балансом, где непосредственно отражаются как источники капитала, так и способы его применения.

Источники капитала

Указав, на что будет использован капитал, предприниматель должен назвать предполагаемые источники этого капитала.



  • Первое правило здесь заключается в том, что общий объем капитала из всех источников и общий объем затрат по всем направлениям должны совпадать.
  • Второе правило, которое уже упоминалось раньше, – не указывать условия в бизнес-плане.

Предприниматель может дать обобщенное описание источников капитала, например: «$600 000 будет привлечено путем продажи акций».

Необходимо внимательно исследовать потенциальные источники капитала. Такой-то венчурный фонд, может быть, неохотно выделяет деньги на создание предприятий. Такой-то банк, вероятно, пожелает получить определенную долю акций новой компании в обмен на согласие предоставить ей кредит. Предлагать бизнес-план на рассмотрение в места, где в нем не заинтересованы, – в лучшем случае просто бесполезная трата времени.

Кроме того, прежде чем обращаться к тому или иному инвестору или кредитору, нужно хотя бы в общих чертах представлять себе принятый у него порядок рассмотрения бизнес-планов, чтобы подать свое предложение наилучшим образом.

Желательно также понимать, кто лично будет рассматривать бизнес-план. Предоставление финансирования во многих случаях связано с установлением долговременных отношений, так что предпринимателю, вероятно, придется контактировать с этим человеком как в благополучное, так и в тяжелое для компании время.

Вот несколько советов о том, как правильно обратиться к потенциальному источнику финансирования.

  • Если есть такая возможность, попросите кого-либо из членов своего консультативного совета – юриста, финансового специалиста, бизнесконсультанта, банкира и т. п. – представить вас. Такое посредничество привлечет внимание к вашему бизнес-плану и внушит больше доверия к нему. Заинтересовать человека, которому о вас совершенно ничего не известно, значительно сложнее.
  • Действуйте избирательно. Рассылка бизнес-плана по большому числу адресов обычно не дает хорошего результата. Мы рекомендуем выбирать наиболее привлекательные источники капитала, сосредотачивая внимание на каждом из них.
  • Будьте готовы пересмотреть план. Если все вам отказывают, проблема, возможно, заключается не в том, что вы обращаетесь не туда или не так, а в самом бизнес-плане. В этом случае стоит прислушаться к возражениям, которыми мотивируются отказы, и снова оценить план.

Некоторые организации, чтобы облегчить себе предварительную оценку бизнес-плана, просят присылать им не весь план, а только краткое резюме (вероятно, резюме для руководителя).

Если структура финансирования предполагает участие нескольких источников капитала, можно ускорить рассмотрение бизнес-плана, послав его одновременно всем потенциальным кредиторам (инвесторам).

Недостаточно просто определить подходящую организацию, предоставляющую финансирование, нужно еще найти там подходящего человека. В большой кредитной организации может быть несколько отделов, рассматривающих бизнес-планы, у венчурных капиталистов иногда бывает несколько специалистов, которые отвечают за работу с компаниями, относящимися к разным типам или находящимися на разных стадиях развития.

Процесс привлечения средств может потребовать большого напряжения сил и длительного времени. Нередко бизнесмены сосредотачивают на нем все свои силы, что, конечно, неправильно – настоящее сражение начнется лишь тогда, когда финансирование будет получено. Но как бы то ни было, привлечение средств часто становится для предпринимателя первым серьезным препятствием, и чтобы его планы получили шанс на осуществление, это препятствие должно быть преодолено.

VIII. Структура и капитализация Исходя из представленного в следующем разделе подробного анализа предполагаемых финансовых показателей, GFI определила свои потребности в дополнительном финансировании как $2 млн и планирует привлечь эту сумму в форме акционерного капитала. Из полученных средств будут финансироваться первоначальный маркетинг продукции компании, завершение разработки одних продуктов, тестирование других и обеспечение оборотного капитала, достаточного, чтобы компания могла начать работу. Условия инвестиционного соглашения будут определены в процессе переговоров. Финансирование будет использовано следующим образом:
Первоначальная маркетинговая кампания $1 млн
Разработка и тестирование продуктов $400 000
Оборотный капитал $600 000
Итого $2 млн

Наши рекомендации