Реформа системы социального страхования

Существующая до недавнего времени система социального страхования широко критиковалась как дорогостоящая, непонятная, несправедливая и, что важнейшее - угрожающая провалом. Взносы возросли с 25% фонда заработной платы в 1981 г. до 45% в последнее время. Кроме того заработная плата облагалась взносами на: Фонд гарантированных социальных пособий (0,2% фонда заработной платы), Фонд занятости (3% фонда заработной платы), а также взносами на Фонд реабилитации инвалидов, обязательными для предприятий, на которых работало свыше 50 человек, а с июля 1998 г. - свыше 20 человек. Взносы на социальное страхование лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью и их сотрудников, составляли 40% от базовой ставки, которая была определена как декларируемый доход. Этот взнос не может однако быть меньше чем 60% средней заработной платы и не больше чем 150% дохода, декларированного в предыдущем месяце.

1 января 1999 г. была введена реформа системы социального страхования. В новой системе пенсии будут состоять из двух или трех частей, выплачиваемых из разных источников: первая составляющая – перераспределительная, вторая составляющая - связанная с капиталом и третья - добровольное дополнительное страхование. В первой составляющей не будет - как и раньше - никакого выбора, кроме возможности выбрать возраст выхода на пенсию. В другой -каждый участник получает возможность выбора пенсионного фонда и может его поменять если результаты его работы окажутся неудовлетворительными. Участие в третьей составляющей -абсолютно добровольно.

Одной из форм третьей составляющей социального страхования могут быть пенсионные программы работников, которые принимают один из ниже перечисленных видов:

• Пенсионный фонд, учрежденный работниками;

• Договор об уплате работодателем взносов в инвестиционный фонд;

• Договор о коллективном страховании жизни сотрудников, подписанный между предприятием и страховой компанией (связанной с инвестиционным фондом);

• Договор об уплате работодателем взносов работников, которые становятся членами товарищества взаимного страхования (связанного с инвестиционным фондом), являющегося стороной этого договора.

Наиболее существенным изменением введенным реформой является разделение взноса на социальное страхование между работником и работодателем, благодаря чему уменьшились обязательства работодателей.

Таблица 7.2 Разделение страхового взноса

Вид страхования Процентная ставка взноса Доля взнося
Работодатель Застрахованный
Пенсионное страхование (по старости) 19,52% 9,76% 9,76%
Пенсионное страхование (по инвалидности) 13,00% 6,50% 6,50%
Страхование по болезни 2,45% - 2,45%
Страхование по несчастным случаям 1,62% 1,62% -
В целом 36.59% 17,88% 18,71%


Дополнительным элементами, увеличивающими финансовое обложение заработной платы являются:

• Взносы на Фонд гарантированных социальных пособий (0,05% фонда заработной платы);

• Взносы на Фонд занятости (2,45% фонда заработной платы);

• Оплаты в Государственный фонд реабилитации инвалидов, обязательные в предприятиях, в которых работает более 25 работников.

Лица, занимающиеся хозяйственной деятельностью и их сотрудники по закону охватываются обязательным пенсионным страхованием и страхованием по несчастным случаям. Страхование по болезни является для этой категории лиц добровольным.

Согласно исполнительным актам относящимся к закону о социальном страховании, процентная ставка взноса на социальное страхование лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью, составляет 34,55% (после корректировки страхования по несчастным случаям 34,14%). В случае добровольного страхования по болезни, взнос увеличивается на 2,45%. Базой для декларированного взноса является доход не ниже 60% средней заработной платы в предыдущем квартале.

Для работников реформа социального страхования означает шанс получить более высокую пенсию. Для работодателей она связана с рядом новых обязанностей, в том числе с необходимостью пересчета заработной платы по новым принципам, уплатой взносов, отчетностью, сбором и хранением документации. Введенные изменения особенно сильно ощущаются малыми и средними фирмами, в которых нет специализированных работников, занимающихся обслуживанием кадров.

Однако в конечном счете пенсионная реформа должна принести пользу не только работникам, но также работодателям. Взносы уплачиваются как процент от доходов работников, но только до определенной суммы (в настоящее время это 30 прогнозируемых средних заработных плат за данный год), Это приносит конкретную пользу работодателю. Возможность свободно распоряжаться "сэкономленными" деньгами может улучшить финансовое положение предприятия; дает также возможность более сильно связать с фирмой самых хороших работников, предназначая эти суммы на дополнительное страхование, премии и.т.д.

Много споров вызвали методы введения реформы и конкретные регуляции, касающиеся платежей. Закон, устанавливающий новые принципы пенсионного страхования был принят 17 декабря 1998г. и опубликован в Законодательном бюллетене 30 декабря 1998г. В этот же день появилось постановление Совета Министров относительно правил и процедуры расчета взносов, которое вступило в силу 1 января 1999 г. Отсутствие информации, новые сложные бланки и правила расчета, вступившие в силу без подготовки, особенно сильно ударили по предпринимателям. Это привело к конфликтам и неблагоприятному отношению к процессу реформы, даже среди тех кто раньше считался ее сторонником.

Наши рекомендации