Общественная помощь для предприятий в Польше и Европейском Союзе
Правила, касающиеся общественной помощи в Европейском Союзе
Несмотря на то, что Римский Договор о ЕЭС не определил точно, что такое общественная помощь, помощью государства можно считать такие действия, предпринимаемые органами государственной власти или финансируемые из государственных ресурсов, которые связаны с экономической выгодой для определенных предпринимателей, секторов, регионов или производителей определенной группы товаров.
Общественная помощь для предприятий, как фактор искажающий свободную конкуренцию, принципиально запрещается законодательством Европейского Союза, и предоставление такой помощи подвергается многочисленным ограничениям. Как не противоречащую правилам единого рынка считается - по ст. 92 Римского Договора - помощь социального характера оказываемую индивидуальным субъектам и помощь для предотвращения последствий стихийных бедствий.
Кроме того, помощь, предназначена на следующие цели может считаться не противоречащей правилам единого рынка:
• Экономическое развитие регионов, в которых уровень жизни или занятости ненормально низки;
• Реализация проектов общеевропейского значения или направленных на предотвращение серьезных потрясений в экономике страны-члена Союза;
• Облегчение развития избранных форм деятельности или регионов;
• Другие действия, утвержденные согласно определенным процедурам Союза.
К наиболее типичным формам помощи предпринимателям относятся: денежные или вещевые дотации, субвенции, преференциальные кредиты, налоговые привилегии, кредитные гарантии предоставляемые бюджетом или фондами, финансируемыми из бюджета, повышение капитала предприятия с помощью общественных средств, конверсия задолженности, снижение социальных обязательств или обязательств, связанных с охраной окружающей среды, общественные заказы, льготные услуги консалтинга.
С целью систематизировать действия, являющиеся помощью государства, Европейская Комиссия выделила три группы правил поведения: секторную, региональную и горизонтальную. Первая - секторная - относится к машиностроительной, металлургической, судостроительной, горнодобывающей, пищевой и текстильной промышленностям, а также сельского хозяйства и производства искусственного волокна. Цель региональной помощи - выравнивать различия уровня развития отдельных регионов в странах-членах. Она относится к регионам, в которых уровень ВНП в пересчете на душу населения на 25% ниже среднего для всего Союза и регионам с уровнем ВНП, по крайней мере, на 15% ниже и показателем уровня безработицы на 10% выше среднего.
Горизонтальными правилами охватывается помощь на:
• исследовательские цели;
• охрану окружающей среды;
• переквалификацию уволенных работников и социальные гарантии;
• реструктуризацию фирм;
• развитие малых и средних предприятий.
Эта последняя может быть выше, чем допускаемая помощь для данного региона на:
1. 15% валовых капиталовложений брутто в регионах с уровнем ВНП на душу населения на 15% ниже и уровнем безработицы на 10% выше, чем средние для страны;
2. 10% валовых капиталовложений брутто в регионах с уровнем ВНП на 25% ниже среднего для всего Союза;
3. 7,5-15% валовых капиталовложений брутто в регионах не охваченных региональной помощью.
Кроме того допускается общественная помощь для МСП в форма консалтинга и тренингов стоимостью в не больше чем 50% от валовых капиталовложений брутто (более 50% в исключительных случаях). Доля помощи в издержках фирмы не может превышать 50% их общего объема.
С целью обеспечить контроль размера предоставляемой общественной помощи, ст. 93 Соглашения установила процедуры относительно утверждения и контроля общественной помощи Европейской комиссией. Согласно этим правилам, общественная помощь допустима лишь после сообщения Комиссии. Отступлением от этого принципа являются - согласно принципу de minimis - программы помощи не превышающие 100 000 Евро (50 000 на инвестиции и 50 000 на другие цели) общего объема общественной помощи, предоставленной данному предприятию в течение 3 лет, не предназначенной для экспортных субвенций и применяемой вне т.н. чувствительных секторов. Несмотря на то, что эти правила независимы от величины предприятия, на практике они касаются МСП.