Таб. 6.2.3. Какова доля арендных платежей в расходах вашего предприятия
Регион | более 70% | 50%-70% | 30%-50% | Менее 30% | Затрудняюсь ответить | Индекс | ||
Тверская область | 0,0 | 6,0 | 52,0 | 42,0 | 0,0 | 188,0 | Преуспевающие регионы | |
Ямало-Ненецкий АО | 4,2 | 4,2 | 35,4 | 56,3 | 0,0 | 183,3 | ||
Магаданская область | 2,6 | 2,6 | 43,6 | 43,6 | 7,7 | 182,0 | ||
Республика Ингушетия | 4,8 | 4,8 | 33,3 | 57,1 | 0,0 | 181,0 | ||
Республика Алтай | 2,0 | 8,0 | 40,0 | 50,0 | 0,0 | 180,0 | ||
Республика Марий Эл | 6,0 | 0,0 | 14,0 | 72,0 | 8,0 | 180,0 | ||
Курская область | 4,0 | 0,0 | 42,0 | 42,0 | 12,0 | 180,0 | ||
Новгородская область | 2,0 | 2,0 | 24,0 | 58,0 | 14,0 | 178,0 | ||
Костромская область | 0,0 | 1,9 | 34,6 | 44,2 | 19,2 | 176,9 | ||
Республика Северная Осетия | 2,2 | 4,3 | 15,2 | 67,4 | 10,9 | 176,1 | ||
Астраханская область | 1,9 | 9,6 | 26,9 | 57,7 | 3,8 | 173,1 | ||
Республика Коми | 0,0 | 8,3 | 33,3 | 47,9 | 10,4 | 172,9 | ||
Брянская область | 0,0 | 10,0 | 30,0 | 52,0 | 8,0 | 172,0 | ||
Хабаровский край | 4,1 | 2,0 | 34,7 | 42,9 | 16,3 | 171,4 | ||
Удмуртская республика | 2,5 | 10,0 | 22,5 | 60,0 | 5,0 | 170,0 | Типичные регионы выше среднего уровня | |
Тульская область | 0,0 | 6,0 | 62,0 | 14,0 | 18,0 | 170,0 | ||
Тюменская область | 2,2 | 4,4 | 24,4 | 51,1 | 17,8 | 168,9 | ||
Республика Саха (Якутия) | 4,2 | 8,3 | 31,3 | 50,0 | 6,3 | 168,8 | ||
Челябинская область | 0,0 | 14,6 | 33,3 | 50,0 | 2,1 | 168,8 | ||
Владимирская область | 4,3 | 6,4 | 59,6 | 19,1 | 10,6 | 168,1 | ||
Республика Бурятия | 2,3 | 7,0 | 39,5 | 37,2 | 14,0 | 167,4 | ||
Сахалинская область | 0,0 | 7,0 | 23,3 | 51,2 | 18,6 | 167,4 | ||
Республика Адыгея | 8,0 | 6,0 | 60,0 | 20,0 | 6,0 | 166,0 | ||
Самарская область | 3,9 | 7,8 | 29,4 | 47,1 | 11,8 | 164,7 | ||
Пензенская область | 4,4 | 11,1 | 24,4 | 55,6 | 4,4 | 164,4 | ||
г. Москва | 2,3 | 10,3 | 56,0 | 21,0 | 10,3 | 164,3 | ||
Республика Хакасия | 2,1 | 10,4 | 33,3 | 41,7 | 12,5 | 162,5 | ||
Красноярский край | 0,0 | 10,4 | 41,7 | 31,3 | 16,7 | 162,5 | ||
Волгоградская область | 0,0 | 17,0 | 24,5 | 54,7 | 3,8 | 162,3 | ||
Карачаево-Черкесская республика | 0,0 | 4,0 | 20,0 | 46,0 | 30,0 | 162,0 | ||
Кировская область | 8,0 | 8,0 | 10,0 | 68,0 | 6,0 | 162,0 | ||
Тамбовская область | 0,0 | 14,0 | 28,0 | 48,0 | 10,0 | 162,0 |
Республика Карелия | 7,5 | 7,5 | 26,4 | 47,2 | 11,3 | 158,5 | ||
Пермская область | 4,2 | 12,5 | 27,1 | 47,9 | 8,3 | 158,3 | ||
Архангельская область | 6,0 | 6,0 | 32,0 | 38,0 | 18,0 | 158,0 | ||
Вологодская область | 6,0 | 6,0 | 32,0 | 38,0 | 18,0 | 158,0 | ||
Камчатская область | 2,0 | 8,0 | 32,0 | 36,0 | 22,0 | 158,0 | ||
Ставропольский край | 4,2 | 14,6 | 35,4 | 39,6 | 6,3 | 156,3 | ||
Воронежская область | 4,0 | 12,0 | 30,0 | 42,0 | 12,0 | 156,0 | ||
Оренбургская область | 8,0 | 6,0 | 26,0 | 44,0 | 16,0 | 156,0 | ||
Орловская область | 4,3 | 12,8 | 36,2 | 36,2 | 10,6 | 155,3 | ||
Псковская область | 0,0 | 13,7 | 23,5 | 45,1 | 17,6 | 154,9 | ||
Ярославская область | 3,9 | 9,8 | 29,4 | 39,2 | 17,6 | 154,9 | ||
Республика Татарстан | 13,0 | 8,7 | 47,8 | 28,3 | 2,2 | 154,3 | ||
Кемеровская область | 3,7 | 14,8 | 27,8 | 44,4 | 9,3 | 153,7 | Средние регионы | |
Свердловская область | 0,0 | 14,3 | 32,7 | 34,7 | 18,4 | 153,1 | Типичные регионы ниже среднего уровня | |
Республика Калмыкия | 4,3 | 6,5 | 21,7 | 41,3 | 26,1 | 152,2 | ||
Томская область | 0,0 | 19,1 | 23,4 | 46,8 | 10,6 | 151,1 | ||
Мурманская область | 0,0 | 18,0 | 14,0 | 54,0 | 14,0 | 150,0 | ||
Ивановская область | 9,8 | 7,8 | 19,6 | 47,1 | 15,7 | 149,0 | ||
Рязанская область | 0,0 | 9,6 | 21,2 | 36,5 | 32,7 | 148,1 | ||
Ленинградская область | 6,5 | 15,2 | 45,7 | 23,9 | 8,7 | 147,8 | ||
Ульяновская область | 2,3 | 15,9 | 38,6 | 27,3 | 15,9 | 147,7 | ||
Коми-Пермяцкий АО | 6,8 | 9,1 | 20,5 | 43,2 | 20,5 | 147,7 | ||
Саратовская область | 15,8 | 7,9 | 21,1 | 47,4 | 7,9 | 144,7 | ||
Ростовская область | 0,0 | 12,0 | 22,0 | 34,0 | 32,0 | 144,0 | ||
Республика Дагестан | 6,0 | 18,0 | 22,0 | 44,0 | 10,0 | 142,0 | ||
Республика Башкортостан | 6,1 | 12,2 | 28,6 | 30,6 | 22,4 | 140,8 | ||
Калининградская область | 2,0 | 20,4 | 28,6 | 34,7 | 14,3 | 140,8 | ||
Алтайский край | 4,0 | 18,0 | 32,0 | 30,0 | 16,0 | 140,0 | ||
Калужская область | 4,0 | 20,0 | 20,0 | 44,0 | 12,0 | 140,0 | ||
Смоленская область | 0,0 | 27,1 | 27,1 | 39,6 | 6,3 | 139,6 | ||
Омская область | 3,9 | 13,7 | 15,7 | 41,2 | 25,5 | 139,2 | ||
Республика Мордовия | 22,4 | 4,1 | 32,7 | 32,7 | 8,2 | 138,8 | ||
Курганская область | 8,2 | 18,4 | 28,6 | 36,7 | 8,2 | 138,8 | ||
Краснодарский край | 4,0 | 16,0 | 24,0 | 34,0 | 22,0 | 138,0 | ||
Кабардино-Балкарская республика | 3,0 | 18,2 | 30,3 | 27,3 | 21,2 | 136,4 | Отстающие регионы | |
Липецкая область | 2,0 | 16,0 | 36,0 | 18,0 | 28,0 | 136,0 | ||
Чувашская республика | 10,2 | 16,3 | 18,4 | 42,9 | 12,2 | 134,7 | ||
Приморский край | 0,0 | 24,5 | 32,7 | 26,5 | 16,3 | 134,7 | ||
г. Санкт-Петербург | 11,6 | 17,1 | 34,2 | 28,1 | 8,9 | 133,6 | ||
Усть-Ордынский Бурятский АО | 15,2 | 12,1 | 30,3 | 30,3 | 12,1 | 133,3 | ||
Московская область | 2,0 | 28,0 | 46,0 | 14,0 | 10,0 | 130,0 | ||
Новосибирская область | 4,0 | 26,0 | 30,0 | 28,0 | 12,0 | 128,0 | ||
Иркутская область | 6,3 | 22,9 | 29,2 | 27,1 | 14,6 | 127,1 | ||
Ханты-Мансийский АО | 6,0 | 20,0 | 22,0 | 30,0 | 22,0 | 126,0 | ||
Нижегородская область | 0,0 | 36,5 | 57,7 | 3,8 | 1,9 | 125,0 | ||
Читинская область | 7,7 | 25,6 | 41,0 | 12,8 | 12,8 | 120,5 | ||
Амурская область | 8,0 | 28,0 | 32,0 | 20,0 | 12,0 | 116,0 | Нетипично отстающие регионы | |
Белгородская область | 18,0 | 20,0 | 12,0 | 34,0 | 16,0 | 108,0 |
Среди других лидеров по этому показателю – Республики Ингушетия, Алтай, Марий Эл, Северная Осетия, Коми, Новгородская, Костромская, Астраханская, Брянская области, Хабаровский край. В основном в этих регионах арендные платежи не столь существенны, как в других, но этот фактор отражается позитивно на малом бизнесе только в случае наличия других стимулов. Например, в Ингушетии в целом благоприятные конкурентные условия, что уже привело к инвестиционному буму в республике. А в Северной Осетии сложился максимально благоприятный предпринимательский климат: малый бизнес чувствует поддержку властей, а сам мотивирован на стратегии развития, что тоже благоприятно отразилось на состоянии малого предпринимательства в этой республике. В других же регионах арендного стимула явно недостаточно, и требуются усилия властей по развитию предпринимательства в других направлениях.
Очень плохо дела обстоят с арендными платежами в Амурской и Белгородской областях. В Белгородской области ситуация просто катастрофическая. Почти 40% (!) предприятий тратят более 50% своих расходов на аренду, причем, половина из них – более 70%. Неудивительно, что белгородские предприниматели оценивают свое финансовое состояние как очень плохое.
Абсолютно естественным в этой ситуации выглядит реакция предпринимателей на вопрос: «Что предпочтительней для Вас, если говорить об условиях аренды?». 46% предпочитают снижение арендных платежей. Еще 41% согласились бы на то, чтобы зафиксировать плату за аренду на одном уровне. Причем, в Ингушетии и Новгородской области не требуют снижения платежей и готовы к компромиссному фиксированию арендной ставки. А в таких регионах, как Приморский край, Республика Алтай, Московская, Кировская, Владимирская области и некоторых других, предприниматели предпочитают снижение арендных платежей.
Правовые условия
Первое, что бросается в глаза при анализе правовых условий малого бизнеса – практически полное отсутствие чувства правовой защищенности. Лишь 0,7% российских предпринимателей полностью уверены в том, что возможно отстоять законные интересы своего бизнеса вопреки воле региональных властей. 68,8% считают, что эти шансы минимальны или их нет вовсе. Абсолютным лидером пессимистических настроений является Республика Алтай, в которой об отсутствии таких шансов заявили 82,0% опрошенных. На втором месте, с существенным отрывом, находятся Северная Осетия – Алания и Белгородская область – по 66,0%. Наименьшая среди всех российских регионов доля предпринимателей, уверенных в отсутствии шансов, приходится на Тульскую область, она составляет всего 4,2%. Однако 58,3% опрошенных в этой области назвали шансы законно выиграть у региональной власти минимальными. Так что оптимизм тульских предпринимателей можно назвать очень осторожным. По суммарной оценке шансов на законную защиту бизнеса наилучшими регионами являются Московская область, Ханты-Мансийский АО и Омская область.