Таб. 6.1.4. Через год финансовое состояние Вашего бизнеса будет лучше или хуже?
Регион | Лучше | Такое же | Хуже | Затрудняюсь ответить | Индекс | ||
Алтайский край | 72,0 | 20,0 | 4,0 | 4,0 | 168,0 | Нетипично преуспевающие регионы | |
Удмуртская республика | 66,0 | 26,0 | 2,0 | 6,0 | 164,0 | ||
Республика Саха (Якутия) | 60,0 | 12,0 | 6,0 | 22,0 | 154,0 | Преуспевающие регионы | |
Нижегородская область | 55,1 | 42,9 | 2,0 | 0,0 | 153,1 | ||
Челябинская область | 60,0 | 26,0 | 8,0 | 6,0 | 152,0 | ||
Республика Хакасия | 52,0 | 44,0 | 2,0 | 2,0 | 150,0 | ||
Республика Башкортостан | 54,0 | 30,0 | 6,0 | 10,0 | 148,0 | ||
Республика Северная Осетия | 60,0 | 24,0 | 12,0 | 4,0 | 148,0 | ||
Республика Татарстан | 57,4 | 29,8 | 10,6 | 2,1 | 146,8 | ||
Костромская область | 51,9 | 28,8 | 5,8 | 13,5 | 146,2 | ||
Ямало-Ненецкий АО | 58,0 | 10,0 | 12,0 | 20,0 | 146,0 | ||
Новосибирская область | 54,0 | 24,0 | 12,0 | 10,0 | 142,0 | Типичные регионы выше среднего уровня | |
Свердловская область | 55,1 | 20,4 | 14,3 | 10,2 | 140,8 | ||
Республика Бурятия | 50,0 | 24,0 | 10,0 | 16,0 | 140,0 | ||
Волгоградская область | 49,1 | 28,3 | 9,4 | 13,2 | 139,6 | ||
Кемеровская область | 48,1 | 27,8 | 9,3 | 14,8 | 138,9 | ||
Астраханская область | 51,9 | 19,2 | 13,5 | 15,4 | 138,5 | ||
Архангельская область | 50,0 | 26,0 | 12,0 | 12,0 | 138,0 | ||
Вологодская область | 50,0 | 26,0 | 12,0 | 12,0 | 138,0 | ||
Смоленская область | 48,0 | 28,0 | 10,0 | 14,0 | 138,0 | ||
Томская область | 50,0 | 22,0 | 12,0 | 16,0 | 138,0 | ||
Республика Карелия | 49,1 | 26,4 | 11,3 | 13,2 | 137,7 | ||
Тюменская область | 53,1 | 22,4 | 16,3 | 8,2 | 136,7 | ||
Ставропольский край | 40,0 | 34,0 | 4,0 | 22,0 | 136,0 | ||
Ханты-Мансийский АО | 40,0 | 28,0 | 4,0 | 28,0 | 136,0 | ||
Псковская область | 43,1 | 21,6 | 7,8 | 27,5 | 135,3 | ||
Республика Дагестан | 42,0 | 10,0 | 8,0 | 40,0 | 134,0 | ||
Мурманская область | 42,0 | 26,0 | 8,0 | 24,0 | 134,0 | ||
Пермская область | 48,0 | 14,0 | 14,0 | 24,0 | 134,0 | ||
Орловская область | 46,9 | 28,6 | 14,3 | 10,2 | 132,7 | ||
Чувашская республика | 44,0 | 34,0 | 12,0 | 10,0 | 132,0 | ||
Кировская область | 44,0 | 18,0 | 12,0 | 26,0 | 132,0 | ||
Ленинградская область | 44,0 | 30,0 | 12,0 | 14,0 | 132,0 | ||
Ростовская область | 34,7 | 32,7 | 4,1 | 28,6 | 130,6 | ||
Магаданская область | 34,9 | 37,2 | 4,7 | 23,3 | 130,2 | ||
Хабаровский край | 42,0 | 42,0 | 12,0 | 4,0 | 130,0 | ||
Кабардино-Балкарская республика | 48,0 | 14,0 | 20,0 | 18,0 | 128,0 | ||
Республика Калмыкия | 34,0 | 16,0 | 6,0 | 44,0 | 128,0 | ||
Брянская область | 48,0 | 28,0 | 20,0 | 4,0 | 128,0 | ||
Новгородская область | 38,0 | 26,0 | 10,0 | 26,0 | 128,0 | ||
Рязанская область | 37,3 | 21,6 | 9,8 | 31,4 | 127,5 | Средние регионы | |
Коми-Пермяцкий АО | 48,1 | 19,2 | 21,2 | 11,5 | 126,9 | Типичные регионы ниже среднего уровня | |
Республика Марий Эл | 40,0 | 30,0 | 14,0 | 16,0 | 126,0 |
Курская область | 38,8 | 26,5 | 14,3 | 20,4 | 124,5 | ||
Республика Адыгея | 44,0 | 22,0 | 20,0 | 14,0 | 124,0 | ||
Амурская область | 34,0 | 44,0 | 10,0 | 12,0 | 124,0 | ||
Ульяновская область | 44,0 | 18,0 | 20,0 | 18,0 | 124,0 | ||
Читинская область | 34,0 | 56,0 | 10,0 | 0,0 | 124,0 | ||
Ивановская область | 37,3 | 25,5 | 13,7 | 23,5 | 123,5 | ||
Иркутская область | 35,3 | 25,5 | 11,8 | 27,5 | 123,5 | ||
Республика Алтай | 48,0 | 22,0 | 26,0 | 4,0 | 122,0 | ||
Республика Мордовия | 36,0 | 22,0 | 14,0 | 28,0 | 122,0 | ||
Белгородская область | 40,0 | 38,0 | 18,0 | 4,0 | 122,0 | ||
Омская область | 31,4 | 35,3 | 9,8 | 23,5 | 121,6 | ||
Самарская область | 37,3 | 31,4 | 15,7 | 15,7 | 121,6 | ||
г. Санкт-Петербург | 36,2 | 30,2 | 15,4 | 18,1 | 120,8 | ||
г. Москва | 32,7 | 37,7 | 13,0 | 16,7 | 119,7 | ||
Ярославская область | 31,9 | 27,7 | 12,8 | 27,7 | 119,1 | ||
Пензенская область | 26,0 | 40,0 | 8,0 | 26,0 | 118,0 | ||
Тульская область | 24,0 | 52,0 | 6,0 | 18,0 | 118,0 | ||
Владимирская область | 29,4 | 31,4 | 11,8 | 27,5 | 117,6 | ||
Красноярский край | 33,3 | 27,1 | 16,7 | 22,9 | 116,7 | ||
Республика Ингушетия | 36,0 | 36,0 | 20,0 | 8,0 | 116,0 | ||
Приморский край | 32,0 | 44,0 | 16,0 | 8,0 | 116,0 | ||
Калининградская область | 32,0 | 22,0 | 18,0 | 28,0 | 114,0 | ||
Усть-Ордынский Бурятский АО | 32,0 | 36,0 | 18,0 | 14,0 | 114,0 | ||
Сахалинская область | 27,5 | 29,4 | 13,7 | 29,4 | 113,7 | ||
Калужская область | 25,0 | 34,6 | 11,5 | 28,8 | 113,5 | ||
Саратовская область | 38,0 | 20,0 | 26,0 | 16,0 | 112,0 | ||
Республика Карачаево-Черкессия | 30,0 | 30,0 | 20,0 | 20,0 | 110,0 | Отстающие регионы | |
Республика Коми | 36,0 | 28,0 | 26,0 | 10,0 | 110,0 | ||
Камчатская область | 20,0 | 34,0 | 10,0 | 36,0 | 110,0 | ||
Курганская область | 24,0 | 48,0 | 14,0 | 14,0 | 110,0 | ||
Тверская область | 29,4 | 19,6 | 23,5 | 27,5 | 105,9 | ||
Краснодарский край | 28,0 | 32,0 | 24,0 | 16,0 | 104,0 | ||
Воронежская область | 22,0 | 50,0 | 18,0 | 10,0 | 104,0 | ||
Оренбургская область | 12,0 | 54,0 | 16,0 | 18,0 | 96,0 | ||
Московская область | 24,0 | 16,0 | 30,0 | 30,0 | 94,0 | Нетипично отстающие регионы | |
Липецкая область | 16,0 | 22,0 | 24,0 | 38,0 | 92,0 | ||
Тамбовская область | 28,0 | 22,0 | 40,0 | 10,0 | 88,0 |
Следует отметить, что в целом оценка финансового состояния зависит не только и не столько от объективных показателей, но и в определенной мере на нее влияют субъективные оценки положения малых предприятий на рынке. Оценка условий предпринимательства может существенно влиять на оценку собственного положения. Это значит, что если даже в данный момент предприятие не испытывает финансовых затруднений, но находится в неблагоприятных рыночных условиях, это приводит к субъективному занижению собственного положения, так как оно воспринимается как недостаточно хорошее для преодоления возможных рисков. Та же самая логика характерна и для оценки роли властей различных уровней в поддержке предпринимательства. Если предприниматель ощущает поддержку государства (пусть даже чисто символическую) на различном уровне, он начинает чувствовать себя более уверенно, что отражается на его оценках своего положения и позволяет ему с оптимизмом смотреть в будущее и строить долгосрочные бизнес-стратегии, что само по себе позитивно. В этом смысле, не правы те, кто призывает государство отказаться от декларативных позиций по поддержке предпринимательства. Даже в том случае, если государство не может содействовать развитию предпринимательства делом и реализовывать институциональную реформу, остается очень важным поддержание уверенности предпринимателей в том, что позиции государства в их отношении остаются неизменными и оно готово поддерживать предпринимателей хотя бы на моральном уровне, признавая их важный вклад в развитие экономики и социальной сферы. Речь здесь не идет о привычном патернализме, скорее надо говорить о партнерстве государства и малого предпринимательства. Государство должно признать, что оно пока не способно оказать достойную поддержку предпринимателю, но считает это одним из своих приоритетов, а предприниматель в свою очередь не отказывается от долгосрочных стратегий, направленных на развитие производства, от увеличения числа занятых, участия в создании благоприятной социально-экономической среды на локальном уровне.
Имущественные ресурсы
Ресурсная материальная база малого предпринимательства остается очень ограниченной. Об этом свидетельствуют оценки предпринимателей возможности приобретения в собственность офисных и производственных площадей. 16% респондентов заявили, что в их регионе открытый рынок недвижимости для бизнеса практически отсутствует и все приходится делать только через чиновников (таб. 6.2.1). 55% считают, что, несмотря на то, что рынок есть, цены на нее слишком велики, что исключает возможность ее приобретения в собственность. 13% предпринимателей не могут купить недвижимость на существующем рынке из-за отсутствия долгосрочных кредитных инструментов. И лишь 7% считают, что рынок недвижимости есть и цены на нем доступны для предпринимателей.